ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-608/18 от 26.07.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-608/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Торжок 26 июля 2018 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Иванова Д.А.

при секретаре Смеховой Е.А.

с участием прокурора – помощника Торжокского межрайонного прокурора Тверской области Вавилина В.А.,

представителя ответчика – и.о. директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Царьковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора Тверской области в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» и администрации муниципального образования «Город Торжок» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости образовательного учреждения,

установил:

и.о. Торжокского межрайонного прокурора Смирнов Ю.М. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» и администрации муниципального образования «Город Торжок», в котором просил обязать образовательное учреждение в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить охрану своего здания (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а администрацию муниципального образования – обеспечить своевременное финансирование этого мероприятия.

В исковом заявлении отражено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательное учреждение должно обеспечить охрану своей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, но не сделало этого.

На суде прокурор Вавилин В.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нём основаниям.

Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Царькова Л.Н. исковые требования признала, пояснила, что в настоящий момент у учреждения не имеется собственных средств на профессиональную охрану.

Представители ответчика, администрации муниципального образования «Город Торжок», и третьих лиц, управления образования и комитета по управлению имуществом города Торжка, на судебное разбирательство не явились, направили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия. Представитель управления образования своего отношения к требованиям прокурора не выразил. Представители администрации муниципального образования «Город Торжок» и комитета по управлению имуществом города Торжка выразили мнение о том, что ответчиками по делу должны выступать управление образования и управление финансов города Торжка, а также МКУ города Торжка «Центр по обеспечению деятельности органов местного самоуправления».

Выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Средняя общеобразовательная школа № 8 города Торжка представляет собой муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Город Торжок». Она осуществляет образовательную деятельность. 9 января 2018 года утверждён акт обследования и категорирования, согласно которому МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» была присвоена вторая категория опасности совершения террористического акта. В связи с этим образовательное учреждение должно обеспечить охрану своей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, но не сделало этого.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно устному объяснению представителя ответчика Царьковой Л.Н. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» является действующим образовательным учреждением для детей. Ему была присвоена вторая категория опасности совершения террористического акта. Охрана учреждения осуществляется его работниками, которые не относятся к охранным предприятиям или подразделениям ведомственной охраны.

В копии представления Торжокского межрайонного прокурора от 16 февраля 2018 года № 44-2018 отражено, что прокуратурой установлено невыполнение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» ряда мер по обеспечению антитеррористической защищённости образовательного учреждения, в том числе требований законодательства об обеспечении охраны своей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (л.д. 5-8).

В ответе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» от 14 марта 2018 года № 12 указано, что профессиональная охрана его территории не обеспечена из-за отсутствия средств (л.д. 9).

Согласно копиям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25 июля 2018 года и устава Средней общеобразовательной школы № 8 данное учреждение представляет собой муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Город Торжок» (п. 1.1, 1.3). Она осуществляет образовательную деятельность (2.2) (л.д. 30-32, 42-62).

В п. 2.15 и 7 копии акта обследования и категорирования от 9 января 2018 года отражено, что с учётом угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» присвоена категория опасности № 2, его охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, не организована (л.д. 65).

Суд признаёт данные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для подтверждения фактических обстоятельств дела. Объяснение дано лицом, непосредственно осведомлённым о сообщённых им сведениях. Представленные документы и их копии исходят от органов, уполномоченных их представлять, подписаны лицами, имеющими право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Они согласуются между собой. Причин отвергать какие-либо доказательства не имеется.

При разрешении заявленных требований суд исходит из следующих положений закона и основанных на них выводах.

Согласно ст. 1 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации осуществляется противодействие терроризму, под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ч. 2 этого Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Согласно п. 1 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1235, эти требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

В п. 15 Требований указано, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учётом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объёма расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории).

Из подп. «а» п. 23 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к иным мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории) осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно абз. 2 п. 15 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории) мероприятий с учётом объёма планируемых работ не должен превышать двенадцати месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Поскольку акт обследования и категорирования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», в соответствии с которым ему присвоена вторая категория опасности, утверждён 9 января 2018 года, то мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости, в том числе и обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, должны быть завершены до 9 января 2019 года.

Таким образом, предусмотренный законодательством Российской Федерации срок для выполнения обязанности, которую просит возложить на ответчиков прокурор, ещё не истёк. На данный момент для самостоятельного выполнения этой обязанности у ответчиков имеется более пяти месяцев. Кроме того, прокурор фактически просит увеличить срок выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости с двенадцати почти до пятнадцати месяцев, что, по мнению суда, не соответствует обязательным требованиям законодательства об антитеррористической защищённости. В связи с этим исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора Тверской области в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» и администрации муниципального образования «Город Торжок» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости образовательного учреждения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (то есть с 31 июля 2018 года).

Судья подпись Д.А. Иванов