86RS0001-01-2020-000022-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при секретаре Канчыыр А.А.,
с участием:
истца ФИО4,
представителей истца ФИО4 – ФИО5, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (зарег в реестре №) и адвоката Рудик О.С., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№,
представителя ответчика Депкультуры ХМАО – Югры – ФИО6, действующего на основании распоряжения о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ№-ргк,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-607/2020 по иску ФИО4 к Департаменту культуры Ханты – Мансийского автономного округу – Югры об оспаривании дисциплинарных взыскании и взыскании невыплаченной премии,
установил:
истец ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику - Департаменту культуры Ханты – Мансийского автономного округу – Югры (далее по тексту Депкультуры ХМАО – Югры) об оспаривании дисциплинарных взыскании и взыскании невыплаченной премии.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» (далее по тексту БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа») по настоящее время. За период трудовых отношений с Депкультуры ХМАО – Югры в должности <данные изъяты> Музея, с ДД.ММ.ГГГГ года Музей получил более 100 наград - это благодарственные письма, дипломы, грамоты директору и коллективу Музея геологии, нефти и газа. В 2018 году коллектив БУ «Музей геологии, нефти и газа» был награждён Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о награждении коллектива БУ «Музей геологии, нефти и газа» в связи с 25-летием со дня образования). ДД.ММ.ГГГГ приказом Департамента культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за № было применено дисциплинарное взыскание к ФИО4 в виде замечания, в связи с опозданием на работу без уважительных причин ДД.ММ.ГГГГ на 18 минут. Не согласившись с вынесенным приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности, истец направила в адрес ответчика письменное обоснование своего несогласия с вынесенным приказом. Вынесенный приказ Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4 в виде замечания» истец считает незаконным и подлежащим отмене. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины отсутствия работника на работе. У истца в п.12 трудового договора указана продолжительность рабочей недели - 36 часов, средняя продолжительность ежедневной работы - 7,2 часов, ненормированный рабочий день. Вместе с тем, при издании приказа Департамент культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4 в виде замечания» указал «опоздание на работу без уважительных причин», не принимая во внимание письменное пояснение истицы, предоставленное на Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости дать объяснение, не указал смягчающие и отягчающие обстоятельства, не дал оценку предыдущему поведению истицы, её отношению к труду с ДД.ММ.ГГГГ, не дал оценку тому факту, что средняя продолжительность ежедневной работы составила более 7,2 часов, так как истец постоянно задерживается на работе, реализуя обязанность, предусмотренную в п.12 трудового договора о ненормированном рабочем дне. В своих объяснениях ответчику, истец указывала на аварийную ситуацию на дороге по пути на работу, что, по её мнению, являлось уважительной причиной для опоздания, также на то, что она добирается на работу на своем личном автомобиле, так как у учреждения отсутствует личный транспорт, и то, что опоздание на 18 минут не повлекло негативных последствий на деятельность учреждения, и эффективное выполнение её трудовой функции, как руководителя. Причина опоздания являлась уважительной, на производительность труда истца опоздание на 18 минут не повлияло, негативных последствий для учреждения не повлекло, ранее истец за 8 лет трудовой деятельности к дисциплинарной ответственности не привлекалась, что не было учтено ответчиком при вынесении дисциплинарного взыскания в виде замечания. Приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Дисциплинарное взыскание применено за дисциплинарный проступок, а именно ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (отсутствие контроля за деятельностью контрактного управляющего). С вынесенным приказом не согласна, так как считает, что он издан незаконно. Основанием издания приказа Департамента культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде выговора указано: акт о результатах проведения выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в отношении БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» от ДД.ММ.ГГГГ; письмо ФИО2 бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-1093. Таким образом, до применения дисциплинарного взыскания. Таким образом, считает, что у ответчика отсутствовали основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Кроме того, в своих пояснениях по акту проверки от 23.12.2019 года №09/07-исх-1093 истец указывала, что внутренним приказом БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» № 194-ОД от 14.06.2019 года утверждён план мероприятий и назначены ответственные лица, в рамках которого и в силу своих должностных обязанностей <данные изъяты>, ФИО9 (принят на работу ДД.ММ.