ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6075/2021 от 14.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-6075/2021

56RS0018-01-2021-007455-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года город Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Каминской О.А.,

с участием: истца ФИО1,

представителя истца: ФИО2,

представителя ответчика: ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к УПФР в г.Оренбурге указав, что 28.08.2019г. обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г.Оренбурге от 05.11.2019г. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Не согласившись с указанным решением, истец просил суд с учётом уточнений и исправления описок признать решение начальника УПФР в г.Оренбурге от 05.11.2019 г. частично незаконным. Обязать УПФ РФ в г.Оренбурге включить ФИО1 в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях периоды работы: с 26.02.1995-30.11.1999г, с 01.12.1999-11.11.2001, 13.11.2001-10.04.2002, 12.04.2002-26.08.2002, 03.09.2002- 12.01.2003, 14.01.2003-30.06.2003г., с 01.07.2003-31.12.2003г., с 01.01.2004-24.02.2004г., с 09.03.2004-21.07.2004, 26.07.2004-13.10.2005, 17.10.2005-31.10.2005г., с 01.11.2005-31.12.2006г.

Обязать УПФ РФ в г. Оренбурге назначить и выплачивать ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с 16.09.2019года.

Определением суда (протокольная форма) произведена замена ответчика ГУ-УПФР в г.Оренбурге на надлежащего ответчика ГУ – ОПФР по Оренбургской области.

Истец ФИО1 и представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Суд, заслушав пояснения присутствующих, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу:

Судом установлено, что 28.08.2019г. ФИО1 обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 05.11.2019г. в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы:

- 26.02.1995-30.11.1999 - ... в а/к N на автобус всех марок на заказные перевозки ТОО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие N»;

01.12.1999-11.11.2001, 13.11.2001-10.04.2002, 12.04.2002-26.08.2002, 03.09.2002- 12.01.2003, 14.01.2003-30.06.2003 в должности ... на все виды перевозок ООО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятия N», ОАП N ДО ОАО «Оренбургавтотранс»;

01.07.2003-31.12.2003 в должности ... в а/к N на автобус всех марок на все виды перевозок ООО «Оренбургское пассажирское транспортное предприятие N»;

01.01.2004-24.02.2004 в должности ... на автобусах всех марок на все виды перевозок в а/к N ООО «Оренбургское пассажирское предприятия N»;

09.03.2004-21.07.2004, 26.07.2004-13.10.2005, 17.10.2005-31.10.2005 в ... в а/к N на автобусе марки ПАЭ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты МУП «Пассажирский автотранспорт N» МО «город Оренбург»;

01.11.2005-31.12.2006 в должности водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов а/к N МУП «Оренбургский автобус» МО «город Оренбург».

Отказано ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы. По представленным документам, стаж, дающий право на такую пенсию составил 12 лет 07 мес. 20 дн. (требуется 20 лет), продолжительность страхового стажа составила 36лет 100 мес. 27 дн. (требуется 25 лет).

Судом не проверяется законность решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж остальных периодов работы, поскольку в этой части решение ответчика истцом не обжалуется.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Таким образом, основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям вышеуказанных транспортных средств является их постоянная (полный рабочий день) занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, т.е. участие в регулярных городских пассажирских перевозках.

Аналогичные вышеуказанным положения были предусмотрены подпунктом «к» ст.12 ранее действовавшего Закона РСФСР «О государственных пениях в РСФСР».

Из системного анализа понятий, содержащихся в Федеральном законе от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что под регулярными городскими пассажирскими маршрутами следует понимать перевозку транспортом общего пользования пассажиров и багажа по территории города по постоянному, разработанному пути (маршруту), от начального пункта до конечного, по расписанию.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 10.04.2013 №120) регулярные маршруты - это маршруты, осуществляемые в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутных остановках.

