РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2019 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Барановой Е.Е.,
при секретаре Кезике Н.А.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-608/19 по иску ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании проекта соглашения о перераспределении земель,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании проекта соглашения о перераспределении земель. В обосновании заявленных требований истец указывает, что он является собственником земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г.<адрес>
09.11.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земель. Письмом от 24.11.2017 ответчик не принял решение о перераспределении земельного участка, мотивируя тем, что границы земельного участка с кадастровым № пересекают границы земельного участка с кадастровым №. Указанное решение ответчика является незаконным и необоснованным, поскольку данное наложение (2,0 см. (либо 0,02 м.)), находится в пределах допустимой погрешности 10 см. (либо 0,1 м.) определения площади земельного участка в соответствии приказом от 01.03.2016 №90, согласно п.13 ст.22 Закона №218-ФЗ. Сотрудники филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в рамках законодательства РФ по истечении шести месяцев внесли изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым № с учетом допустимой погрешности.
После этого, на основании письма истца от 19.07.2018 министерством принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом схеме территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности».
В соответствии с вышеуказанным Распоряжением, земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет, в результате которого образован земельный участок с кадастровым №.
В результате перераспределения площадь земельного участка увеличилась до <данные изъяты>.
После получения выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на образованный земельный участок с кадастровым № истцом 10.09.2018 направлено в адрес министерства письмо о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым № в результате которого, образован земельный участок с кадастровым №.
Согласно ответу министерства от 09.10.2018 истцом 10.10.2018 получен проект соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с приложениями № 1, 2).
Полагает, что данные требования заложенные ответчиком в пункте 2.1 статьи 2 и пункте 8.3 статьи 8 проекта соглашения являются незаконными и необоснованными, поскольку истец с письменным заявлением о перераспределении земельного участка обратился к ответчику 09.11.2017, то есть в период действия постановления Правительства Тульской области от 03.04.2015 № 156 «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков», в котором было закреплено, что размер платы за увеличение площади земельного участка, определяется как 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Остальные письма от 14.02.2018 и от 19.07.2018 поданы в Министерство в дополнение к заявлению от 09.11.2017. Таким образом, размер выкупной стоимости (платы) истребуемого земельного участка площадью 103,0 кв.м. равен 27352,00 ((2 028 798,18 / 1 146 кв. м.) х 103,00 кв.м. х 15%).
Также является незаконным и необоснованным требование ответчика, отраженное в пункте 8.3 статьи 8 проекта соглашения о возложении на истца обязанности по исполнению сервитута и ограничение (обременения) участка, поскольку нарушает права истца.
Просит признать незаконным пункт 2.1 статьи 2 и пункт 8.3 статьи 8 проекта соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с приложениями №, №, составленного органом исполнительной (государственной) власти ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Тульской области; обязать ответчика Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащий истцу на праве частной собственности на условиях, прописанных в протоколе разногласий от 14.12.2018, а именно: пункт 2.1 статьи 2 проекта соглашения изменить, установив размер выкупной стоимости земельного участка в размере 27 352,00 рублей, а пункт 8.3 статьи 8 исключить из проекта соглашения.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением суда от 11.03.2019 к участию в деле в качестве 3-его лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ответы министерства от 24.11.17 и 06.03.2018 истец не обжаловал в установленном законом порядке, с заявлением о перераспределении земельных участков обратился 09.07.2018, в связи с чем, плата за увеличение площади земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Тульской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» от 26.10.2017 №493, в редакции, действующей с 01.01.2018, исходя из 50% кадастровой стоимости земельного участка. Пункт 8.3 ст.8 проекта соглашения носит информационный характер, не содержит условие об установлении сервитута и не нарушает прав истца.
Представитель 3-его лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., категории земель населенных пунктов, с размещенным использованием : для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом установлено, что ФИО1 имеет право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., в результате которого образуется земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории».
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
10.09.2018 ФИО1 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, в результате которого образован земельный участок с кадастровым №.
Между сторонами возник спор на стадии заключения соглашения о перераспределении земель.
09.10.2018 ответчиком была подготовлена редакция соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В соответствии с п.2.1 ст.2 соглашения ФИО1 производит оплату в связи с увеличением площади земельного участка не позднее 30 дней со дня подписания настоящего соглашения путем перечисления денежных средств в размере 91172 рубля 00 коп. на расчетный счет ответчика.
Согласно п.8.3 ст.8 соглашения ФИО1 обязуется исполнять сервитуты и ограничения (обременения) участка, установленные в соответствии с действующим законодательством. В случае выявления на территории земельного участка линейных сооружений, предоставить к ним беспрепятственный доступ уполномоченных лиц соответствующих организаций, в том числе посредством - установления сервитутов и ограничений (обременений) земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ и иными правовыми актами.
В случае расположения земельного участка в зоне с особыми условиями его использования, соблюдать соответствующие нормы и правила при эксплуатации данного земельного участка.