ГГГГ), проведена проверка контрактов и договоров за 2017-2018 год. Исправлены ошибки, которые возможно исправить в системе в момент проверки, что отражено в Акте проверки. Таким образом, еще до выездной проверки истец осуществляла надлежащий контроль за деятельностью контрактного управляющего. Также в ходе выездной проверки было установлено, что по вопросу назначения ответственного лица (контрактного управляющего) либо контрактной службы, осуществляющей полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями ст.38 Федерального закона №44-ФЗ нарушений не выявлено (пункт 1 Акта проверки). Приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за №№ от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении разовой стимулирующей выплаты ФИО4» установлена разовая стимулирующая выплата за IV квартал (единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений) ФИО4, ФИО2 бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» в размере 0,2 месячного фонда оплаты труда. С вынесенным приказом также не согласна, так как истцу не законно была снижена стимулирующая выплата за IV квартал. Исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> Департамента культуры ХМАО-Югры ФИО4 было направлено сопроводительное письмо о выплате ей премии с представлением на премирование директора БУ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания профсоюзного комитета БУ «Музей геологии, нефти и газа». Из представления на премирование следует, что все показатели работы музея свидетельствуют об эффективности работы руководителя - ФИО4. Таким образом, ответчик не мог снизить стимулирующую выплату с 0,5 фонда оплаты труда до 0,2 фондов оплаты труда. Считает, что ответчик не выплатил истцу премию в размере 44 550 рублей. На основании изложенного, истец просит суд: признать незаконным приказ Депкультуры ХМАО - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде замечания; признать незаконным приказ Депкультуры ХМАО - Югры за№ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде выговора; признать незаконным приказ Депкультуры ХМАО - Югры за№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении разовой стимулирующей выплаты ФИО4»; взыскать с Депкультуры ХМАО - Югры в пользу ФИО4 разовую стимулирующая выплату за IV квартал (единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений) в размере не выплаченных 0,3 месячного фонда оплаты труда - 44 550 рублей.
В судебном заседании истец ФИО4, её представители ФИО5 и Рудик О.С. уточнили исковые требования, в соответствии с которыми просят суд: признать незаконным и отменить приказ Депкультуры ХМАО - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде замечания; признать незаконным и отменить приказ Депкультуры ХМАО - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде выговора; признать незаконным приказ Депкультуры ХМАО - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении разовой стимулирующей выплаты ФИО4»; взыскать с Депкультуры ХМАО - Югры в пользу ФИО4 разовую стимулирующая выплату за IV квартал (единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений) в размере не выплаченных 0,3 месячного фонда оплаты труда - 44 550 рублей. Истец и её представители настояли на удовлетворении иска, и изложив суду доводы искового заявления и письменных объяснений (т.2 л.д.175 – 180, 236, 237).
Представитель ответчика Депкультуры ХМАО – Югры – ФИО6 в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных объяснений суду показал, что поводом для применения мер дисциплинарного взыскания послужило нарушение единоличным исполнительным органом (<данные изъяты>) БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4 должностных обязанностей, предусмотренных заключенным с ней трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№. В нарушение подпункта «г» пункта 9 трудового договора с <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа», абзаца 4 пункта 5.6 Правил внутреннего трудового распорядка, являющихся Приложением № к коллективному договору БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа», согласно которому режим рабочего времени установлен с 9.00 часов с понедельника по пятницу, <данные изъяты> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ прибыла на рабочее место в по адресу: <адрес>, в 9 часов 18 минут. Факт опоздания истца на работу зафиксирован комиссией из числа уполномоченных представителей Депкультуры Югры актом об опоздании на работу. Согласно выписки из данных системы контроля и управления доступом, составленная начальником службы хозяйственного обеспечения и эксплуатации зданий БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены и зафиксированы систематические опоздания ФИО4 на работу в общем количестве 28 (при том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 находилась в очередном оплачиваемом отпуске и этот период времени не учитывался), сведения по которой проверены Комиссией, о чем составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в подпункте «г» пункта 9 трудового договора с <данные изъяты> Учреждения закреплена обязанность истца соблюдать и требовать соблюдения работниками учреждения правил внутреннего трудового распорядка. Истец представил в адрес Департамента письменные объяснения о том, что по пути её следования на работу в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием был перекрыт участок дороги, что повлекло создание автомобильной пробки, при этом сам факт опоздания не оспаривала. В объяснениях отсутствует какая - либо информация о маршруте следования истца на работу, а также не указано место дорожно-транспортного происшествия, явившегося причинами опоздания. Таким образом, с учётом всех обстоятельств и фактов указанная истцом причина отсутствия на работе в установленное время, по мнению Департамента, не обоснована истцом, является бездоказательной и не может считаться