ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-608/15 от 11.03.2015 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело№ 2-608/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2015 года г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре Сербиной О.Ю., с участием прокурора Николаевой В.С., представителей Керченского городского совета Запорожец Е.С., Каторгиной Г.А., представителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи РК «Детский Сад №52 «Жемчужинка»- Титоренко Г.Н., представителя Управления образования Администрации города Керчи Республики Крым – Давиденко Г.Б..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованные лица Керченский городской совет Республики Крым, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи РК «Детский Сад №52 «Жемчужинка», Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия Керченского городского совета и обязательстве совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

В январе 2015 года Заместитель прокурора г. Керчи обратился с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Керченского городского совета в части необеспечения финансирования мероприятий по оборудованию в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка» помещений для охраны и установке в них системы видеонаблюдения и обязательстве обеспечить финансированием данные мероприятия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации. Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В соответствии с п. 6.48 Свода правил «СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Вопреки указанным требованиям законодательства в Керченском ДОУ № 52 помещения для вышеназванных целей не предусмотрены, система видеонаблюдения в учебном заведении отсутствует. В связи с выявленными нарушениями 11.09.2014 прокуратурой города в Керченский ДОУ № 52 внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей в учебном заведении. Однако, согласно информации заведующей Керченского ДОУ № 52 от 22.09.2014 № 163 о результатах рассмотрения указанного представления в связи с отсутствием надлежащего финансирования деятельности учреждения образования система видеонаблюдения в дошкольном учебном заведении не установлена. Таким образом, выявленное прокуратурой города нарушение не устранено. Следует также отметить, что в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Согласно п.п. 1.1, 1.5, 1.6 устава Керченского ДОУ № 52, утвержденного постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 19.12.2014 (далее - Устав), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка» является бюджетным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования городского округ Керчь Республики Крым, которое является учредителем Керченского ДОУ № 52 и собственником его имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В силу п.п. 2.3, 2.4 Устава основной целью деятельности Керченского ДОУ № 52 является осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, по дополнительным (парциальным) общеразвивающим программам, присмотр и уход за детьми, а также оздоровление детей. В соответствии с данными видами деятельности учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для Керченского ДОУ № 52. Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем. Ст. 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В силу ст.ст. 27, 37, 66 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденным решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05.11.2014 № 38-1/14, представительным органом муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым является Керченский городской совет, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета городского округа, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Бюджет городского округа утверждается в форме решения Керченского городского совета. Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только Керченского ДОУ № 52, но и Керченского городского совета, который в соответствии с перечисленными нормами федерального законодательства осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений. Однако, согласно информации управления образования Керченского городского совета от 19.01.2015 № 01-27.07/37 денежные средства из городского бюджета на установку системы видеонаблюдения в здании Керченского ДОУ № 52 не выделялись. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии терроризму влечет нарушение прав посещающих Керченское ДОУ № 52 детей на безопасные условия обучения и воспитания, в связи с чем, настоящее заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц. Просил суд признать незаконным бездействие Керченского городского совета в части необеспечения финансирования мероприятий по оборудованию в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад № 52 «Жемчужинка» помещений для охраны и установке в них системы видеонаблюдения. Обязать Керченский городской совет обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Детский сад № 52 «Жемчужинка» помещений для охраны и установке в них систем видеонаблюдения.

Прокурор Николаева В.С. в судебном заседании требования изложенные в заявлении поддержала, просила суд удовлетворить, дала пояснения аналогично обстоятельствам, изложенным в заявлении. Дополнительно на вопросы участников процесса пояснила, что городской совета имеет полномочия по распределению денежных средств на основании ФЗ №131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправлении», устава, положения о комиссиях. Администрация г. Керчь вносит только свои предложения по распределению денежных средств. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей в учебном заведении от 11.09.2014 года не обжаловалось. Бездеятельность Керченского городского совета выразилась в том, что при составлении местного бюджета не были предусмотрены вопросы, которые необходимы об обеспечении безопасности дошкольного учреждения против экстремисткой и террористической деятельности, в том числе установление видеонаблюдения на первых этажах дошкольного учреждения и не были внесены в местный бюджет денежные средства для обеспечения дошкольных учреждений необходимыми мерами безопасности. Полномочия по профилактике терроризма относятся к органам местного самоуправления, утверждение местного бюджета и контроля за ним относятся к Керченскому городскому совету. Формирование бюджета производиться на основании положений Бюджетного кодекса РФ. К полномочиям Администрации города не относиться утверждение бюджета. Внесение изменений в бюджет производит Керченский городской совет. Проект изменений, сам проект готовиться Финансовым управлением Администрации <адрес>. В местном бюджете не указано конкретно куда они должны быть направлены, именно на оснащение видеонаблюдением дошкольным учреждением. Детский сад сам не может установить необходимые суммы для выделения установки видеокамер. Учредитель дошкольного учреждения должен был разработать смету, сделать заявку. Финансирование должно быть обеспечено при распределении денежных средств при формирование бюджета. Считает, что вопрос по обеспечению финансированию относиться к полномочиям Керченского городского совета.

