Дело № 2-6086/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2013 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Мальцевой О.А.
при секретаре: Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указывает, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 14.03.1996 постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула она помещена в КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский .... для детей с ограниченными возможностями здоровья» на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое помещение по .... .... в ..... Однако проживание в указанной квартире невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Барнауле. Кроме того, в указанном помещении проживает мать истицы, которая пьет, испытывает к дочери неприязненные чувства, возражает против ее проживания в квартире. Иного жилья она не имеет.
Неоднократно обращалась в органы местного самоуправления, руководству детского дома с устными просьбами об обеспечении ее жилым помещением, однако получала отказы, мотивированные тем, что за ней сохранено право пользования жильем матери, в связи с чем, оснований для предоставления жилья не имеется. Указанное препятствовало ее самостоятельному обращению за реализацией права на жилое помещение.
О нарушенном праве ей стало известно весной 2013, после чего, она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в список, поскольку на момент обращения истцу исполнилось 23 года.
Истец, не согласившись с принятым ответчиком решением, просит признать незаконным отказ во включении ФИО1 в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями, признать ее не утратившей право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчика включить её в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец на иске настаивала, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в нем, пояснила, что неоднократно обращалась в администрацию района, детского дома, органы опеки и попечительства с устными просьбами о предоставлении ей жилья по основанию, предусмотренному ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако получала отказы, при этом ей разъясняли, что за ней закреплено жилое помещение, в связи с чем, законных оснований для предоставления жилого помещения не имеется.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по ЖКХ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв в котором возражал против удовлетворения иска. В обоснование своей позиции указал, что основанием для отказа ФИО1 во включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечением жилыми помещениями являлся возраст заявителя, который на момент обращения превышал 23 года.
Кроме того, факт признания проживания невозможным устанавливается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества, при этом решение органа опеки должно быть оформлено в виде заключения органа местного самоуправления.
Истец, до достижения возраста 23 лет, мерой социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не воспользовалась, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не предоставила, в связи с чем, указанное право утратила.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) детьми, оставшимися без попечения родителей являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что решением Ленинского районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - истца по делу.
Постановлением администрации .... № от 14.03.1996г. ФИО1 помещена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение поскольку отца у ребенка нет, у матери ребенок отобран по решению суда.
Таким образом, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации .... № от 14.03.1996г. за ФИО1 закреплено жилое помещение - .... в .....
Истец полагая, что проживание в указанном жилом помещении невозможно, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в .... по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления ее возраст превышал 23 года.
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы законодательства, суд находит указанный отказ Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ право на жилище является одним из основных прав гражданина РФ.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа социальная поддержка, в том числе предоставление жилых помещений по договорам социального найма должна быть реализована до достижения ими 23 летнего возраста.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» ( в редакции, действовавшей до 01.01.2013).
В связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 01.01.2013, статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изложена в новой редакции.
Согласно указанной нормы закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Таким образом, действовавшим до 01.01.2013 законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения. С 01.01.2013 такое условие исключено из закона, в качестве основания предоставления благоустроенного жилого помещения предусмотрено, в том числе, невозможность проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, в перечне документов для включения в список детей-сирот указано заключение органа опеки и попечительства о невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Поскольку истцу 23 года исполнилось 25.11.2012г., то соответственно наличие у нее права на меры социальной поддержки возникали на основании действовавшего до 01.01.2013г. законодательства.
Вместе с тем, ранее действовавшим жилые помещения предоставлялись только детям, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.
В судебном заседании истец настаивала на том обстоятельстве, что неоднократно предпринимала попытки обратиться с заявлением в органы государственной власти с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей разъясняли, что за ней закреплено жилое помещение, в связи с чем, она не имеет права на использование льготы, установленной ст. 8 Федеральным закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, а также ответом администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ года, из содержания которого следует, что в возрасте от 18 до 23 лет ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей было отказано, в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение по адресу: ...., в связи с чем, законных оснований для предоставления жилого помещения не имеется. Указано, что в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на указанную льготу предусмотрено только для лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Как следует из материалов дела постановлением администрации .... № от 14.03.1996г. за ФИО1 сохранено право на жилье в .... в ..... Указанное жилое помещение представляет собой благоустроенную 2-х комнатную квартиру общей площадью 43,5 кв.м., в жилом помещении зарегистрированы шесть человек.
Заключением отдела по охране прав детства администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ установлена невозможность проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ....395, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Барнауле.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... сведения о правах ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Из справки ФГУП «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 не имеет на праве собственности жилых строений, помещений.
В силу ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» на органы местного самоуправления поселения и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.
Законом Алтайского края от 25.12.2007 №149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека. (п.п.«ж» п.1 ст.1 Закона).
Таким образом, с учетом системного анализа норм действовавшего законодательства до 01.01.2013 при отсутствии в законе заявительного характера постановки на учет лиц из числа детей- сирот, имеющим закрепленное за ними жилое помещение, орган опеки и попечительства должен был принять меры по признанию невозможности проживания лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении и поставке его на учет.
Из материалов личного дела усматривается, что в 2003, 2004, 2005, и в 2006 гг. органом опеки и попечительства составлялись акты обследования сохранности жилья, закрепленного за ФИО1, которыми установлена общая площадь жилого помещения, количество проживающих и зарегистрированных в нем лиц. В связи с чем, могли быть сделаны выводы о том, что проживание в указанной квартире ФИО1 невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Барнауле.
Вместе с тем, мер к отмене сохраненного за истцом жилого помещения органом власти не предпринималось, что и явилось препятствием для постановки истца на учет нуждающихся в получении жилья путем самостоятельного обращения в компетентные органы до 01.01.2013 года, тем самым срок для обращения в компетентный орган о включении в списки детей – сирот на обеспечение жильем истцом пропущен по уважительным причинам.
Доводы ответчика о том, что представленное истцом заключение отдела по охране прав детства администрации .... не является заключением органа местного самоуправления, судом во внимание не принимается, поскольку невозможность проживания ФИО1 в .... в .... установлена в судебном заседании на основании расчета, закрепленного решением Барнаульской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в ....".
При указанных обстоятельствах, отказ .... по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО1 во включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями является незаконным.
В соответствии со ст.17-1 закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом в порядке, установленном администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2.2. Постановления администрации Алтайского края от 27.12.2012 N 736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" суд обязывает Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО1 в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с 17.07.2013, то есть с даты поступления заявления ФИО1 о включении ее в указанный список.
Требования истца о признании ее неутратившей права на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей суд расценивает как основание иска о возложении на ответчика обязанности по включению ФИО1 в список, в связи с чем, указание на удовлетворение данных требований в резолютивной части решения не требуется.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ.
Поскольку все заявленные истцом требования являются требованиями неимущественного характера, заявлены в одном исковом заявлении, к которому приложена квитанция об оплате государственной пошлины в размере 600 руб., то в соответствии с вышеуказанными нормами права имеются основания для возврата излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО1 во включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО1 в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с 17.04.2013.
Возвратить ФИО1 государственную пошлину уплаченную по квитанции № 4806327979 от 10.09.2013 в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья: О.А. Мальцева