уважительной, в связи с чем опоздание по оценке работодателя является дисциплинарным проступком. Департаментом культуры дана объективная и всесторонняя оценка установленного факта нарушения ФИО4 трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка, а также сделаны выводы и том, что ФИО4 систематически и регулярно, практически на постоянной основе, нарушала режим рабочего времени. Учитывая, что ФИО4 занимает в Учреждении должность <данные изъяты>, подобные систематические нарушения трудовой дисциплины влекут за собой негативные последствия в виде полного отсутствия со стороны ФИО4, являющейся <данные изъяты> Учреждения, контроля исполнения её подчиненными работниками установленных в Учреждении правил трудового распорядка и, как следствие, приводит к отсутствию дисциплины в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также подает негативный пример для работников не только БУ «Музей геологии, нефти и газа», но и всех учреждений культуры автономного округа-Югры в целом, что является недопустимым. Поэтому, в целях предотвращения подобных нарушений среди подведомственных Департаменту культуры учреждений автономного округа, Департамент применил меры дисциплинарного взыскания в виде замечания к ФИО4. Департаментом культуры ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» (далее - Приказ от №) в виде выговора. Поводом послужил установленный в отношении <данные изъяты> Учреждения ФИО4 факт нарушения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных правовых актов в сфере закупок. Проверка в Учреждении проведена на основании приказа Департамента культуры от № «О проведении выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» и в установленные сроки. При проведении проверки выявлены и отражены в Акте о результатах проведения выездной проверки от 25.11.2019 № 1 следующие нарушения. В нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ: в реестре контрактов отсутствуют документы, подтверждающие оплату, информация о приемке и проведении экспертизы оказанных услуг; в реестр контрактов направлены документы содержащие недостоверную информацию; нарушены сроки размещения информации (дополнительного соглашения). В нарушение части 7 статьи 67 Закона № 44-ФЗ отсутствуют протоколы рассмотрения заявок, а также нарушены сроки размещения протокола. В нарушение части 7 статьи 52 Закона № 44-ФЗ отсутствует протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, подписанный всеми членами конкурсной (единой комиссии). В нарушение статьи 50, части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ неверно указан размер обеспечения и неправомерно установлено требование о наличии лицензии. Условий контрактов, отраженных в Акте от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах проведения выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проинформировал ФИО4 о необходимости предоставления объяснений по фактам выявленных нарушений.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№, учреждение пояснило, что указанные в Акте о результатах проведения выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения были допущены контрактным управляющим отдела бухгалтерского учета и отчетности в 2017 и 2018 годах. В период проведения проверки сотрудники, осуществляющие функции контрактного управляющего в 2017 и 2018 годах в учреждении не работают, в связи с чем установить причины допущенных нарушений не представляется возможным, при этом, кроме ответственности контрактного управляющего, свою ответственность за допущенные нарушения директор Учреждения ФИО4 не указала. Между тем, в пункте 4.3 Устава учреждения указано, что Директор обеспечивает выполнение государственного задания, надлежащее оформление всех совершаемых учреждением сделок, ведение всей необходимой в деятельности учреждения документации, целевое расходование денежных средств учреждения, сохранность и надлежащее использование имущества учреждения. При рассмотрении вопроса о применении дисциплинарного взыскания в отношении <данные изъяты> Учреждения ФИО4 Департаментом культуры было учтено, что за нарушение законодательства в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в виде административных штрафов как на юридических лиц, так и должностных лиц в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), что повлечет за собой риски причинения учреждению существенного ущерба. Относительно позиции истца о том, что ею был издан приказ о подготовке к проверке и назначены ответственные лица для подготовки к проверке, что должно, по мнению Истца, подтверждать исполнение директором Учреждения ФИО4 обязанности по надлежащему контролю за деятельностью контрактного управляющего, Департамент культуры выражает свое мнение суду о том, что доводы истца в абсолютной и очевидной степени подтверждают то, что истец до конца не изучил суть вопроса, поскольку контроль за ходом подготовки к проверке не есть контроль за работой контрактного управляющего в целом по Учреждению. Выявленные в результате проверки, проведенной в ноябре 2019 года, нарушения были допущены в период 2017 и 2018 годов, что означает, что ФИО4 как <данные изъяты> Учреждения обязана была контролировать работу контрактного управляющего постоянно, а не только в ходе подготовки к проверке. ФИО2 Т.В. все годы своей работы в Учреждении, в том числе в 2017 и 2018 г.