Дело № 2 – 608/2020
УИД 33RS-0008-01-2020-000710-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2020 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской Владимирской области суд в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.Е., при секретаре судебного заседания Тимохиной Д.А., с участием истца ФИО1, представителя истца – адвоката Медведева А.И., действующего на основании ордера №, представителя ответчика ООО «Евротрансгаз» ФИО2, действующего на основании доверенности №, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по городу Гусь-Хрустальному и Гусь-Хрустальному району" – ФИО3, действующей на основании доверенности №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, обществу с ограниченной ответственностью «Евротрансгаз» о возмещении материальных затрат в связи с выполнением работ по газификации и установки приборов учета газа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, администрации Владимирской области о возмещении материальных затрат в связи с выполнением работ по газификации и установке приборов газопользования в жилом <адрес>, расположенном в <адрес><адрес> в размере 148467,50 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что до 2000 года в ее собственности находился жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес><адрес>. В 2001 году в результате пожара жилой дом и имущество сгорели. В связи с чем в 2001 году она вместе со своей матерью ФИО4 приобрела земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу <адрес><адрес>. Дом был без каких-либо удобств с печным отоплением. В 2017-2018 гг. администрацией района и области было решено газифицировать жилые дома <адрес><адрес>. Администрацией Владимирской области было принято постановление №1080 от 20.12.2017 о газификации жилых помещений. На основании указанного постановления были выделены денежные средства в качестве субсидий с целью возмещения затрат по работам по газификации и проведению работ по покупке и проведению внутридомовых работ по установке оборудования и его подключения в работу в жилых домах, включая и приобретение соответствующего оборудования, согласно смет и иных документов. При этом собственник газифицируемого жилого дома освобождался от оплаты работ по газификации при условии заключения договора с подрядчиками до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом требований указанного Постановления №1080 она заключила договора на выполнение работ по газификации своего жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Евротрансгаз», ДД.ММ.ГГГГ - с ИП ФИО5 Согласно расчету общая сумма по договорам составила 148467, 50 руб., которую она оплатила в полном объеме. Она обращалась в администрацию МО Гусь-Хрустальный район и администрацию Владимирской области с целью возмещения понесенных расходов, но ей было отказано. В ответах Департамента жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) от ДД.ММ.ГГГГ ей было указано о необходимости подачи документов в отдел социальной защиты, которые впоследствии передают сведения в администрацию Владимирской области для получения субсидии. С указанными ответами она не согласна, считает, что имеет право на возмещение затрат по газификации жилого дома в <адрес> в размере 148467,50 руб. в соответствии с Постановлением №1080, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Евротрансгаз», АО «Газпром газораспределение Владимир», ИП ФИО5, ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г.Гусь-Хрустальному и Гусь-Хрустальному району, произведена замена ответчика с администрации Владимирской области на ООО «Евротрансгаз».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что до заключения спорного договора, в 2018 году в <адрес> было проведено собрание с участием сотрудников ООО «Евротрансгаз». На собрании до жителей деревни была доведена информация о газификации домовладений, разъяснены основные критерии для заключения договора и перечень лиц, подпадающих под действие Постановления №1080. Ей было разъяснено, что она не подпадает под действие постановления №1080, в связи с чем она заключила договор с ООО «Евротрансгаз» на общих основаниях без уменьшения стоимости работ на размер субсидии, предусмотренной указанным постановлением. Однако в 2020 году из средств массовой информации ей стало известно, что она имеет право на уменьшение суммы, израсходованной на газификацию домовладения, поскольку ее мать длительное время зарегистрирована и проживает в газифицированном жилом доме <адрес>. Необходимый пакет документов для оформления юридическим лицом заявки на получение субсидии, она со своей стороны в ООО «Евротрансгаз» не передавала. Ее жилой дом в настоящее время газифицирован, работы по газификации ООО «Евротрансгаз» выполнены в полном объеме. Необходимое газовое оборудование она приобретала у ИП ФИО5 Общая стоимость произведенных работ с учетом стоимости газового оборудования составила 148467,50 руб. Полагает, что ООО «Евротрансгаз» получил субсидию в связи с газификацией ее домовладения и одновременно получил от нее денежные средства по договору подряда. Настаивала на взыскании денежных средств с ответчиков в соответствии с Постановлением №1080. Размер субсидии по ее домовладению ей неизвестен, расчет представить не может. Также пояснила, что в отдел социальной защиты г.Гусь-Хрустальный она обращалась в ходе рассмотрения настоящего дела, но необходимый пакет документов для получения субсидии не сдавала, поскольку зарегистрирована по месту жительства в г.Гусь-Хрустальный, а не в жилом доме <адрес>, который был газифицирован. С учетом уточнений заявленных требований просила взыскать с ответчиков денежные средства за газификацию жилого дома не в полном объеме, а в пределах размера субсидий в соответствии с постановлением №1080.
