ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6086/2016 от 25.10.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-823-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года город Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Павловой А.В.,

при секретаре Голомазовой С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности,

У с т а н о в и л :

Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Статьей 11 Закона Забайкальского края от 26 декабря 2012 г. № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» Забайкальским краем, бюджету городского округа было запланировано <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, справками уведомлениями и Министерство территориального развития Забайкальского края довело до городского округа «Город Чита» соответствующие лимиты ассигнований. Согласно доведенным лимитам, распределение средств бюджета Забайкальского края было осуществлено по следующим мероприятиям:

<данные изъяты> на озеленение территории городского округа «Город Чита»;

<данные изъяты> на строительство Ледового дворца;

<данные изъяты> на строительство спортивно-оздоровительного центра «Дельфин». Из запланированной суммы субсидии, городскому округу было фактически выделено:

<данные изъяты> на озеленение территории городского округа «Город Чита»;

<данные изъяты> на строительство Ледового дворца

<данные изъяты> на строительство спортивно-оздоровительного центра «Дельфин».

Средства бюджета Забайкальского края на организацию благоустройства и озеленение территории городского округа «Город Чита» в 2013 г. были частично оплачены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> Задолженность, в размере <данные изъяты>, до настоящего времени не погашена.

Средства бюджета Забайкальского края на строительство Ледового дворца были направлены по Соглашению -Д/сг-2 о софинансировании работ по объекту: Спортивный комплекс «Ледовый Дворец» в п. Текстильщиков оплачены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме на сумму <данные изъяты>

Средства бюджета Забайкальского края на строительство спортивно-оздоровительного центра «Дельфин» по Соглашению о софинансировании работ по объекту по ул. Балябина, г. Чита были оплачены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ после возбуждения Арбитражным судом Забайкальского края гражданского дела № А78-14919/2014 в полном объеме.

На весь запланированный для городского округа, объем средств, комитетом ЖКХ администрации были проведены конкурсные процедуры, по результатам которых, с МП «ДМРСУ» был заключен муниципальный контракт -к от ДД.ММ.ГГГГ В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. При этом, оплата работ осуществлена за счет средств бюджета городского округа платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного Арбитражным судом Забайкальского края исполнительного листа по делу № А78-6032/2014.

На основании ст.112.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.1069, ст.1071 Гражданского кодекса РФ просит взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края в пользу Администрации городского округа «Город Чита» задолженность в размере <данные изъяты>.

Представитель истца Петрик в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко в судебном заседании поддержала доводы отзыва на иск, указала на отсутствие оснований для привлечения Забайкальского края к финансово-материальной ответственности, кроме того считает, что Министерство финансов Забайкальского края является не надлежащим представителем ответчика по делу.

Представитель третьего лица Министерства Территориального развития Забайкальского края Хуторная, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила пояснения по иску, где полагала, что требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Закона Забайкальского края от 04.05.2010 № 358-31 «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» в связи о статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита» из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия, которая может направляться на софинансирования расходных обязательств городского округа "Город Чита" по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городское округа "Город Чита"; организация благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округ;"Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том чистстроительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии исоглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.03.2013г. №107 «Об утверждении Положения о целях и условиях расходования в 2013 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города как административного центра (столицы) Забайкальского края» предусмотрено, что субсидии предоставляются в том числе на организацию благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита», обеспечение условий для развития на территории округа физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкцию спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.

Названным положением установлен порядок предоставления субсидии на указанные мероприятия.

Согласно такого порядка, субсидия предоставляется при наличии обеспечения финансирования из бюджета городского округа «Город Чита» расходов на указанные мероприятия не менее 5 процентов от размера субсидии и после предоставления в Министерство территориального развития Забайкальского края решения о бюджете городского округа "Город Чита", подтверждающее принятие расходных обязательств в соответствии в объёме не менее 5 процентов от размера субсидии, заявку на финансирование.

Субсидия предоставляется бюджету городского округа "Город Чита" в соответствии с бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 30 календарных дней после представления заявки на финансирование.