г., являлась председателем Единой комиссии (члены комиссии периодически менялись, но председатель неизменно оставался в лице директора Учреждения), что также является дополнительным доказательством того, что ФИО4 не только как директор Учреждения, но и как председатель комиссии, не осуществляла контроль за организацией и осуществлением процедуры закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, что является ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Приказ Департамента культуры от 25.12.2019 № 866/02-06 «Об установлении разовой стимулирующей выплаты ФИО4» (далее - Приказ от 25.12.2019 № 866/02-06) издан с учетом и на основании коллегиального мнения членов Комиссии по установлению стимулирующих выплат. Доводы истца о том, что размер её стимулирующей выплаты, указанный в протоколе от 20.12.2019 № 11 заседания профсоюзного комитета Учреждения не мог быть снижен Департаментом культуры (Ответчиком) являются ошибочными и необоснованными по следующим основаниям. Стимулирующие выплаты не относятся к обязательным и безусловным. Пунктом 2.12 «Порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Порядок) приложение 2 Приказа Департамента культуры «Об утверждении порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, положения о Комиссии по установлению стимулирующих выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Приказ № №) зафиксировано, что разовые выплаты распределяются Комиссией по представлению выборного органа первичной профсоюзной организации или иной представительный орган учреждения за выполнение особо важных мероприятий, заданий, поручений в отчетном квартале. Представление направляется в Департамент ежеквартально до 20 апреля (I квартал), до 20 июля (II квартал), до 20 октября (III квартал), до 20 декабря (IV квартал). Размер разовой стимулирующей выплаты Истцу, указанный в Приказе от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен в результате голосования Комиссии и внесен в решение Комиссии по установлению стимулирующих выплат согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№. Комиссия при рассмотрении вопроса об установлении размера стимулирующей выплаты ФИО2 Т.В. за 4 квартал 2019 года, учитывала степень добросовестного исполнения работником (<данные изъяты>) трудовых обязанностей, уровень и качество выполнения особо важных мероприятий, заданий, поручений в отчетном квартале. Комиссией также принят во внимание установленный факт нарушения ФИО4 трудовой дисциплины (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> БУ ФИО3 - Югры «Музей геологии, нефти и газа» по настоящее время.
Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, истец ФИО4 вновь назначена <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Приказом Депкультуры ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО4 назначена <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» с ДД.ММ.ГГГГ (т<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Депкультуры ХМАО – Югры (работодатель) заключён трудовой договор № с ФИО4 (руководитель), в соответствии с которым он регулирует отношения между работодателем и руководителем, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности <данные изъяты> БУ ФИО3 - Югры «Музей геологии, нефти и газа», договор заключается на определённый срок – 3 года, руководитель приступает к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, местом работы руководителя является учреждение (п.1, 2, 4, 5) (т<данные изъяты>).
Руководителю устанавливается продолжительность рабочей недели – 36 часов, количество выходных в неделю – 2, средняя продолжительность ежедневной работы – 7,2 часов, ненормированный рабочий день (п.12 Трудового договора №).
Перерывы для отдыха и питания руководителя устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (п.13 Трудового договора №).
В качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в частности единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений (выплачивается в порядке, определённом приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ№), конкретный размер которой устанавливается Комиссией по установлению стимулирующих выплат (п.19 Трудового договора №).
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (п.25 Трудового договора №).
В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№, местом работы руководителя является <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>п.1.5 Соглашения), руководитель обязан обеспечение Правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины работниками ФИО2 (п.ДД.ММ.ГГГГ Соглашения) (ФИО16)
В соответствии с коллективным договором БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа», срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и правил внутреннего трудового распорядка (приложение №), время начала работы – 9.00 часов (п.5.6 Правил) (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела правовой, организационной и кадровой работы БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО7 составлена информационная (докладная) записка на имя <данные изъяты> Депкультуры ХМАО – Югры о систематическом нарушении правил внутреннего трудового распорядка <данные изъяты> ФИО4, а именно опоздание на работу (явка после 09:00 часов) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 25 опозданий (<данные изъяты>).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией из числа уполномоченных представителей Депкультуры ХМАО – Югры, <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ДД.ММ.ГГГГ прибыла на рабочее место в ФИО2 по адресу: <адрес>, в 9 часов 18 минут, таким образом, опоздание на работу ФИО2 Т.В. составило 18 минут (<данные изъяты>).