Представитель Керченского городского совета Каторгина Г.А., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д. 93), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора, просила отказать на основании представленных письменных возражений (л.д.150-151), согласно которых Заместителем прокурора г. Керчи в Керченский городской суд подано заявление к Керченскому городскому совету о признании незаконным бездействия Керченского городского совета и возложении на него определенных обязанностей. В своём заявлении заместитель прокурора просит признать незаконным бездействие Керченского городского совета в части необеспечения финансирования мероприятий по оборудованию в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым Детский сад № 52 «Жемчужинка» помещений для охраны и установке в них системы видеонаблюдения, а также обязать Керченский городской обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в вышеуказанном учреждении помещений для охраны и установке в них систем видеонаблюдения. Требования заместителя прокурора города Керчи основаны, в том числе, на следующих нормах законодательных актов, определяющих полномочия органов местного самоуправления: п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений; п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования; п.2 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. ст. 27, 37, 66 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в соответствии с которыми утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Однако заместителем прокурора не было учтено, что в соответствии с ч 1 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы. Согласно ч. 3 данной статьи полномочия указанных органов определяются уставом муниципального образования. Так, в соответствии с п. 43 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений относится к полномочиям Администрации города Керчи. Согласно ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Статьей 66 Устава муниципального образования городской округ Керчь определено, что составление проекта бюджета осуществляет администрация <адрес>. Порядок составления проекта местного бюджета и сроки его составления устанавливаются администрацией города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований. Понятие финансового органа определено ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). Согласно положению о Финансовом управлении Администрации города Керчи, утверждённому решением 9 сессии Керченского городского совета 1 созыва № 102-1/14 «Об учреждении Финансового управления Администрации города Керчи Республики Крым», Финансовое управление Администрации города Керчи Республики Крым (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Керчи Республики Крым, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в городе Керчи, обеспечивающим составление проекта бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - местный бюджет), исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности, управление муниципальным долгом. Статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что проект решения о местном бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа местной администрацией муниципального образования. В соответствии с листом согласования, проект решения Керченского городского совета «О бюджете муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на 2015 год» вносился Администрацией города Керчи, разработчиком проекта являлось финансовое управление администрации города Керчи. Таким образом, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, составление проекта местного бюджета города Керчи относится к полномочиям Администрации города Керчи. Керченский городской совет как представительный орган муниципального образования наделен полномочиями только по утверждению бюджета. Учитывая вышеизложенное, считает, что незаконное бездействие со стороны Керченского городского совета отсутствовало. Соответственно обязать Керченский городской совет в рамках его полномочий обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в вышеуказанном учреждении помещений для охраны и установке в них систем видеонаблюдения не возможно. Просила в удовлетворении заявления прокурора отказать. На вопросы прокурора пояснила, что представление было направлено в дошкольное учреждение, в Керченский городской совет представление прокурора не приходило и о данном представлении стало известно только из материалов дела. Проверка не проводилась в Керченском городском совете, учредителем дошкольного учреждения является муниципальное образование городской округ г. Керчь, функциями учредителя обладает Администрация г. Керчь, наделена полномочия и обязана обеспечивать финансирование данного органа. Представитель казенного учреждения умолчал, что в заявке подаваемой в Администрацию города, без проведения расчетных работ, сметы. Почему финансовый орган не предусмотрел данные суммы в бюджете не известно. У Керченского городского совета нет полномочий на внесение изменений в бюджет. Согласно бюджета Управлению образования были выделены достаточные суммы для проведения любых работ. Представление не направлялось в Керченский городской совет, не известно о деятельности казенных учреждений и Администрации города. В отношении бездеятельности не было ни каких представлений.