Записями в трудовой книжке истца АТ-III N, относительно обжалуемых периодов подтверждается, что ФИО1 с 26.02.1995 г. принят ... на заказные перевозки в ТОО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие № 5», 30.11.1999г. уволен по инициативе работника, с 01.12.1999г. принят ... по контракту в ООО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие № 5», ОАП № 5 ДО ОАО «Оренбургавтотранс», 30.06.2003г. уволен по переводу в ОООО ОПТП -5, 01.07.203г. принят в порядке перевода с ООО ОАТП 5 ... на автобуме всех марок на се время перевозок по срочному трудовому договору, 31.12.2003г. уволен по переводу в ООО ОПП № 5, с 01.01.2004г. принят в порядке перевода с ООО ОПТП -5 в ООО Оренбургское пассажирское предприятие № 5 на должность ... по срочному трудовому договору, 24.02.2004г. уволен в порядке перевода, с 09.03.2004г. принят ... а/к 3 на автобусе марки ПАЭ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты МУП «Пассажирский автотранспорт № 1» МО «город Оренбург», 31.10.2005г. уволен в порядке перевода в МУП «Оренбургский автобус» по просьбе работника, с 01.11.2005г. принят в ... № 3 на автобусе марки ПАЭ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты МУП «Пассажирский автотранспорт № 1» МО «город Оренбург».

Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 26.02.1995г. по 30.11.1999г. суд приходит к следующему.

Как следует из архивной справки от 20.04.2018 г. ..., выданной МБУ «Архив города Оренбурга» по приказам начальника ТОО «ОПАТП» N в спорный период ФИО1 значится водителем 1 класса автоколонны N на автобус всех марок, на заказные перевозки с 26.02.1995г. по контракту на шесть месяцев. Уволен 30.11.1999г. по ст. 32 КЗоТ РФ по инициативе работника н основании заявления. Сведений о работе истца водителем регулярных городских пассажирских маршрутов указанная справка не содержит.

Согласно служебной записки от 21.10.2019г. N, выданной руководителем Клиентской службы ФИО4 ОПАТП -5 ТОО дата регистрации УПФР в г.Оренбурге 04.06.1991, снят с учёта 19.09.2006г. в связи с банкротством. Как страховать имеющий рабочие места, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в УПФР в г. Оренбурге не зарегистрирован, среди архивных наблюдательных дел отсутствует.

Оренбургское автотранспортное предприятие N ДОО ОАО АТК «Оренбургавтотранс», дата регистрации в УПФР в г. Оренбурге 05.07.1999, снят с учёта 06.05.2005 в связи с перерегистрацией.

При формировании наблюдательного дела перечень льготных профессий представлен с 2000 года, ПереченьЛП за 1999г. не представлен.

В представленном поименном списке к Перечню ЛП за 2000,2002, 2003 ФИО1 – ...

Поименный список к Перечню за 2001 год не представлен.

Также истцом в обосновании заявленных доводов работы полный рабочий день, на регулярных городских пассажирских маршрутах представлены ксерокопии приказом по личному составу за 1995-2004 года, лицевые счета истца за период с 1995-2003г., личная карточка ф. Т-2 ФИО1 за период с 1995-2004 года ТОО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие N».

Вместе с тем в пп. «а» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н, в соответствии с которым в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, за периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на каких конкретно работах был занят работник. В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением. Вместе с тем, архивные органы не вправе подтверждать характер льготной работы.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 года N 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ (письмо от 1.06.92 г. N 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно п. 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (п. 2).

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Льготно-уточняющие справки истцом ответчику не представлялись, как и какие-либо иные документы, подтверждающие занятость постоянно полный рабочий день на регулярных городских пассажирских маршрутах истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, Определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготой профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, и следует из материалов дела ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 19.02.1999 г., спорные периоды её трудовой деятельности имели место после её регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении стажа ФИО1, за период с 01.01.1998г. 30.11.1999г. представлены работодателем с общими условиями, без указания кода льготной работы.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств с достоверностью, подтверждающих факт льготной работы истца в спорный период в пенсионный орган не представлено, оснований для признания незаконными оспариваемых решений в части не включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, также не имеется.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств с достоверностью, подтверждающих характер работы и занятость истца в режиме полного рабочего дня на регулярных городских пассажирских маршрутах истцом не представлено, оснований для признания незаконным оспариваемого решения в части не включения периодов c 26.02.1995г. по 30.11.1999г. - водитель ...N на автобус всех марок на заказные перевозки ТОО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие N» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется, соответственно в удовлетворении данного требования и требования о включении их в специальный стаж суд отказывает.

