ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-608/18 от 16.07.2018 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

№2-608/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Фролово 16 июля 2018 года

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Лиферовой Т.А.

при секретаре Мелиховой О.В.,

с участием прокурора Страховой О.В.,

представителя ответчика администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области действующий в интересах неопределенного круга обратился с иском к администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, в обоснование требований указав, что Фроловской межрайонной прокуратурой в мае 2018 года проведена проверка законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено следующее. Постановлением администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района от 07.12.2015 года №68 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Большелычакском сельском поселении Фроловского муниципального района на 2017-2019 годы». Пунктом 2.1.2 Перечня мероприятий Программы предусмотрено, что в течение 2017 года администрации сельского поселения было необходимо реализовать мероприятие: адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации (приспособление входных групп, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий – пандусами, поручнями, знаками для стоянки спецавтотранспорта), а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг в учреждениях культуры в учреждениях культуры Большелычакского сельского поселения. На указанные цели в бюджете сельского поселения были заложены средства в размере 7000 рублей. Однако в нарушение указанных норм, администрация Большелычакского сельского поселения до настоящего времени к исполнению данного программного мероприятия не приступала, заложенные в бюджете денежные средства в течение 2017 года и в настоящее время не освоены. Кроме того, соответствующие изменения в перечень мероприятий Программы не вносились. Указанные мероприятия по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп до настоящего времени ответчиком не проведены, не обеспечены условия для беспрепятственного доступа лицам из числа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, в здания учреждений культуры (дома культуры и библиотеки), что свидетельствует о нарушении прав указанной категории населения.

Впоследствии Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области изменил исковые требования, в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства: провести мероприятие по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации (приспособление входных групп, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий – пандусам, поручнями, знаками для стоянки спецавтотранспорта), а именно оборудовать пандусами, поручнями вход в здание сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, здание социально-бытовых услуг населению, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Фроловского межрайонного прокурора Страхова О.В. полностью поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что ведутся мероприятия, направленные на формирование доступности жизнедеятельности инвалидов, для окончания которых необходимо больше времени.

Представитель третьего лица администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ Фроловский межрайонный прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку заявленные исковые требования касаются неопределённого круга лиц.

Согласно Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьёй 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

Согласно ст.4 Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, производственные объекты, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов транспорта в городском, пригородном и междугородном транспортном сообщении; здания и сооружения связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

В соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21 ноября 2002 года № 757-ОД, Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, и устройствами, регулирующими движение пешеходов через транспортные коммуникации; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте; специальными указателями мест (не менее 10 процентов мест, но не менее одного места) на каждой стоянке (остановке) транспортных средств для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Как установлено в судебном заседании Постановлением администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Большелычакском сельском поселении Фроловского муниципального района» на 2017-2018 годы» /л.д.

Согласно пункта 2.1.2 Перечня мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Большелычакском сельском поселении Фроловского муниципального района» на 2017-2018 годы» предусмотрено, что в течение 2017 года администрации сельского поселения было необходимо реализовать мероприятие: адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации (приспособление входных групп, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий – пандусами, поручнями, знаками для стоянки спецавтотранспорта), а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг в учреждениях культуры в учреждениях культуры Большелычакского сельского поселения. На указанные цели в бюджете сельского поселения были заложены средства в размере 7000 рублей.

Собственником здания сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> является Муниципальное образование Большелычакское сельское поселение Фроловского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником здания социально-бытовых услуг населению, расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из акта проверки Фроловской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проверки установлено, что администрация Большелычакского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года к исполнению долгосрочной муниципальной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Большелычакском сельском поселении Фроловского муниципального района», утвержденной Постановлением администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района №68 от .... года, не преступала, заложенные в бюджете денежные средства в течение 2017 года освоены не были. Кроме того, соответствующие изменения в перечень мероприятий Программы не вносились /л.д.

Администрацией Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района <адрес> не обеспечены условия для беспрепятственного доступа лицам из числа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, в здания учреждений культуры (дома культуры и библиотеки), что свидетельствует о нарушении прав указанной категории населения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования Фроловского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга и обязать администрацию Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства.

В силу того, что указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области выполнения мероприятий по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации (приспособление входных групп, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий – пандусам, поручнями, знаками для стоянки спецавтотранспорта), а именно оборудовать пандусами, поручнями вход в здание сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, здание социально-бытовых услуг населению, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры – удовлетворить.

Обязать администрацию Большелычакского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства: провести мероприятие по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации (приспособление входных групп, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий – пандусам, поручнями, знаками для стоянки спецавтотранспорта), а именно оборудовать пандусами, поручнями вход в здание сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, здание социально-бытовых услуг населению, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев, с момента вступления в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградской областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Лиферова