Представитель Керченского городского совета Запорожец Е.С., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д.94) в судебном заседании просила в удовлетворении заявления прокурора отказать на основании письменных пояснений (л.д.76), из которых следует, что согласно ст. 37 Устава муниципального образования к полномочиям Керченского городского совета относится утверждение бюджета городского округа и отчёта о его исполнении; составлении проекта бюджета, исполнение местного бюджета, составление отчёта об исполнении местного бюджета обеспечивается администрацией города Керчи, кроме того согласно ст. 9.1. Федерального Закона от 2.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые; функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием осуществляется соответственно органом местного самоуправления; согласно ч. 2 ст. 13 вышеуказанного закона решение о создании некоммерческой организации в результате её учреждения принимается её учредителем. Для муниципальных бюджетных или казённых учреждений функции учредителя осуществляются местной администрацией муниципального образования; согласно п 9 ст. 4 Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений (казённых, бюджетных), подведомственных Управлению образования Администрации города Керчи Республики Крым, утверждённого постановлением Главы Администрации города Керчи Республики Крым от 19.12.2014 года № 71/1-4 полномочия по финансовому обеспечению выполнения муниципального задания переданы управлению образования. Кроме того согласно положению об управлении образовании к функциям управления относится внесение предложений по формированию бюджетной росписи. Как сообщает Финансовое управление Керченского городского совета в 2014 году управление образования Керченского городского совета были выделены ассигнования на прочие расходы в объёме 11 101, 5 тысяч рублей из которых профинансировано -8 940, 2 тыс. руб., на расходы капитального характера — 8 787, тыс. руб., в т.ч. профинансировано - 8 359, 0 тыс. руб. - 8 359, 0 тыс. руб.. По данным отчёта отдела № 6 УФК по Республике Крым об исполнении бюджета за 2014 год, по состоянию на 01.01.2015 г. кредиторская задолженность (наличие неоплаченных счетов) общего фонда бюджета по отрасли «Образование» отсутствует. Отдельно заявки от управления образования Керченского городского совета в части дел дополнительного выделения или путём перераспределения имеющихся ассигнований для приобретения систем видеонаблюдения в финуправление Керченского городского совета в 2014 году не поступали. В соответствии со ст. 22 Бюджетного кодекса главными распорядителями бюджетных средств по бюджетным назначениям, предусмотренными местными бюджетами являются руководители исполнительных органов советов. Таким образом, в соответствии с действующим бюджетным законодательством, управление образования имело полное право, самостоятельного принятия решения о проведении расходов в пределах утверждённых средств на содержание учреждений образования, необходимых для оборудования помещений по охране и системой видеонаблюдения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Керчи РК. Кроме того, как сообщает Финансовое управление Керченского городского совета в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Республики Крым от 29.12.2014 г. № 53-3PK/2014 «О бюджете Республики Крым на 2015 год» на финансовое обеспечение расходов муниципальных бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, общего среднего образования, предусмотрена субвенция местным бюджетам из бюджета Республики Крым. Средства указанных субвенций являются источником финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований на содержание данных учреждений, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Конкретные объёмы субвенций бюджету муниципального образования городской округ Керчь, определены Постановлениями Совета Министров Республики Крым от 30.12. 2014 г. №№ 655, 656 (419 281, 5 тыс. руб. и 259 556, 6 тыс. руб.). Этими же Постановлениями определены перечни расходов, подлежащих финансированию за счёт средств вышеуказанных субвенций, куда включены расходы на установку электронной системы комплексной безопасности и её программное обеспечение. Приказом финансового управления Администрации города Керчи Республики Крым от 22.01.2014 г. № 9 межбюджетные трансферты включены в сводную бюджетную роспись местного бюджета. Таким образом, в 2015 году расходы на установку электронной системы комплексной безопасности и её программное обеспечение управлением образования Администрации города Керчи могут быть осуществлены за счёт вышеуказанных субвенций. Учитывая вышеизложенное, считает, что незаконное бездействие со стороны Керченского городского совета отсутствовало. Соответственно обязать Керченский городской обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию в вышеуказанном учреждении помещений для охраны и установке в них систем видеонаблюдения не возможно. Так же поддержала пояснения представителя Керченского городского совета Каторгиной Г.А., данные в судебном заседании.

Представитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи РК «Детский Сад №52 «Жемчужинка» Титоренко Г.Н., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д.99) в судебном заседании заявление прокурора не поддержала, просила в его удовлетворении отказать. Дополнительно на вопросы суда пояснила, что действительно на имя дошкольного учреждения приходило представление прокурора, дошкольное учреждение зарегистрировано как юридическое лицо. Финансовым обеспечением учреждения за счет средств местного бюджета, данные средства выделает Управление образования Администрации г. Керчь. Пояснить какие работы по вопросу установки видеокамер учреждением проводились не смогла.