Представитель истца адвокат Медведев А.И. поддержал заявленные ФИО1 требования по аналогичным основаниям. Полагал, что ООО «Евротрансгаз» получило субсидию в связи с газификацией жилого дома ФИО1, однако не уменьшило сумму договора № на размер полученной субсидии, в связи с чем, денежные средства подлежат взысканию с ответчиков, либо с филиала АО «Газпром газораспределение Владимир», поскольку данная организация также осуществляло газификацию домовладений в <адрес>. Расчет уточненной суммы иска - в пределах размера субсидии в соответствии с Постановлением №1080, которую просят взыскать с ответчиков, представить отказался, полагая, что не является обязанностью стороны истца.
Представитель ответчика ООО «Евротрансгаз» ФИО2 в судебном заседании возражал против исковых требований ФИО1 по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Евротрансгаз» был заключен договор на выполнение работ №16, предметом которого являлось газоснабжение жилого <адрес>, расположенного в <адрес>. Общая стоимость оплаченных работ по указанному договору составила 26000 рублей. По окончании работ и до настоящего времени истец к ответчику относительно качества и сроков выполненных работ не предъявлял. Кроме того, по спорному договору истец заплатил ответчику 26000 рублей, а не 148467,50 руб. как указано ФИО1 Представленная ФИО1 квитанция на 14000 рублей подтверждает оплату за пуск газопровода. Данные работы спорным договором № не предусмотрены, оплата и работы произведены не в рамках указанного договора. Денежные средства в размере 108467,50 руб. уплачены ФИО1 ИП ФИО5 по договору о монтаже отопления и приобретении необходимого газового оборудования и материалов. Фактически ФИО1 просит взыскать с ООО «Евротрансгаз» денежные средства за выполненные работы и услуги, оказанные другой организацией, а именно ИП ФИО5 Кроме того, Порядок, предусмотренный Постановлением №1080 от 20.12.2017 предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившие с собственниками домовладений договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа. Постановлением №1080 не предусмотрено возмещение физическим лицам расходов, связанных с газификацией их частных домовладений (квартир). Пунктом 1.2.Порядка предусмотрено, что на момент заключения договора на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частного домовладения к приему газа в частном домовладении должны постоянно проживать не менее трех лет по месту жительства – собственники домовладения. Кроме того, в соответствии с п.1.6 Порядка критерием отбора получателей субсидии является наличие договора с собственником на выполнение работ к приему газа, заключенного не ранее 01 января 2018 года, при этом минимальные затраты собственника должны составлять 40000 рублей для частных домовладений. При заключении спорного договора № ФИО1 данным критериям не отвечала. Кроме того, истец в домовладении никогда не проживала и не зарегистрирована, а зарегистрирована в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Собственные денежные средства истца по спорному договору № составили менее 40000 рублей, а именно 26000 рублей, что не соответствует требованиям Постановления №1080. Указанные критерии и невозможность получения субсидии по домовладению ФИО1 были озвучены истцу до заключения договора №, в связи с чем она приняла решение заключить договор на газификацию домовладения на общих условиях. Впоследствии ФИО1 к ООО «Евротнасгаз» с соответствующим заявлением или просьбой не обращалась. В связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г.