Администрация городского округа "Город Чита" представляет в уполномоченный орган отчёт о расходовании субсидии ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

При этом органом, осуществляющем контроль за целевым использованием субсидии является Министерство территориального развития Забайкальского края.

Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» утверждён объем в т.ч. на предоставление субсидий бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года N 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" на 2013 год в сумме <данные изъяты>.

Из представленных истцом платежных поручений следует, что в соответствии с заключенным 11.10.2013г. Соглашением по софинансированию работ по строительству СОЦ «Дельфин», Министерством территориального развития Забайкальского края на указанные цели перечислено в бюджет ГО «Город Чита» <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением от 20.03.2015г.

Кроме того, по указанному соглашению на счет Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» в бюджет городского округа, поступили денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве субсидии на обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физкультуры и спора в том числе на строительство и реконструкцию объектов.

Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия у ответчика задолженности перед бюджетом Городского округа «Город Чита» по предоставлению субсидии.

Кроме того, при исполнении бюджета Забайкальского края распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. -р введен приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Истцом заявлено о взыскании субсидии недополученной в 2013году.

Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря текущего года.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия «кредиторской задолженности бюджета прошлых лет».

Бюджет 2013г. исполнен. Бюджетные ассигнования 2013г. прекратили своё действие ДД.ММ.ГГГГ.

Возможность взыскания в текущем 2016 году суммы субсидии из бюджета края недополученной в 2013году не предусмотрена действующим законодательством.

Вместе с тем, статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, где среди прочего:

- обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;

- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и исполнение соответствующей части бюджета;

- внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- внесение предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Иные участники бюджетного процесса: Губернатор Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края и пр., не обладают полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и не вправе принимать решение главного распорядителя бюджетных средств.

Возможность перечисления средств Министерством финансов Забайкальского края из бюджета края главным распорядителям бюджетных средств иным образом, чем на те цели и в тех объёмах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом края на 2013 год не предусмотрена действующим законодательством.

Главные распорядители средств бюджета Забайкальского края, в рамках полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ имеют возможность исполнить принятое ими и не исполненное в прошлые периоды (2013г.) расходное обязательство за счёт и в пределах финансирования текущего финансового года.

При формировании бюджета края, распределение доведённых предельных объёмов бюджетных ассигнований осуществляется главным распорядителем бюджетных средств края - Министерством территориального развития Забайкальского края. Министерство территориального развития Забайкальского края принимает решение о внесении предложений по включению тех или иных мероприятий в расходную часть бюджета, а также распределяет объёмы средств, в рамках предельных объёмов, необходимых для реализации предложенных им мероприятий.

Согласно Закону Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Забайкальского края и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» при формировании бюджета Забайкальского края на 2016 год Министерство финансов Забайкальского края направляет главным распорядителям бюджетных средств Забайкальского края проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований в целом по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности.

Главные распорядители бюджетных средств Забайкальского края распределяют планируемые предельные объемы бюджетных ассигнований по мероприятиям государственных программ и непрограммным направлениям деятельности исходя из приоритетности расходования средств бюджета Забайкальского края.

Таким образом, Министерство территориального развития Забайкальского края, исполняя полномочия главного распорядителя бюджетных средств, должно было в порядке приоритетности распределить бюджетные назначения текущего года с учетом принятого, учтенного и неисполненного обязательства прошлых лет.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. -р введён при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В силу положений Распоряжения о приоритетном финансировании, субсидии на выплаты молодым семьям для приобретения жилья не отнесены к первоочередным расходам бюджета края.

Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.

Таким образом, обязательства, по предоставлению в 2013 году, вытекающие из Соглашения , прекращены на основании акта государственного органа.

В соответствии со статьёй 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

В силу положений статей 13 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти. Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление совокупности указанных обстоятельств и размер убытков.

Доказательств оспаривания истцом Распоряжения о приоритетном финансировании в материалы дела не представлено.

При данных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Решение принято в окончательной форме 31 октября 2016 года

Судья А.В.Павлова