К Аналогичному выводу суд приходит относительно периодов работы с 01.12.1999-11.11.2001, 13.11.2001-10.04.2002, 12.04.2002-26.08.2002, 03.09.2002- 12.01.2003, 14.01.2003-30.06.2003 в должности водителя всех марок на все виды перевозок ООО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятия N», ОАП N ДО ОАО «Оренбургавтотранс» на основании следующего.

Из представленной архивной справки от 20.04.2018 г. № ..., выданной МБУ «Архив города Оренбурга» по приказам директора ТОО «ОПАТП N» ФИО1 принят на работу с 1.12.1999г. в порядке перевода с ТОО ПАТП-5 по контракту на один год с оплатой по Положению в отдел эксплуатации для работы на автобусах всех марок на все виды перевозок .... Уволен по переводу в ООО ОПТП-5 30.06.2003 по ст. 77 п. 5 ТК РФ согласно заявлению.

Также в материалы дела представлен акт проверки факта льготной работы N от 20.03.2019г., которым не подтверждается занятость ФИО1 на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня, так как заявитель работал на перевозках всех видов.

Не содержат указанных сведений и представленные ксерокопии приказом по личному составу за 1995-2004 года, лицевые счета истца за период с 1995-2003г., личная карточка ф. Т-2 ФИО1 за период с 1995-2004 года ТОО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятие N».

Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н, в соответствии с которым в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, за периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на каких конкретно работах был занят работник. В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением. Вместе с тем, архивные органы не вправе подтверждать характер льготной работы.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 года N 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ (письмо от 1.06.92 г. N 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно п. 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (п. 2).

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Льготно-уточняющие справки истцом ответчику не представлялись, как и какие-либо иные документы, подтверждающие занятость постоянно полный рабочий день на регулярных городских пассажирских маршрутах истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Следовательно, периоды работ истца с 01.12.1999-11.11.2001, 13.11.2001-10.04.2002, 12.04.2002-26.08.2002, 03.09.2002- 12.01.2003, 14.01.2003-30.06.2003 в должности водителя всех марок на все виды перевозок ООО «Оренбургское пассажирское автотранспортное предприятия N», ОАП N ДО ОАО «Оренбургавтотранс» также не подлежат зачету в льготный стаж истца.

Рассматривая требования о включении в льготный стаж истца периодов работы с 01.07.2003-31.12.2003 в должности водителя в а/к N на автобус всех марок на все виды перевозок ООО «Оренбургское пассажирское транспортное предприятие N», а также с 01.01.2004-24.02.2004 в должности водителя на автобусах всех марок на все виды перевозок в а/к N ООО «Оренбургское пассажирское предприятия N», суд находит их также не обоснованными и не подлежащим удовлетворению.

Отказывая истцу во включении указанных периодов, ответчик ссылается на не подтверждение занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня, а также индивидуальные сведения за данный период работодателем представлены с общими условиями труда, без указания кода льготной работы.

Согласно архивной справки от 20.04.2018г., и что подтверждается записью в трудовой книжке истец был принят на работу в ООО «Оренбургское пассажирское транспортное предприятие N» и в а/к N ООО «Оренбургское пассажирское предприятия N» на должность водителя всех марок.

Согласно архивной справки N от 20.04.2019г. решением главы Администрации Дзержинского района от 04.06.1993 N ОПАТП N АТК «Оренбургавтотранс» преобразовано в ТОО «ОПАТП N». 25.12.1998 Оренбургская городская регистрационная палата зарегистрировала ТОО «ОПАТП N» как ООО «Оренбургское автотранспортное предприятие N» (ООО «ОАТП N», свидетельство о государственной регистрации № Q2466). Оренбургской городской регистрационной палатой 21.10.2002г. зарегистрировала ООО «Оренбургское пассажирское транспортное предприятие N» (ООО «ОПТП N», свидетельство N).

... ООО «ОПТП N» было реорганизовано в ООО «Оренбургское пассажирское предприятие N» (ООО «ОПП N», свидетельство о государственной регистрации N). Сообщаем, что определенней Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.05 № А - 47 - 506/2002 ГК ТОО «ОПАТП - 5» признано банкротом.

Как указывалось выше, законом прямо предусмотрено, что для подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, помимо общих документов необходимо также льготно-уточняющая справка, подтверждающая льготный характер работы.