Гусь-Хрустальному и Гусь-Хрустальному району» ФИО3 в судебном заседании оставила принятие решения на усмотрение суда. Пояснила, что ФИО1 имеет право обратиться в отдел социальной защиты с заявлением на получение субсидии в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области №835. Одним из обязательных условий для получения субсидии является регистрация в газифицируемом жилом доме. В случае перерегистрации истца в <адрес> и обращения с соответствующим пакетом документов в отдел социальной защиты населения ФИО1 имеет право на получение субсидии, которая на 2020 год утверждена в размере 25072 рубля.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Представили отзыв, в котором указали следующее. Предоставление из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа (далее - субсидия) осуществляется на основании Порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 20.12.2017 № 1080 (далее - Порядок). Получателем субсидии являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившие с собственниками домовладений договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа (далее - претендент на получение субсидии, получатель субсидии). В целях получения субсидии в соответствии с положениями пп. 2.1, 2.13 Порядка до начала выполнения работ по подготовке к приему газа внутридомового газового оборудования частных домовладений претендент на получение субсидии направляет в Департамент заявку на включение в перечень претендентов на получение субсидии по форме согласно приложению № 2 к Порядку с приложением документов по перечню согласно приложению № 3 к Порядку. При этом претендент на получение субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, должен соответствовать требованиям, предусмотренным п. 2.6 Порядка. Рассмотрение заявки на включение в перечень претендентов на получение субсидии осуществляется комиссией по предоставлению субсидии, состав которой утверждается Департаментом (п. 2.2 Порядка). Комиссия по результатам рассмотрения указанной заявки принимает решение о включении в перечень претендентов на получение субсидии или об отказе во включении в перечень претендентов на получение субсидии по основаниям, перечисленным в п. 2.7 Порядка. После получения решения комиссии о включении в перечень претендентов на получение субсидии претендент на получение субсидии обязан выполнить работы по подготовке к приему газа внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) и осуществить сдачу выполненных работ в соответствии с договором, заключенным с собственником частного домовладения (квартиры), и действующим законодательством. Для непосредственного предоставления субсидии получатель субсидии в соответствии с п. 2.14 Порядка направляет в Департамент заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению № 5 к Порядку с приложением документов согласно приложениям № 6, № 7 к Порядку. По результатам рассмотрения указанной заявки комиссия принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, перечисленным п. 2.16 Порядка. В случае принятия комиссией решения о предоставлении субсидии, Департамент заключает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии, в соответствии с которым осуществляет перечислении субсидии получателю (пп. 2.17 - 2.21 Порядка). Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии, подача в департамент заявки на получение субсидии является правом, а не обязанностью.
Непосредственно размер субсидии согласно п. 2.8 Порядка определяется как разница между общей стоимостью работ по подготовке внутридомового газового оборудования частного домовладения (квартиры) к приему газа по договору с собственником частного домовладения (квартиры) и суммой денежных средств, подлежащих оплате собственником за выполненные работы в соответствии с Порядком. Стоимость работ по договорам с собственниками частных домовладений (квартир) не может превышать стоимость, подтвержденную заключением экспертизы по результатам проверки сметной документации или по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости.