Факт опоздания ФИО4 на работу ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается выпиской из данных системы контроля и управления доступом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ Депкультуры ХМАО – Югры вручено истцу ФИО4 уведомление № о необходимости дать объяснения по факту отсутствия на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ в период с 09:00 час. до 09:18 час. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 в адрес Депкультуры ХМАО – Югры представленные письменные объяснения о том, что по пути её следования на работу в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием был перекрыт участок дороги, что повлекло создание автомобильной пробки (<данные изъяты>).
К объяснениям ФИО4 был приложен оформленный запрос в <данные изъяты>, в котором ФИО4 запрашивает информацию о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 08:30 часов до 09:00 часов 30.09.2019 года на участке автомобильной дороги по <адрес> в сторону центральной части города <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Депкультуры ХМАО – Югры издан приказ № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» №), в соответствии с текстом которого: «В связи с совершением <данные изъяты> бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4 дисциплинарного проступка, а именно опозданием на работу без уважительных причин ДД.ММ.ГГГГ на 18 минут, а также руководствуясь ст.192, 193 Трудового кодекса РФ приказываю: 1. Применить к <данные изъяты> бюджетного ФИО2 Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде замечания. Основание: акт об опоздании на работу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомление о необходимости дать объяснение от ДД.ММ.ГГГГ№, объяснительная записка ФИО4 от 10.10.2019 года» (<данные изъяты>).
Согласно сообщению ОГИБДД МО МВД России «Ханты – Мансийский» от 07.02.2020 года, направленному в Депкультуры ХМАО – Югры, за ДД.ММ.ГГГГ в районе поворота на <адрес> со стороны <адрес> в период времени с 08 часов 30 минут до 09 часов 00 минут дорожно – транспортных происшествий не зарегистрировано (<данные изъяты>).
Приказом Депкультуры ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён План проведения проверок государственных ФИО2, подведомственных Депкультуры ХМАО – Югры на 2019 год (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» проведена проверка на основании приказа ФИО3 – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в отношении БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» (<данные изъяты>).
Результаты проверки отражены в Акте № 1 о результатах проведения выездной проверки от 25.11.2019 года, в соответствии с которым были выявлены следующие нарушения. В нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ: в реестре контрактов отсутствуют документы, подтверждающие оплату, информация о приемке и проведении экспертизы оказанных услуг; в реестр контрактов направлены документы содержащие недостоверную информацию; нарушены сроки размещения информации (дополнительного соглашения). В нарушение части 7 статьи 67 Закона № 44-ФЗ отсутствуют протоколы рассмотрения заявок, а также нарушены сроки размещения протокола. В нарушение части 7 статьи 52 Закона № 44-ФЗ отсутствует протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, подписанный всеми членами конкурсной (единой комиссии). В нарушение статьи 50, части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ неверно указан размер обеспечения и неправомерно установлено требование о наличии лицензии (<данные изъяты>).
Акт о результатах проведения выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ был направлен в адрес БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ (ДД.ММ.ГГГГ).
Депкультуры ХМАО – Югры направил в адрес БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» Указание от ДД.ММ.ГГГГ года № № о принятии мер по устранению выявленных нарушений, устранению причин и условий таких нарушений (<данные изъяты>).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 – Югры проинформировал ФИО4 о необходимости предоставления объяснений по фактам выявленных нарушений (ФИО17).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№, БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» за подписью ФИО4 пояснило, что указанные в Акте о результатах проведения выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения были допущены контрактным управляющим отдела бухгалтерского учета и отчетности в 2017 и 2018 годах. В период проведения проверки сотрудники, осуществляющие функции контрактного управляющего в 2017 и 2018 годах в ФИО2 не работают, в связи с чем установить причины допущенных нарушений не представляется возможным (<данные изъяты>).
Согласно должностной инструкции контрактного управляющего отдела бухгалтерского учёта и финансового обеспечения БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа», контрактный управляющий непосредственно подчиняется главному бухгалтеру отдела бухгалтерского учёта и финансового обеспечения (п.1.3) (<данные изъяты>).