Справка, уточняющая льготный характер работы не представлялась, как и какие-либо иные документы, подтверждающие занятость постоянно полный рабочий день на регулярных городских пассажирских маршрутах истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Сам факт работы водителем, не свидетельствует о выполняемом характере работы, а именно занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня.

Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, Определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготой профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Как установлено ранее и следует из материалов дела ФИО1, был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19.02.1999г., спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении стажа ФИО1 представлены за спорные периоды без указания кода льготной работы.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств с достоверностью, подтверждающих факт работы истца в спорный период в пенсионный орган не представлено, оснований для признания незаконными оспариваемых решений в части не включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется, соответственно в удовлетворении требований ситца о включении данных периодов работы в льготный стаж истец отказывает.

Рассматривая требования истца о включении в льготный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой песни по старости за период с 09.03.2004-21.07.2004, 26.07.2004-13.10.2005, 17.10.2005-31.10.2005 в должности ...N на автобусе марки ПАЗ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты МУП «Пассажирский автотранспорт N» МО «город Оренбург», а также с 01.11.2005-31.12.2006 в должности ... регулярных городских пассажирских маршрутов а/к N МУП «Оренбургский автобус» МО «город Оренбург», суд приходит к следующему.

Приказом N-К от 09.03.2004г. по личному составу МУПП Автотраспорта N ФИО1 принят ... в а/к N на автобус марки ПАЗ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты, с повременно - премиальной оплатой труда согласно штатному расписанию, в порядке перевода из ООО ОПП-5.

Приказом N-К от 01.11.2005г.,ФИО1 в порядке перевода из МУП «ПА N» принят на работу ... регулярных городских пассажирских маршрутов автоколонны N.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Факт работы ФИО1 на регулярных городских пассажирских маршрутах в указанные периоды подтверждается записью в трудовой книжке.

Согласно архивной справки № К-1928 от 20.04.2018 в архивном фонде Муниципального унитарного предприятия «Пассажирский автотранспорт N» муниципального образования «город Оренбург» в приказе директора МУП «Пассажирский автотранспорт N м.о. «город Оренбург» по личному составу от 09.03.2004 N-К записано: «Принять: 1.1 ФИО1, ...... в а/к N, на автобус марки ПАЗ - 3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты. С повременно-премиальной оплатой труда согласно штатного расписания, в порядке перевода из ООО 0ПП-5. Со спец. стажировкой 56 часов, водитель - наставник ... Оплата за стажировку согласно Положению» (так в документе).

В приказе директора МУП «Пассажирский автотранспорт N м.о. «город Оренбург» по личному составу от 01.11.2005 N-К записано: «Уволить: ..., в порядке перевода, по просьбе работника, пункт 5 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации, в Муниципальное унитарное предприятие «Оренбургский автобус» муниципального образования «город Оренбург»:.. ..1.28. Водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов автоколонны N: ФИО1ПАЗ 3205 1 класс...» (так в документе).

В личной карточке ф. № Т-2 значится ФИО1, ... года рождения, водитель гор. и ком. пас. марш 1 класса а/к N (так в документе).

В лицевых счетах работников МУП «Пассажирский автотранспорт N м.о. город Оренбург» за 2004-2005 годы значится .... (так в документах) ФИО1дата рождения не указана, имеются начисления заработной платы с марта (отработан 61 час) 2004 г. по октябрь (отработано 55,9 часов) 2005 г. включительно.

Согласно архивной справки № К-1930 от 20.04.2018г. в архивном фонде Муниципального унитарного предприятия «Оренбургский автобус» муниципального образования «город Оренбург» в приказе директора Муниципального унитарного предприятия «Оренбургский автобус» муниципального образования «город Оренбург» по личному составу от 01.11.2005 N-К записано: «Принять: 01.11.2005г., в порядке перевода из МУП «ПА N».. .1.28. ...N.... ФИО1ПАЗ 32051 класс...» (так в документе).

В личной карточке ф. № Т-2 ФИО1, ... года рождения, водитель автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов автоколонны N класса (так в документе).