Исходя из изложенного для расчета размера субсидии в соответствии с Порядком необходимо наличие документов, подтверждающих соответствие получателя субсидии требованиям, установленным п. 2.6 Порядка, и иных документов, перечисленных в приложениях №№ 3, 6 и 7 к Порядку, а также документов в отношении собственника домовладения (его близких родственников), подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1.2 Порядка, и документов, предусмотренных приложением № 1 к Порядку, подтверждающих отнесение собственника к соответствующей категории. При этом следует отметить, что категории «Лица, имеющие продолжительный стаж работы» и «Дети войны» Порядком не предусмотрены. Таким образом, в отсутствие вышеперечисленных документов осуществить расчет субсидии, на которую в соответствии с Порядком могла претендовать организация, выполнившая работы по подготовке внутридомового газового оборудования частного домовладения, расположенного по адресу: Владимирская область, <адрес>, <адрес>, <адрес>, к приему газа, не представляется возможным. Также обращают внимание, что в рамках реализации постановления администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ выплата денежной компенсации собственнику газифицируемого частного домовладения не предусмотрена. Кроме того истец не относится к категориям граждан, перечисленных в приложении №1 к Порядку, следовательно в целях получения субсидии ответчиком ООО «Евротрансгаз» в договоре на выполнение работ по газификации принадлежащего ФИО1 жилого дома должны были быть предусмотрены затраты истца в размере не менее 40 тысяч рублей. Но договор на выполнение работ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Евротрансгаз» и ФИО1, а именно раздел 3 договора, не отвечает указанным критериям. Предметом договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО1 с ИП ФИО5, является выполнение работ по монтажу отопления в жилом доме, что не соответствует перечню работ, указанному в п.1.2 Порядка. Условия данного договора в части определения стоимости работ и порядка оплаты также не отвечают критериям отбора, указанным в п.1.6 Порядка. В связи с чем просили в удовлетворении заявленных требований отказать (т.1 л.д.126-129, 150-152, 203-204, 205-208).
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Направили отзыв, в котором указали, что строительство внутридворовых сетей, внутридомовых газопроводов, приобретение и установка газового оборудования осуществляются за счет средств собственников жилья. При этом в соответствии с главой 21 Закона Владимирской области от 02.10.2007 №120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» собственникам жилья из числа одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, малоимущих семей (по ходатайству органов местного самоуправления), постоянно проживающих в населенных пунктах, включенных в перечень объектов газификации на очередной финансовый год, оказывается социальная поддержка в виде компенсации части затрат (до 25072 руб.). В соответствии с постановлением Губернатора владимирской области от 12.22.2007 №835 решение о назначении выплаты принимается государственным казенным учреждением социальной защиты населения по месту жительства граждан на основании заявления и документов, подтверждающих право собственности на газифицируемое жилье, постоянное проживание в нем, а также фактически произведенные затраты. (т.1 л.д.110, 120-121, 123-124).
Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в ходатайстве просили рассмотреть в отсутствие представителя. В ранее представленных возражениях указали, что являются ненадлежащим ответчиком, поскольку Порядок предоставления субсидий в соответствии с Постановлением №1080 определяет правила предоставления субсидий из бюджета Владимирской области. Кроме того, Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.11.2007 №835 утвержден порядок предоставления денежной компенсации части расходов, связанных со строительством внутридомовых газовых сетей, которым определены правила назначения и выплаты денежной компенсации, категории граждан, которым выплачивается компенсация органом социальной защиты населения за счет средств областного бюджета. В связи с чем полагают, что администрация района не имеет никакого отношения к возмещению затрат граждан на газификацию своих жилых домов и не имеет финансовых обязательств по компенсации данных расходов (т.1 л.д.38-40).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО «Газпром газораспределение Владимир», в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве указали, что ФИО1 за услугами по газификации жилого домапо адресу Владимирская область <адрес><адрес><адрес>, а также за возмещением денежных средств, согласно Постановления администрации Владимирской области от 20.12.2017 31080, не обращалась. Филиал АО «Газпром газораспределение Владимир» в г.Гусь-Хрустальном проектные и строительно-монтажные работы по газификации жилого дома по указанному адресу не осуществляло (т.2 л.д.104).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени слушания дела извещалась надлежащим образом, каких – либо ходатайств или возражений не представила.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статьи 1, 8).
Согласно ст.8.1. Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Владимирской области от 20.12.2017 N 1080, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, был утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (далее – Порядок).