Представитель Управления образования Администрации города Керчи Республики Крым Давиденко Г.Б., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д.97), в судебном заседании заявление прокурора не поддержала, просила суд отказать в его удовлетворении на основании того, что действительно после проверки прокуратуры г. Керчь дошкольного учреждения было внесено представления для устранения нарушений законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей в дошкольном детском учреждении и после данной проверки требованием прокурора было безотлагательно рассмотреть данное представление. В ответ на представление директором учреждения на имя Заместителя прокурора была направлена информация об устранении нарушений, ответ содержал сведенья какие меры были осуществлены в образовательном учреждении для устранения нарушений. Руководителем учреждения было направлено ходатайство в Управление образования для выделения средств на установку системы видеонаблюдения, которая была одной из мер в числе комплекса мероприятий по противодействию терроризму. Финансирование учреждений, в отношении которых функции учредителя осуществляет Управление образования Администрации в г. Керчи, которое является распределителем средств. При формировании проекта бюджета на 2015 год Управлением образования были сделаны расчеты. Ходатайства, которые поступали от учреждений, не содержали конкретную сумму, эта сумма должна была быть подтверждена сметой, для оплаты данной сметы и услуг нужны средства. Поскольку требования Российского законодательства применяют нормы, согласно которым должны быть осуществлены мероприятия противодействия терроризму, в том числе установка камер видеонаблюдения. Расчеты были поданы Управлением образования в финансовый орган, расчеты были не по сметам, а по консультациям с теми организациями, которые осуществляют мероприятия в виде установки пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и т.д. Данные расчеты были внесены в предложения, но в бюджет они не были внесены. Бюджет города выделяет определенные средства для финансирования учреждений, где есть такие расходы - как прочие. Средства, которые выданы, как прочие расходы могут быть перераспределены Управлением образования. Данное предложение должно быть внесено в финансовый орган, для того чтобы в последствии было перераспределение бюджета и направление данных средств с одной статьи расхода на другую - установку систем видеонаблюдения. В комплексе мер по противостоянию терроризму учтено не только видеонаблюдение. С 2015 г. появилась субсидия из Республиканского бюджета, в основном данная субсидия идет на оплату труда работников образования, из средств данной субсидии часть средств уходит на прочие расходы, прочие расходы включают в себя установку электронной системы комплексной безопасности и ее программное обеспечение. Те средства, которые остались после распределения средств на оплату труда работников образования и других расходов, и есть расходы, которые могут быть предусмотрены на осуществление начала установки систем видеонаблюдения. Управлением образования был произведен расчет потребностей и согласован с финансовым органом и с главой Администрации, после чего он был представлен в Министерство образования Республики Крым. Этот расчет потребностей на дополнительные средства на 2015 год, в который входит установка пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения. Все это произошло на прошлой неделе, так как того размера субсидий, которые выделяются не хватает, и они просили у профильного Министерства выделение дополнительных средств из бюджета Республики Крым. На вопросы участников процесса пояснила, что сметы ДОУ не были представлены, была определена сумма, она определялась отделом финансового обеспечения Управления образования и расчеты определялись после консультаций с организациями, которые занимаются организацией данных мероприятий. Для того чтобы обеспечить все сметы нужны средства. Управлением образования были приняты меры, однако перераспределение средств управлением не хватит для проведения установки систем видеонаблюдения и охраны. В каждое учреждение выделены средства на установку систем пожарной безопасности. Не может сказать, какие меры являются первоочередными, данный перечень может быть определен только по согласованию руководством. Субвенция предусматривает, что средства могут быть направлены на начало осуществления установки систем видеонаблюдения. Средства, которые были получены, потрачены на оплату труда работникам образования за январь и февраль, эти средства поступили в феврале месяце. Финансовое управление вносило те статьи расходов, которые необходимы в этом финансовом году, на установку систем видеонаблюдения в проект бюджета средства были внесены. После того, как бюджет был принят, необходимая сумма была доведена финансовому учреждению. Сумма была определена меньше, чем та, которую просили. Проект бюджета формирует финансовый орган. О пересмотре бюджета не обращались в Керченский горсовет.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст. 181 ГПК Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как следует с положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а данном случае указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся автотранспортом, в большей части общественным транспортом и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решения, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.13 ст. 30 Федерального Закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Также п.6.48 Свода правил «СП 118.13330.2012.Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011г. № 635/10 предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «службы112».