В лицевых счетах работников Муниципального унитарного предприятия -Оренбургский автобус» муниципального образования «город Оренбург» за 2005- 2007 годы значится водитель (должность - так в документах) ФИО1, дата рождения не указана, имеются начисления заработной платы с ноября (отработано 14 дней) 2005г. по июнь (отработано 201,8 часов) 2007г. включительно.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в черте города с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах (Письмо Минтранса Российской Федерации от 02.07.1992 N 13-пр) определено, занятость водителей только на таких маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских пассажирских маршрутах, заработная плата начислялась за часы, отработанные на линии по повышенным тарифным ставкам. Начисление заработной платы иным водителям (пригородных маршрутах ) производилась по общим тарифным ставкам.

Таким образом, указание в ведомости по начислению заработной платы на повременную оплату труда свидетельствует, что водитель работал на автобусах на регулярных городских пассажирских маршрутах. Также предусматривалось премирование водителей работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах за соблюдение маршрутного расписания движения автобуса. За каждый невыполненный или нерегулярный рейс размер премии уменьшался.

Согласно п. 4 выписки из положения об оплате труда водителей городских маршрутов водителям городского маршрута за каждый рейс совершенный по графику выплачивается Премия за график.

Из имеющихся в материалах дела лицевых счетов видно, что заработная плата исчислялась исходя из размера повышенной тарифной ставки, установленной для водителей работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, с учетом отработанных часов на линии, в том числе за сверхурочность, работу в ночное время.

Как следует, из пояснений истца он работал на маршрутных автобусах N, N и 55.

В материалы дела представлены схемы движения маршрутов N и N, а также расписание маршрутов 17 и N с указанием остановок и времени прибытия, из которых следует, что передвижение осуществлялось в черте города и было регулярным.

Таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждается факт работы истца на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также осуществление организацией, в которой работал истец регулярных городских пассажирских маршрутов, которые проходят в пределах черты города, выполняются автобусами, предназначенными для перевозки пассажиров, осуществляются с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте.

В соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов. Не предоставление работодателем таких сведений не может влиять на пенсионные права ФИО1., вины которой в этом не имеется. Невыполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению сведений в отношении истца не может служить основанием для того, чтобы не включать спорный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы 09.03.2004-21.07.2004, 26.07.2004-13.10.2005, 17.10.2005-31.10.2005 в должности водителя в а/к N на автобусе марки ПАЗ-3205, на регулярные городские и коммерческие пассажирские маршруты МУП «Пассажирский автотранспорт N» МО «город Оренбург», с 01.11.2005-31.12.2006 в должности водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов а/к N МУП «Оренбургский автобус» МО «город Оренбург», а решение ответчика в указанной части является незаконным и не обоснованным.

С учетом включения указанных периодов работы специальный стаж истца составляет: 12 лет 07 месяцев 20 дня (засчитано решением УПФР в г.Оренбурге от 05.11.2019 г.) + 2 года 09 месяцев 17 дней (засчитано настоящим решением суда) = 15 лет 05 месяцев 07 дней, чего не достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в возрасте 55 лет, в связи с чем в удовлетворении требования истца назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 16.09.2019года суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную пенсию, удовлетворить частично.

Признать решение начальника Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда российской Федерации в г. Оренбурге от 05.11.2019 г. незаконным в части отказа ФИО1в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 09.03.2004 г. по 21.07.2004 г., с 26.07.2004 г. по 13.10.2005 г., с 17.10.2005 г. по 31.10.2005 г. - ...N на регулярных городских пассажирских и коммерческих маршрутах МУП «Пассажирский автотранспорт N», с 01.11.2005 г. по 31.12.2006 г. - ... регулярных городских пассажирских маршрутов автоколонны N МУГ1 «Оренбургский автобус».

Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Оренбургской области включить ФИО1в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 09.03.2004 г. по 21.07.2004 г., с 26.07.2004 г. по 13.10.2005 г., с 17.10.2005 г. по 31.10.2005 г. - ...N на регулярных городских пассажирских и коммерческих маршрутах МУП «Пассажирский автотранспорт N», с 01.11.2005 г. по 31.12.2006 г. - ... регулярных городских пассажирских маршрутов автоколонны N МУП «Оренбургский автобус».

В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19 ноября 2021 года

Судья: /подпись/

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при гражданском деле № 2-6075/2021