ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6078/2021КОПИ от 23.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-6078/2021 копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2021 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Судьи Бурнашовой В.А.,

при секретаре судебного заседания Федосеевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Истец ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика ФИО1 неосновательное обогащение в виде незаконно полученного пособия по безработице в размере 76 288, 54 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО1 в период с 18.05.2020 по 11.09.2020 незаконно получала пособие по безработице, поскольку в этот период являлась занятой, но скрыла факт своей занятости. В добровольном порядке ответчик отказывается вернуть незаконно полученное пособие по безработице.

В судебном заседании представитель истца ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска ФИО2 доводы иска поддержала.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно пояснила, что в период с 19.05.2020 по 01.06.2020 действительно являлась ликвидатором ООО «Финансовая компания «Миль». С 01.06.2020 назначен другой ликвидатор.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом РФ N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 12).

Согласно ст. 2 данного Закона занятыми считаются, в том числе, граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Положениями Закона РФ «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в качестве безработной с 09.04.2020.

Приказами отдела занятости населения Ленинского района г. Новосибирска ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска от 05.10.2020 № 279Д225/2020 и № 279П223/2020 соответственно ФИО1 снята с регистрационного учета в качестве безработной с 17.05.2020, прекращена выплата пособия по безработице с 17.05.2020 в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Приказы о снятии с учета безработных и о прекращении выплаты пособия ФИО1 не оспорены.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела усматривается, что 29.04.2020 единственный участник ООО «Финансовая компания «Миль» ФИО3 (супруг ФИО1) своим решением назначил ФИО1 ликвидатором (нотариально удостоверенное решение, л.д.29).

По информации налогового органа (л.д.31) ФИО1 с 18.05.2020 состояла занятой в ООО «Финансовая компания «Миль» в статусе «Руководитель ЮЛ» (лицо, действующее без доверенности).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К их числу отнесены лица, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

В силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

После назначения ликвидатора полномочия единоличного исполнительного органа (директора организации) автоматически прекращаются (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Действующим законодательством РФ не установлена обязанность заключать с членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) трудовой или гражданско-правовой договор.

Вместе с тем, работа ликвидатора не перечислена в исключениях, приведенных в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1. Работа ликвидатора не является общественной работой.

Независимо от заключения/незаключения письменного договора об оказании услуг по ликвидации юридического лица, фактически между заказчиком ликвидации юридического лица и ликвидатором (исполнителем) имеют место договорные отношения по оказанию услуг.

В свою очередь гражданским законодательством установлена презумпция возмездного договора. Так, согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ:

- Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Таким образом, исходя из общего правила, предполагается, что ФИО1 выполняла работу ликвидатора ООО «Финансовая компания «Миль» на возмездной основе.

Суд соглашается с позицией истца о том, что факт занятости ФИО1 в ООО «Финансовая компания «Миль» в статусе «Руководитель ЮЛ», подтвержденный информацией налогового органа, являлся достаточным основанием для издания приказов о снятии с учета безработных и о прекращении выплаты пособия с момента назначения ее ликвидатором юридического лица.

Как отмечалось выше, по данным налогового органа и сведениям в ЕГРЮЛ, ФИО1 являлась ликвидатором ООО «Финансовая компания «Миль» в период с 18.05.2020 по 20.10.2020 (ответ на судебный запрос от 21.09.2021).

Суд критически оценивает справку (л.д.28) и решение от 01.06.2020 (л.д. 30) единственного участника ООО «Финансовая компания «Миль» ФИО3 о том, что ФИО1 якобы являлась ликвидатором юридического лица только по 01.06.2020.

Так, в течение 7 рабочих дней с момента принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о смене ликвидатора в регистрирующий орган подается заявление по форме Р13014.

В заявлении заполняются страница 001, лист И (отдельно на прежнего и нового ликвидаторов), лист Н (с проставлением в разд. 1 "Заявителем является" значения "1" на заявителя нового ликвидатора).

Подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случая, если заявление направляется в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В данном случае решение от 01.06.2020 о смене ликвидатора подано в электронном виде в налоговый орган только 13.10.2020.

Подача заявления о смене ликвидатора после снятия ФИО1 с учета безработных и прекращения выплаты пособия, по мнению суда, с очевидностью свидетельствует о принятии решения о смене ликвидатора «задним числом».

Сама ФИО1 в ходе рассмотрения дела не смогла внятно пояснить, почему лично не сообщила в центр занятости о своей занятости в качестве ликвидатора юридического лица.

Пособие по безработице за период с 18.05.2020 по 11.09.2020 в сумме 76 228, 54 руб. получено ответчиком в результате ее недобросовестного поведения, выразившегося в сокрытии факта занятости.

При изложенных обстоятельствах и на основании ст. 1102 ГК РФ незаконно полученное пособие по безработице в сумме 76 228, 54 руб. подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 2 485 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» неосновательное обогащение в сумме 76 288 рублей 54 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 485 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2021 года.

Судья (подпись) В.А. Бурнашова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2- 6078/2021 (УИД 54RS0006-01-2021-006418-15) в Ленинском районном суде г. Новосибирска.

Помощник судьи

ФИО4