Судом установлено, что 11.09.2014 года за исх. № 123-3731/исх.14 Заместителем прокурора города Керчи на имя Заведующей Керченского дошкольного учебного заведения №52 было направлено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей в учебном заведении. (л.д.7-9)

Из пояснений сторон в судебном заседании было установлено, что данное представление в адресу Керченского городского совета или Администрации г. Керчь заместителем прокурора города Керчи не направлялось.

На данное представление заведующей Керченского дошкольного учебного заведения №52 22.09.2014 года за исх. №163 на имя Заместителя прокурора города Керчи была направлена Информация об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей к Керченском коммунальном дошкольном учебном заведении №52 «Жемчужинка» комбинированного типа Керченского городского совета АР Крым с приказами от 12.09.2014 года №127 и 128, а так же приказ № 114 от 26.08.2014 года. (л.д.10-15)

Из данной информации следует, что меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму будут осуществляться поэтапно в соответствии с планом управления образования и финансированием дошкольных заведений.

Из п. 1.1. и п. 1.5 Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка» следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка» является бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого, является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация города Керчи Республики Крым.(л.д.16-31)

Из п.1.8 Устава, копии Свидетельства о регистрации юридического лица от 27.12.2014 года (л.д.32,34), копии Свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения(л.д.33) следует, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад №52 «Жемчужинка» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, соответствующие предмету и целям её деятельности.

15.01.2015 года за исх. №10/21-01-2015 заместитель прокурора направил на имя Начальника управления образования запрос о предоставлении информации о выделении денежных средств на приобретение и установку системы видеонаблюдения.(л.д.35)

Из ответа на запрос от 19.01.2015 года Начальника Управления образования судом усматривается, что с целью выполнения мероприятий по предупреждению Экстремистской деятельности, обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города городским бюджетом в 2015 году утверждено 11,0 млн. рублей. Фактическое освоение средств будет осуществляться по мере их поступлений в течении 2015 года.(л.д.3)

Из п.п.1.1, 1.6, 1.8, 2.2 Положения об Управлении образования Администрации города Керчи Республики Крым к решению 10 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 11.12.2014 года №110-1/14 следует, что Управление образования Администрации г. Керчи Республики Крым является юридическим лицом. Управление подотчетно и подконтрольно Администрации города Керчи, главе города Керчи, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Керчь. Одной из функций Управления является принятие участия в формирование проекта бюджета муниципального образования городской округ Керчь, осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.(л.д.37-47)

Как было установлено в судебном заседании Управление образования Администрации города Керчь не обращалось в Керченский городской совет с предложениями о внесении изменений в бюджет на 2015 год.

Устав муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым был принят решением Керченского городского совета 4 сессией 1 созыва 05.11.2014 года № 38-1/14.(л.д.48)

Из п.2 ст. 37 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым к полномочиям Керченского городского совета относится утверждение бюджета городского округа и отчёта о его исполнении.(л.д.56)

Согласно ст. 66 Устава составлением проекта бюджета осуществляется Администрацией города Керчи. Порядок составления проекта и сроки его составления устанавливается администрацией города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации(л.д.60-61)

Заместителем прокурора города Керчи 13.02.2015 года был направлен запрос на имя Начальника Управления образования Администрации города Керчи о предоставлении информации о выделении денежных средств на оборудование в образовательных организациях помещений для их охраны и установку систем видеонаблюдения.(л.д.71)

Из ответа на данный запрос от 16.02.2015 года (л.д.72) судом усматривается, что Решением 11 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 18.11.2014 года №139-1/14 «О бюджете муниципального образования городской округ Керчь РК на 2015 год» утверждены средства из местного бюджета на содержание учреждений образования в сумме 251,6 млн. рублей. Средства на установку систем видеонаблюдения, согласно проведенных предварительных расчетов и составленного проекта бюджета (л.д.73—75), в утвержденном объеме не определены.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30.12.2014 года № 655 и 656 утвержден порядок использования и распределения межбюджетных трансфертов за счет субвенций из бюджета Республики Крым местным бюджетам.