Депкультуры ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4», в соответствии с текстом которого: «В связи с совершением <данные изъяты> бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4 дисциплинарного проступка, а именно ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (отсутствие контроля за деятельностью контрактного управляющего), а также руководствуясь ст.192, 193 Трудового кодекса РФ приказываю: 1. Применить к <данные изъяты> бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4 дисциплинарное взыскание в виде выговора» (<данные изъяты>
Как уже было установлено выше по тексту, в качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в частности единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений (выплачивается в порядке, определённом приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ№, конкретный размер которой устанавливается Комиссией по установлению стимулирующих выплат (п.19 Трудового договора №).
Пунктом 2.12 «Порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», приложение 2 Приказа Департамента культуры «Об утверждении порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, положения о Комиссии по установлению стимулирующих выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что разовые выплаты распределяются Комиссией по представлению выборного органа первичной профсоюзной организации или иной представительный орган учреждения за выполнение особо важных мероприятий, заданий, поручений в отчетном квартале. Представление направляется в Департамент ежеквартально до 20 апреля (I квартал), до 20 июля (II квартал), до 20 октября (III квартал), до 20 декабря (IV квартал). Согласно пункта 4.2. Порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии <адрес> - Югры (Приложение № к Приказу ФИО3 Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД-152/01-06) установлено, что размер постоянной выплаты может быть уменьшен до 100 % Комиссией Департамента по основаниям, предусмотренным приказом Департамента культуры <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении Положения об установлении системы оплаты труда работников государственных ФИО2 культуры <адрес>-Югры, подведомственных Департаменту культуры <адрес>-Югры». При этом в соответствии с пунктом 42 Положения об установлении системы оплаты труда работников государственных ФИО2 культуры <адрес>-Югры, подведомственных Департаменту культуры <адрес>-Югры, утвержденного Приказом ФИО3 Югры от 01.03.2017 № 1-нп установлено, что стимулирующие выплаты (к которым в том числе относится выплата единовременной премии за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений) руководителю учреждения могут быть снижены в случаях, в том числе: неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем по его вине возложенных на него функций и полномочий в отчетном периоде, не достижения показателей эффективности и результативности работы; наличия фактов нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждения (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по установлению стимулирующих выплат рассмотрены вопросы установления стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений, подведомственных Депкультуры ХМАО – Югры, <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» за подписью ФИО4 установлен размер разовой стимулирующей выплаты в размере 0,2 месячного фонда оплаты труда <данные изъяты>
Приказом Депкультуры ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении разовой стимулирующей выплаты ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» за подписью ФИО4 установлен размер разовой стимулирующей выплаты в размере 0,2 месячного фонда оплаты труда.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал суду, что ранее работал в БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» в должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ отвозил свою жену на работу в южную часть города, после чего возвращаясь на свою работу на <адрес> увидел дорожно-транспортное происшествие, вследствие которого образовался затор, в связи с чем он опоздал на работу на 15 минут. В 2019 году в связи с предстоящей проверкой директор музея поручила ему проверить работу предыдущего контрактного управляющего, работавшего в 2017 – 2018 годах, существенных нарушений он не обнаружил.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать трудовую дисциплину.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со статьями 192, 193 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№, местом работы руководителя является Учреждение, расположенное по адресу: <адрес> (п.1.5 Соглашения). В соответствии с коллективным договором БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа», срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и правил внутреннего трудового распорядка (приложение №), время начала работы – 9.00 часов (п.5.6 Правил).
Работодателем (ответчиком) на основании докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ стало известно о систематическом нарушении правил внутреннего трудового распорядка <данные изъяты> ФИО4, а именно опоздание на работу (явка после 09:00 часов) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 25 опозданий, и проведённой проверкой установлен факт опоздания <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ на рабочее место по адресу: <адрес>, на 18 минут (прибыла на работу 09:18 час), о чём составлен соответствующий акт.
Ответчиком Депкультуры ХМАО – Югры было получено от работника ФИО4 объяснение по факту нарушения трудовой дисциплины, и применено дисциплинарное взыскание, соответствующее условиям трудового договора и ТК РФ, поскольку доказательств уважительности причин опоздания, истец не предоставила, факт дорожно – транспортного происшествия по пути следования на работу, не нашёл своего подтверждения.
Оценивая показания свидетеля ФИО20 суд приходит к выводу, что объективными данными его сведения о ДТП по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, по пути следования на работу, не подтверждены и не могут являться достаточным доказательством уважительности неявки истца на работу.
Кроме того, предполагаемое ДТП находилось не по пути следования от места жительства истца на работу.
Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности нарушен.
