Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 декабря 2015 года
Центральный районный суд <адрес> края, в составе:
председательствующего судьи Кириллова А.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО4,
представителя ответчика ФИО3,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Биробиджанского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Биробиджанский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере транспортной безопасности, в ходе которой установлено, что охрану Дома связи станции Бира осуществляет ООО «Частная охранная организация «Страж». В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», объект связи железнодорожной станции Бира не охраняется подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта. Несоблюдение законодательства влечет нарушение прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку могут пострадать посетители Дома связи и его работники, круг которых меняется. В результате не принятия своевременных мер к соблюдению транспортной безопасности, создаются предпосылки для совершения противоправных деяний, в результате которых возможно наступление негативных последствий в виде гибели большого числа граждан и значительных экономических потерь. В связи с этим прокурор просит обязать ОАО «РЖД» принять меры к организации охраны узла связи железнодорожной станции Бира, расположенного в Доме связи станции Бира Хабаровской дирекции связи Центральной дирекции связи – филиала ОАО «Российские железные дороги», силами ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что за Хабаровским региональным центром связи - структурным подразделением Хабаровской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» (РЦС-1) функционально закреплено помещение гражданского сооружения - Дом связи <адрес>, находящегося на балансе Хабаровской дистанции гражданских сооружений Дальневосточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Узел, внутри которого размещен узел связи «Дом связи <адрес>,» является элементом сети связи общего пользования. ОАО «РЖД» является оператором связи сети общего пользования, оказывает услуги связи в соответствии с имеющимися лицензиями. При эксплуатации средств связи и оказании услуг связи ОАО «РЖД» руководствуется требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи". В соответствии со статьей 12 и статьей 26 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» Мининформсвязи РФ приказом № от 09.01.2008г. установило требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации. В соответствии со статьей 4 Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008г. № «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации» узлы связи сетей связи подразделяются на узлы связи I, II, III категории защищенности. Категорирование узлов связи по защищенности приведено в приложении к данному приказу, согласно которому к III категории защищенности относятся узлы связи сети местной телефонной связи с количеством портов до 1024. При этом обязанность операторов связи по организации охраны узлов связи предусмотрена только для узлов связи I и II категории защищенности, а о виде и способах охраны узлов связи III категории защищенности оператор связи имеет право самостоятельно принимать решение, учитывая положения пункта 5 вышеуказанного приказа, касающиеся данной категории. Согласно «Регламенту о порядке доступа на узлы связи ЦСС», утвержденному приказом ЦСС-филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, №ЦСС-483, разработанном на основании Приказа Мининформсвязи РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, также определено категорирование узлов связи по категориям защищенности, и п.2.4. определено, что к узлам связи III категории относятся в сети фиксированной телефонной связи - узлы связи местной телефонной связи с количеством портов до 1024. Также пунктом 4.1. установлено, что узлы связи I и II категории согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, поскольку входят в перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования. Необходимость охраны узлов связи III категории и ее организация определяются руководителем подразделения ЦСС (п.4.2). Согласно приказу Хабаровского регионального центра связи от ДД.ММ.ГГГГ. №ДВРЦС-1-136 «О категорировании защищенности узлов связи Хабаровского регионального центра связи» узел связи «Дом связи <адрес>» отнесен к III категории защищенности, т.к. ёмкость станции АТС согласно паспорту узла связи составляет 256 портов. Следовательно, ОАО «РЖД» как оператор связи не обязан организовать охрану данного узла связи подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, о виде и способах охраны данного узла связи ОАО «РЖД» имеет право самостоятельно принимать решение, с учётом положений пункта 5 Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008г. №, касающихся охраны данной категории. Узел связи «Дом связи <адрес>» не является наиболее важным объектом железнодорожного транспорта общего пользования, которые подлежат охране силами ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Представитель третьего лица ФГП ВО ЖДТ России ФИО5 поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится узел связи, осуществляется на основании договора, заключенного между ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России от ДД.ММ.ГГГГ № Ю73/УВО-3815. Охрана спорного объекта (узла) связи в предмет указанного договора не входит и, соответственно, силами ФГП ВО ЖДТ России не осуществляется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Хабаровской транспортной прокуратурой на основании поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности, в ходе которой установлено, что на балансе Хабаровской дирекции связи - структурного подразделения Центральной дирекции связи - филиала ОАО «РЖД» находится узел связи «Дом связи <адрес>», находящийся в помещении по адресу: <адрес>, охрана которого силами ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта не обеспечена.
Заявляя требование о возложении обязанности на ответчика обеспечить охрану данного узла связи силами ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, прокурор ссылается на то, что действующим законодательством установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, к каковым относится узел связи «Дом связи <адрес>», осуществляется подразделениями ведомственной охраны.
С данным утверждением прокурора суд согласиться не может по следующим основаниям:
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов охраны федерального органа?осуществляется подразделениями ведомственной исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р (далее - Перечень), узлы связи являются наиболее важными объектами и подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, узел связи это средства связи, выполняющие функции систем коммутации.
В соответствии с п.57 национального стандарта Российской Федерации ФИО6 53801-2010 «Связь федеральная. Термины и определения», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, и введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ, «узел связи (сети электросвязи): средства связи, выполняющие функции коммутации». Тем же стандартом дается определение термина «объекты связи» (пункт 34), а именно «объекты связи: здания сооружения, в том числе линейно-кабельные, отдельные помещения для размещения средств связи, а также мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи».