Согласно Перечня расходов данные субвенции так же предусмотрены на установку электронной системы комплексной безопасности и её программное обеспечение. (л.д.79-85, 171-182)

Данные средства были использованы Управлением образования Администрации города Керчи для выплаты заработной платы.(л.д.183-186)

Из письма Начальника финансового управления Администрации города Керчи от 11.02.2015 года №25.2/40 следует, что расходы на установку электронной системы комплексной безопасности и её программное обеспечение управлением образования Администрации города Керчи могут быть осуществлены за счет субвенций установленных Постановлениями Совета министров Республики Крым от 30.12.2014 года № 655,656.(л.д.86)

В обоснование своих требований Заместитель прокурора города Керчи предоставил суду также копию Решения 3 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 22.10.2014 года № 24-1/14 «Об утверждении Положения о постоянных комиссиях Керченского городского совета 1 созыва».(л.д.103), а так же Приложение к решению «Положение о постоянных комиссиях Керченского городского совета»(л.д.104-115)

Из данного положения следует, что согласно раздела 2 Положения городским советом образуются постоянные комиссии, в том числе по вопросам бюджета, образования.

К основным полномочиям постоянных комиссий, п.п.3.2, 3.3, 3.14 Положения, относятся предварительное рассмотрение и обсуждение проектов решений, рассмотрение и внесение поправок к проектам решений, инициирование разработки проектов решений на рассмотрение городского совета, осуществление контроля за использованием и расходованием средств бюджета.

К основным правам постоянных комиссий, п.п.4.1,4.6,4.8-4.10,4.12 Положения, относятся запрашивание документов, требование отчета о выполнении функциональных обязанностей, предварительное рассмотрение бюджета.

Так же суду было представлено Решение Керченского городского совета 2 сессии 1 созыва от 03.10.2014 года № 15-1/14 «Об утверждении Регламента Керченского городского совета 1 созыва» (л.д.118) и приложение к решению «Регламент Керченского городского совета» (л.д.119-149).

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В силу ст.ст. 27, 37, 66 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденным решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05.11.2014 № 38-1/14, представительным органом муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым является Керченский городской совет, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета городского округа, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Бюджет городского округа утверждается в форме решения Керченского городского совета.

Однако из Выписки из протокола пленарного заседания одиннадцатой сессии Керченского городского совета первого созыва от 18.12.2014 года «О бюджете муниципального образования городской округ Керчь» усматривается, что бюджет на 2015 год был принят, решением 11 сессии 1 созыва от 18.12.2014 года № 139-1/14, согласно представленного Администрацией города Керчь проекта.(л.д.152-164)

Из устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, зарегистрированного 25.11.2014 года, а именно п.1.ч.1 ст.48, следует, что к Полномочиям администрации города Керчи относятся составление и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета городской округ.(л.д.165-170)

Согласно п. 43 ч.1 ст. 48 Устава Администрация города Керчи осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы. Согласно ч. 3 данной статьи полномочия указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст. 52 Закона составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно положению о Финансовом управлении Администрации города Керчи, утверждённому решением 9 сессии Керченского городского совета 1 созыва № 102-1/14 «Об учреждении Финансового управления Администрации города Керчи Республики Крым», Финансовое управление Администрации города Керчи Республики Крым (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Керчи Республики Крым, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в городе Керчи, обеспечивающим составление проекта бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - местный бюджет), исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности, управление муниципальным долгом.

Статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что проект решения о местном бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с листом согласования, проект решения Керченского городского совета «О бюджете муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на 2015 год» вносился Администрацией города Керчи, разработчиком проекта являлось финансовое управление администрации города Керчи.

Таким образом, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, составление проекта местного бюджета города Керчи относится к полномочиям Администрации города Керчи.

На основании изложенного, суд может сделать вывод, что Керченский городской совет, как представительный орган муниципального образования, наделен полномочиями только по утверждению бюджета.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что незаконное бездействие со стороны Керченского городского совета отсутствовало, а Управление образования Администрации города Керчи самостоятельно могла принять решение о перераспределении расходов на установку электронной системы комплексной опасности и её программное обеспечение, также данные расходы могли быть осуществлены за счёт субвенций.

В связи с чем, заявление Заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованные лица Керченский городской совет Республики Крым, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи РК «Детский Сад №52 «Жемчужинка», Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия Керченского городского совета и обязательстве совершить определенные действия необходимо оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 55,56,67,71, 98, 181,194-199, 255,258 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованные лица Керченский городской совет Республики Крым, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи РК «Детский Сад №52 «Жемчужинка», Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия Керченского городского совета и обязательстве совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Судебные расходы отнести на счет государственного бюджета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 16.03.2015 года.

Судья Собещанская Н.В.