Указанный Порядок определяет правила предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (п.1.1 Порядка) (далее – субсидии).
В настоящем Порядке используются следующие понятия (п.1.2 Порядка, действующий на момент заключения спорного договора на выполнение работ):
- частное домовладение (квартира) - отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи, имеющий газоиспользующее оборудование с суммарным расчетным газопотреблением не более 5 куб. м/ч, или часть жилого дома блокированной застройки (блок, предназначенный для проживания одной семьи), квартира в многоквартирном доме, имеющая газоиспользующее оборудование с суммарным расчетным газопотреблением не более 5 куб. м/ч. На момент заключения договора на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частного домовладения (квартиры) к приему газа собственник данного домовладения (квартиры) и (или) граждане (гражданин) Российской Федерации, состоящие (состоящий) в родственных отношениях с собственником домовладения (квартиры) (родители, супруг(а), дети), должны постоянно проживать не менее трех лет по месту жительства во вновь газифицируемом частном домовладении (квартире);
- претендент на получение субсидии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, подавшие в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области (далее - Департамент) заявку на включение в перечень претендентов на получение субсидии;
- получатель субсидии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель из числа претендентов на получение субсидии, выполнившие работы по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа для собственников домовладений (квартир);
заявка на включение в перечень претендентов на получение субсидии - письменное обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя на включение в перечень претендентов на получение субсидии, поступившее в Департамент (далее - заявка);
- заявка на предоставление субсидии - письменное обращение получателя на предоставление субсидии, поступившее в Департамент.
Согласно п.1.3. Порядка субсидии предоставляются в заявительном порядке в целях повышения уровня газификации области путем снижения финансовой нагрузки на жителей Владимирской области, осуществляющих оплату работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета Владимирской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по предоставляемой субсидии, утвержденных Департаменту - главному распорядителю бюджетных средств (п.1.4 Порядка).
В соответствии с п.1.5, п.1.6 Порядка получить субсидии вправе юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившие с собственниками домовладений (квартир) договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (далее - получатели субсидии).
Критерием отбора получателей субсидии является наличие договора с каждым собственником на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа, заключенного не ранее 01 января 2018 года.
Согласно п.1.6 Порядка критерием отбора получателей субсидии является наличие договора с каждым собственником на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа, заключенного не ранее 01 января 2018 года.
Договор, предусмотренный абзацем 1 настоящего пункта, должен отвечать следующим критериям:
а) минимальные затраты собственника по договору составляют:
40 тысяч рублей - для прочих частных домовладений (квартир), соответствующих требованиям пункта 1.2 Порядка;
б) общая стоимость работ, предусмотренных договором, превышает сумму средств, подлежащих оплате собственником.
В судебном заседании установлено следующее.
Истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Владимирская область <адрес><адрес><адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (т.1 л.д.5, т.2 л.д.60-62). В данном жилом помещении зарегистрирована и проживает мать истца – ФИО4 (т.1 л.д.8, т.2 л.д.45). Истец по указанному адресу не зарегистрирована и не проживает. Согласно штампа в паспорте ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, где и проживает по настоящее время.
Как установлено судом, в 2018 году в <адрес><адрес> были проведены работы по газификации домовладений. Строительство газопроводов низкого давления по населенному пункту <адрес> осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Подключение к газовым сетям объектов капитального строительства до границ земельных участков выполнялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ за счет собственных средств жителей.
В границах земельного участка до строения и в жилом помещении, соответствующие мероприятия выполнялись в соответствии с постановлением №1080 от 20.12.2017 или за счет собственных средств, по выбору собственника.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Евротрансгаз» был заключен договор № на выполнение работ, предметом которого является газоснабжение жилого дома (проектирование, монтаж газопровода, установка счетчика) по адресу: <адрес><адрес><адрес>. Согласно п.3.1 договора до начала работ заказчик вносит оплату в размере 15000 рублей. Полная стоимость работ определяется по фактически выполненным объемам.