Как заявлено ответчиком, им учтено предыдущее отношении истца к труду, и учитывая её обязанности по организации работы учреждения, нарушение признано серьезным и применено дисциплинарное взыскание.
Доводы истца о том, что на неё не распространяются Правила внутреннего трудового распорядка, суд признаёт ошибочными, поскольку она является работником БУ ФИО3 - Югры «Музей геологии, нефти и газа», и, несмотря на ненормированный рабочий день и отсутствие в трудовом договоре ссылки на начало рабочего дня, она обязана является на рабочее место в установленное Правилами время – 09:00 часов.
При таких обстоятельствах требование иска о признании незаконным и отмене приказа Депкультуры ХМАО - Югры за №№ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде замечания, не подлежит удовлетворению.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), также необходимо учитывать негативные последствия поступка, влияющие на производство, отношение лица к произошедшему, причины и условия, способствовавшие совершению работником проступка.
Как установлено судом, <данные изъяты> БУ ХМАО - Югры «Музей геологии, нефти и газа» ФИО4, а также возглавляемое ею учреждение, за период с 2011 по 2019 годы неоднократно поощрялась и награждалась за эффективное осуществление профильной деятельности <данные изъяты> на момент совершения проступка - ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (отсутствие контроля за деятельностью контрактного управляющего), дисциплинарных взысканий не имела, допущенные нарушения в сфере закупок не повлекли негативных последствий – привлечения Учреждения к административной ответственности, контрактный управляющий в непосредственном подчинении у истца не состоял (непосредственной подчиняется главному бухгалтеру).
В приказе Депкультуры ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ о применении дисциплинарного взыскания к ФИО4 в виде выговора работодателем при его вынесении тяжесть совершенного ею проступка и обстоятельства, при которых он был совершён, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду, в том числе стаж трудовой деятельности истца в учреждении, поощрения, факты ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей, которые бы свидетельствовали о предшествующем проступку поведении истца, не указаны, в связи с чем суд пришёл к выводу, что не были учтены при назначении истцу дисциплинарного взыскания. Каких-либо иных документов, например, заключения служебной проверки, в которых бы исследовались обстоятельства совершенного истцом проступка, анализировались и учитывались названные выше обстоятельства, суду представлены не были.
Не было суду представлено и каких-либо доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий совершения дисциплинарного проступка.
Учитывая изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, суд пришёл к выводу, что при вынесении приказа Депкультуры ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, работодателем не был соблюдён порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора, действия истца с учётом предыдущего отношения к труду, непосредственной подчинённости конкурсного управляющего главному бухгалтеру, отсутствие негативных последствий, нельзя квалифицировать в качестве дисциплинарного проступка, влекущего дисциплинарную ответственность.
При таких обстоятельствах требование иска о признании незаконным и отмене приказа Депкультуры ХМАО - Югры за № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде выговора подлежит удовлетворению.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условиями являются в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Положениями статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). В части 2 указанной статьи предусмотрено, что другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
Работодатель самостоятельно определяет степень исполнения работниками своих трудовых обязанностей и возможность их поощрения путём дополнительного премирования.
В качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в частности единовременная премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений (выплачивается в порядке, определённом приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ№ конкретный размер которой устанавливается Комиссией по установлению стимулирующих выплат (п.19 Трудового договора №).
Таким образом, поскольку из локального нормативного акта, премия за выполнение особо важных плановых мероприятий, заданий, поручений не входит в систему оплаты труда как обязательная выплата, так как не является постоянной частью оплаты труда работников, учитывая, что суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждения и давать оценку качеству выполненных работ конкретному работнику, начисление истцу премии в ином, не предполагаемом им размере, не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.
Порядок оценки права истца на получение премии на соответствующей Комиссии, работодателем соблюдён.
Поскольку премия является стимулирующей (поощрительной) выплатой, зависящей от усмотрения работодателя, оснований для возложения на ответчика обязанности по начислению и выплате истцу указанной стимулирующей премии в названом им размере суд не усматривает, в связи с чем требования иска в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.
Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск ФИО4 к Департаменту культуры Ханты – Мансийского автономного округу – Югры об оспаривании дисциплинарных взыскании и взыскании невыплаченной премии.
Признать незаконным и отменить приказ Департамента культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2019 года №653/02-06 «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО4» в виде выговора.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента культуры Ханты – Мансийского автономного округу – Югры в пользу местного бюджета г.Ханты – Мансийска сумму государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 17 марта 2020 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>