Не согласившись с условиями проекта соглашения в указанной части, истец в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обратился с протоколом разногласий, в котором указал, что не согласен с определенным в п.2.1 ст.2 размером оплаты в связи с увеличением площади земельного участка 50% его кадастровой стоимости и с п.8.3 ст.8 соглашения о возможности установления сервитута.
Рассмотрев данный протокол разногласий, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в ответе от 12.11.2018 сообщило об отсутствии правовых оснований для его подписания.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец указал на то, что поскольку первоначально с заявлением о перераспределении земельных участков он обратился до введения в действие изменений внесенных в постановление Правительства Тульской области от 03.04.2015 №156 «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков», размер оплаты должен быть определен как 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Проверяя данные доводы истца, суд учитывает, что действительно первоначально истец обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области 09.11.2017 с заявлением о предоставлении земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровый №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности. Однако поданное им заявление было рассмотрено в установленном законом порядке и письме от 24.11.2017 министерство сообщило ФИО1 об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка на основании п.п.10 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а именно границы земельного участка с кадастровый №, пересекают границы земельного участка с кадастровым №. Данный отказ ФИО1 обжалован не был.
14.02.2018 ФИО1 повторно обратился в адрес министерства с заявлением о предоставлении земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, а также об исправлении реестровой ошибки.
Письмом от 06.03.2018 Министерство сообщило ФИО1 об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка на основании п.п.10 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а именно границы земельного участка с кадастровым №, пересекают границы земельного участка с кадастровым №, разъяснив, что процедура перераспределения земель не включает в себя процедуру исправления реестровой ошибки. Данный отказ истцом обжалован не был.
По заявлению ФИО1 от 11.12.2017 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области внесены изменения в сведения ЕГРПН о местоположение границ земельного участка с кадастровым №, с учетом допустимой погрешности в соответствии со ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ.
19.07.2018 ФИО1 вновь обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности.
17.08.2018 министерством было принято распоряжение № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности».
В соответствии с вышеуказанным распоряжением, земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, как вновь образованный земельный участок с кадастровым №.
В результате перераспределения площадь земельного участка увеличилась до <данные изъяты> кв.м., то есть на <данные изъяты> кв.м., за счет земель, находящихся в государственной собственности.
В соответствии с ч.5 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно постановления Правительства Тульской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» от 03.04.2015 №156 (в ред. от 26.10.2017 №493) размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется как 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в чат ной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения.
До принятия названных изменений пункт 1 постановления от 03.04.2015 №156 был изложен в редакции, согласно которой процентная ставка кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка составляла 15%.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.3 ст.3 ЗК РФ).
Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Изменения, внесенные в постановление Правительства Тульской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» от 26.10.2017 №493, вступившие в действие с 01.01.2018, не содержат прямого указания на возможность применения процентной ставки кадастровой стоимости земельного участка по ранее действовавшему положению для лиц, обратившихся с заявлением до даты их принятия.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., его кадастровая стоимость составляет 2028798 руб. 18 коп.
Размер платы за увеличение площади земельного участка ответчиком рассчитан исходя из следующего расчета: (2028798,18/1146,00 кв.м.) х 103,00 кв.м. х 50% = 91172,00 руб.
Размер платы за увеличение площади земельного участка определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Поскольку предметом спора является вновь образованный земельный участок с кадастровым №, с заявлением о перераспределении земельных участков, на основании которого министерством было принято соответствующее распоряжение, истец обратился после 01.01.2018, а именно 19.07.2018, то доводы истца о необходимости произвести оплату за увеличение площади земельного участка, на основании ранее действовавшего постановления, исходя из 15% его кадастровой стоимости, являются несостоятельными.
При установленных судом конкретных обстоятельствах ссылку истца на ранее поданное заявление о перераспределении суд находит несостоятельной, поскольку в данные заявление были рассмотрены ответчиком в установленном порядке и сроки и не были обжалованы истцом.
Таким образом суд не находит оснований согласиться с доводами истца о допущенных нарушениях со стороны министерства имущественных и земельных отношений Тульской области при установлении размера платы за увеличение площади земельного участка, исходя из 50% его кадастровой стоимости, в соответствии с Постановлением Правительства Тульской области от 03.04.2015 №156 (в ред. от 26.10.2017 №493), то есть на момент обращения истца с заявлением о перераспределении земельных участков 19.07.2018.
Рассматривая исковые требования в части признания незаконным п.8.3 ст.8 проекта соглашения, предусматривающее условие о сервитуте, суд приходит к выводу о их несостоятельности, поскольку, в силу действующего законодательства, как публичный, так и частный сервитут подлежат государственной регистрации, а его установлению предшествует определенная процедура.
Между тем, как следует из оспариваемого истцом пункта 8.3 ст.8 проекта соглашения, приведенные в нем сведения носят информационный характер, не содержат данных об установлении сервитута и, оспариваемого пункта не нарушают прав и законных интересов истца.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконными пункта 2.1 статьи 2 и пункта 8.3 статьи 8 проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 103 кв.м., в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером № и обязании внести изменения в проект соглашения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение суда в окончательной форме принято 29.03.2019 г.
Председательствующий