ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6073/2021 от 22.11.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» ноября 2021 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Орлова А.С., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ча к Военному комиссариату Республики Бурятия о взыскании недоплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просил о взыскании недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9900,00 руб., мотивируя тем, что пенсия не могла быть рассчитана из должностного оклада 1700,00 руб., а должна быть рассчитана из должностного из МРОТ исходя из положений ст.12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании истец ФИО2 исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, при этом также пояснил, что считает, что его пенсия должна быть рассчитана за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из тарифного разряда 13 с окла<адрес>,00 руб., не согласен с ранее вынесенным решением, а также полагает, что согласно расчета при перерасчете и выплате денежных средств ему неправильно произведен расчет, недоплата составила 526416,00 руб. из расчета за 21 год 4 месяца.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, т.к. в части установления тарифного разряда ранее уже было судебное решение, которое вступило в законную силу, в части необходимости расчета пенсии исходя из МРОТ также оснований для удовлетворения не имеется, т.к. указанная норма применяется только к первичным воинским должностям солдат и матросов, а истец занимал офицерскую должность. При этом в 2006 году истцу был произведен перерасчет пенсии и произведена выплат в размере 4887,69 руб., с которой истец был согласен и не оспаривал. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд за защитой своих прав. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

Судом установлено, что ФИО2 является пенсионером Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения занимал должность помощника начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения – метролог технической части зенитно-ракетного полка. ФИО2 выплачивается пенсия за выслугу лет.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон ).

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие включается оклад по последней штатной должности, оклад но воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с ДД.ММ.ГГГГ оклады по воинским должностям военнослужащих были установлены вновь, независимо от существующей ранее системы установления окладов, не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих. Конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям поручено определять Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, а также поручено Министру обороны Российской Федерации установить оклады по другим (нетиповым) воинским должностям, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными для типовых воинских должностей.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оклад по нетиповой воинской должности истца «помощник начальника службы РАВ войсковой части » с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 1700,00 руб.

Согласно сообщению заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ оклад по нетиповой воинской должности «помощник начальника службы РАВ полка» с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в размере 1700,00 руб., чему соответствовал 12 тарифный разряд.

Оснований полагать, что оклад и соответствующий тарифный разряд были установлены истцу министром обороны неверно, и оклад истца должен быть установлен в размере 1750,00 руб., у суда оснований не имеется. Оклад истца установлен в порядке, установленном законом, уполномоченным должностным лицом. Соответственно, не имеется оснований и для перерасчета пенсии, а также для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.

Решением октябрьского районного суда <адрес> Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 по аналогичным требованиям было отказано, апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменений.

Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Таким образом, правовых оснований для повторного рассмотрения указанных требований и их удовлетворения у суда не имеется, в связи с чем подлежат отклонению.

Кроме того, основания для пересмотра пенсий предусмотрены ст.49 Закона :

- одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

- с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий перерасчет производится только по одному из оснований.

Статьей 2 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено было, что индексации подлежат, в том числе, государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие), кроме единовременных. При этом согласно ст.8 указанного закона источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий (учреждений здравоохранения, народного образования, науки, культуры и других), социальных пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующих бюджетов.

Согласно ст.12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей в спорный период) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба).

Таким образом, увеличение МРОТ не является самостоятельным основанием для пересмотра пенсии, т.к. МРОТ применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре.

Размеры окладов Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей в спорный период) были ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, соответственно размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством РФ.

В связи с тем, что истец ФИО2 был уволен и исключен из списков воинской части в звании «майор», данное звание в соответствии со ст.46 Закона является воинским званием старшего офицера, следовательно к первичным воинским должностям солдат и матросов не относится, в связи с чем перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из МРОТ законом не предусмотрен, требования истца в указанной части также не полежат удовлетворению.

Согласно представленным материалам дела, судом также было установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 был произведен перерасчет пенсии, выплата произведена в размере 4887,69 руб., что не оспаривается сторонами.

В связи с чем, правовых оснований для перерасчета невыплаты пенсии за 21 год и 4 месяца у суда не имеется.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в соответствии со ст.196 ГК РФ, срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании ст.199 ГК РФ исковая давность принимается судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, истечение срока давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Т.к. перерасчет пенсии был произведен в октябре 2006 года, соответственно срок исковой давности истек в октябре 2009 года.

Доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока для обращения в суд не представлено. В связи с чем, суд не усматривает уважительных причин пропуска указанного срока, поскольку препятствий для своевременного предъявления исковых требований не имелось.

Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска.

В этой связи суд, отказывая в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском сроков давности обращения в суд, не принимает во внимание иные доводы истца, заявленные в обоснование своих требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 ча к Военному комиссариату Республики Бурятия о взыскании недоплаченной пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.С. Орлов