В судебном заседании установлено, что за Хабаровским региональным центром связи - структурным подразделением Хабаровской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» (РЦС-1) функционально закреплено помещение гражданского сооружения - «Дом связи <адрес>», находящегося на балансе Хабаровской дистанции гражданских сооружений Дальневосточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", внутри которого размещен узел связи «Дом связи <адрес>», который является элементом сети связи общего пользования.
ОАО «РЖД» является оператором связи сети общего пользования, оказывает услуги связи в соответствии с имеющимися лицензиями.
Согласно Паспорту узла связи ««Дом связи <адрес>»», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, ёмкость станции АТС согласно паспорту узла связи составляет 256 портов, расположен в отдельно стоящем от помещения станции помещении.
Как отмечалось выше, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта», пунктом 3 которого указаны такие объекты железнодорожного транспорта общего пользования как «Информационные вычислительные центры и узлы связи».
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожным транспортом общего пользования признается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
В соответствии статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствие с п.2. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает требования к проектированию сетей связи, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2008г. № «О министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти в области связи является Минкомсвязи РФ.
В соответствии со статьей 12 и статьей 26 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» Мининформсвязи РФ приказом № от 09.01.2008г. установило требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 той же статьи 6 закреплено, что количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
В соответствии со статьей 4 Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008г. № «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации» узлы связи сетей связи подразделяются на узлы связи I, II, III категории защищенности. Категорирование узлов связи по защищенности приведено в приложении к данному приказу, согласно которому к III категории защищенности относятся узлы связи сети местной телефонной связи с количеством портов до 1024.
Как отмечалось выше согласно паспорту узла связи «Дом связи <адрес>» ёмкость станции АТС составляет 256 портов, то есть данный узел связи относится к III категории защищенности.
Согласно статье 5 вышеуказанного Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008г. № для защиты узлов связи сетей фиксированной телефонной связи, сетей подвижной радиосвязи, сетей подвижной радиотелефонной связи, сетей подвижной спутниковой радиосвязи, сетей передачи данных, сетей телеграфной связи от доступа со стороны физических лиц, не имеющих на это права, операторы связи обеспечивают:
а) оснащение сооружений связи, в которых размещаются узлы связи, техническими средствами защиты, включая охранную сигнализацию;
б) наличие ограждений, исключающих случайный проход физических лиц и въезд транспорта на охраняемую территорию для узлов связи I и II категории защищенности;
в) организацию охраны узлов связи для узлов связи I и II категории защищенности;
г) организацию контрольно-пропускного режима как на охраняемой территории, так и внутри сооружений связи, в которых размещаются узлы связи для узлов связи I и II категории защищенности;
д) оснащение сооружений связи средствами контроля доступа для узлов связи I категории защищенности;
е) наличие запирающих устройств для помещений, в которых размещены узлы связи III категории защищенности.
Таким образом, установлено, что обязанность операторов связи по организации охраны узлов связи предусмотрена только для узлов связи I и II категории защищенности, а о виде и способах охраны узлов связи III категории защищенности оператор связи имеет право самостоятельно принимать решение, учитывая положения пункта 5 вышеуказанного приказа, касающиеся данной категории.
Кроме того, согласно «Регламенту о порядке доступа на узлы связи ЦСС», утвержденному приказом ЦСС-филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, №ЦСС-483, разработанном на основании Приказа Мининформсвязи РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, также определено категорирование узлов связи по категориям защищенности, и п.2.4. определено, что к узлам связи III категории относятся в сети фиксированной телефонной связи - узлы связи местной телефонной связи с количеством портов до 1024. Также пунктом 4.1. установлено, что узлы связи I и II категории согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, поскольку входят в перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования. Необходимость охраны узлов связи III категории и ее организация определяются руководителем подразделения ЦСС (п.4.2).
Согласно приказу Хабаровского регионального центра связи от ДД.ММ.ГГГГ. №ДВРЦС-1-136 «О категорировании защищенности узлов связи Хабаровского регионального центра связи» узел связи «Дом связи <адрес>» отнесен к III категории защищенности, т.к. ёмкость станции АТС согласно паспорту узла связи составляет 256 портов.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, так как в судебном заседании установлено, что узел связи «Дом связи <адрес>» относится к III категории защищенности, в связи с чем суд признает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что ОАО «РЖД» как оператор связи не обязан организовать охрану данного узла связи подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта.
Ссылка прокурора, что достаточным основанием для возложения обязанности по обеспечению узла связи «Дом связи <адрес>» силами ведомственной охраны является включение Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р узлов связи в Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, является несостоятельной, поскольку совокупность приведенных выше положений действующего законодательства устанавливает такую обязанность только в отношении узлов связи 1 и 2 категории, к которым данный узел связи не относится.
Кроме того, как обоснованно указывает представитель ответчика, определенные указанным Распоряжением Правительства объекты, которые подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, должны быть наиболее важными объектами железнодорожного транспорта общего пользования.
Вместе с тем доказательств того, что узел связи «Дом связи <адрес>» может быть отнесен к наиболее важным объектам железнодорожного транспорта общего пользования, прокурором не представлено, тогда как ответчик представил доказательства того, что данный узел связи относится к 3 категории защищенности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Биробиджанского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить охрану узла связи железнодорожной станции Бира силами ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через суд постановивший решение в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.А. Кириллов
Копия верна
Судья: