Дело № 2-6078/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что имеет стаж трудовой деятельности свыше 33 лет. за время работы имел многочисленные поощрения, в частности:
- Почетная грамота Российской государственной страховой компании «За многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие государственного страхования» (1996 г.), которая на тот момент имела статус государственных и включена в реестр государственных наград.
- Нагрудный знак Государственного комитета РФ «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года».
- Нагрудный знак Федеральной службы государственной статистики «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года».
На его обращение к ответчику получен отказ в присвоении звания «Ветеран труда», который истец считает незаконным.
На основании изложенного просит суд присвоить ему звание «Ветеран труда».
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Судом установлено, что 06.10.1996 г. ФИО1 Правлением Российской государственной страховой компании награжден Почетной грамотой За многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие государственного страхования и в связи с 75-летием Российской государственной страховой компании, что подтверждается представленной грамотой.
Кроме того, ФИО1 приказом Госкомстата России от 30.06.2003 г. № награжден нагрудным знаком Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», что подтверждается представленным удостоверением.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2006 г. № ФИО1 награжден нагрудным знаком «За активное участие во всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», что также подтверждается представленным удостоверением.
На основании указанных наград истец обратился в Министерства труда и социальной защиты населения РБ с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Письмом № от 07.04.2017 г. ответчик отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
В силу положений статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с частью 4 указанной статьи, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и (или) медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Республике Башкортостан определены Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года N 272.
Правовой смысл подпункта 2 пункта первого статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств. Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями министерств и ведомств СССР, РСФСР, органами государственной власти РФ (удостоверения к нагрудному знаку и почётным знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почётному и заслуженному званиям, почётная грамота).
Из изложенного выше следует, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлялось органами законодательной власти РФ, федеральными органами исполнительной власти и соответствующими судебными органами РФ.
10 февраля 1992 года Правительство Российской Федерации издало Постановление N 76 "О создании Российской государственной страховой компании".
В соответствии с пунктом 1 данного Постановления на базе Правления государственного страхования Российской Федерации при Министерстве финансов РСФСР создано акционерное общество Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).
Учредителем указанной компании от имени государства выступает Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, который является держателем 100% акций этой компании.
Российская государственная страховая компания является правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования Российской Федерации, включая ответственность перед страхователями.
В целях обеспечения конституционного права собственности, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации, в том числе для защиты сбережений, созданных гражданами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 мая 1995 года "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" определен порядок их восстановления и управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее - организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР" организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года.
Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, а управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года Российская государственная страховая компания была включена в перечень стратегических акционерных обществ, которые находятся в государственной собственности.
Таким образом, из изложенного следует, что Российская государственная страховая компания является акционерным обществом и не относится к органам исполнительной, законодательной или судебной власти, в связи с чем Почетная грамота «За многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие государственного страхования и в связи с 75-летием Российской государственной страховой компании» не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Учитывая положения ст. ст. 1, 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного, добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
При этом, труд подразумевает трудовые отношения, которые в соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации основываются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы то должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
В соответствии со ст. 9 приведенного Закона к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
Согласно п. 1 Положения о нагрудном знаке "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", утвержденного постановлением Госкомстата Российской федерации от 25 ноября 2002 года N 215-н, нагрудный знак "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" является поощрением граждан Российской Федерации, проявивших себя в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года.
Из указанного следует, что нагрудным знаком "За активное участие в переписи населения 2002 года" награждаются не за трудовой вклад в какую-либо деятельность министерства или ведомства, будь то производство, образование или иная профильная деятельность, а за активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, то есть за сбор информации общего характера.
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 16 августа 2006 года N 123 "О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" утверждены ведомственные награды, к числу которых отнесен нагрудный знак "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года".
Согласно п. 1 Положения о нагрудном знаке "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" нагрудным знаком "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, проявившие себя в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации, учреждения и т.д.).
Поскольку нагрудными знаками "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" ФИО1 награжден не за отличия в труде, так как он не состоял в трудовых отношениях с Федеральной службой государственной статистики, а за выполнение краткосрочной деятельности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что награждение указанными нагрудными знаками не может служить основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
На основании изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья И.Б. Сиражитдинов