Истцом представлены две квитанции к приходным кассовым ордерам, согласно которым работы по договору № выполнены на общую сумму в размере 26000 рублей (т.1 л.д.7). Кроме того, представлена квитанция, в соответствии с которой ФИО1 оплатила ООО «Евротрансгаз» 14000 рублей за ввод газопровода (т.1 л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (заказчик) и ИП ФИО5 (подрядчик) заключен договор подряда №, согласно которому подрядчик принял на себя обязательства выполнить в помещении заказчика по адресу: <адрес><адрес>, монтаж отопления из материалов подрядчика (п.1.1 договора) т.1 л.д.10-11. В соответствии с п.3.1 договора примерная стоимость работ и материалов составляет 130000 рублей (т.1 оборот л.д.10).
Как усматривается из представленных истцом товарных чеков, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ внесла ИП ФИО5 предоплату за монтаж в размере 50000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ оплатила оставшуюся часть в размере 58467 руб. (т.1 л.д.12).
Таким образом расходы истца на газификацию своего жилого дома в <адрес>, согласно представленных документов, составили 148467 рублей (15000 + 11000+ 14000 + 50000 + 58467 руб.), о чем ФИО1 представлен расчет (т.1 л.д.17). Из них 40000 рублей оплачено ООО «Евротрансгаз», включая расходы за ввод газопровода, 108467 руб. – ИП ФИО5
ФИО1 полагает, с учетом уточнений заявленных требований, что вышеуказанные расходы на газификацию домовладения, в пределах размера субсидий, предусмотренных Постановлением администрации Владимирской области №1080, должны быть ей компенсированы ответчиками.
Однако позиция истца основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета, утвержденный Постановлением администрации Владимирской области №1080, регламентирует предоставление субсидий только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившим с собственниками домовладений (квартир) договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа. Указанный Порядок не предусматривает предоставление субсидий напрямую физическим лицам – собственникам домовладений, которые газифицировали свои жилые помещения. Соглашение о возмещении понесенных затрат заключается между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и организацией, выполнившей работы по газификации.
Кроме того, перед началом выполнения работ по газификации домовладения юридическим лицом (ООО «Евротрансгаз»), с которым заключен соответствующий договор, а также документы собственника, подтверждающие его категорию, направляются в департамент жилищно-коммунального хозяйства в виде заявки для рассмотрения и включения организации в перечень претендентов на получение субсидии.
После получения такого решения комиссии организация выполняет работы по подготовке к приему газа внутридомового газового оборудования частных домовладений и осуществляет сдачу выполненных работ в соответствии с заключенными договорами с собственниками частных домовладений и действующим законодательством. После этого между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и организацией, выполнявшей работы по газификации, заключается соглашение о возмещении понесенных юридическим лицом затрат.
Как установлено судом, в департамент жилищно-коммунального хозяйства заявка от ООО «Евротрансгаз» с приложением соответствующих документов по жилому дому № в <адрес>, не поступала, соответственно решение о предоставлении указанному ответчику субсидии в связи с газификацией жилого <адрес><адрес>, комиссией не принималось. В связи с чем, довод стороны истца о том, что ответчик получил денежные средства по договору за выполненные работы от ФИО1 и одновременно получил субсидию из областного бюджета, голословны и опровергаются материалами дела.
Как следует из отзывов и дополнений к отзывам, а также ответа, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, направленного непосредственно истцу, заявка на предоставление субсидии в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования домовладения по адресу: <адрес><адрес>, с приложением соответствующих документов от ООО «Евротрансгаз» в Департамент не поступала (т.1 л.д.15-16, 77-79, 150-152, 205-208).
Аналогичная информация содержится в письме ООО «Евротрансгаз» (т.1 л.д.157).
Кроме того, одним из оснований для отказа во внесение в перечень претендентов для получения субсидии является то, что заявляемое частное домовладение газифицировано.
Истцом с ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет № (т.2 л.д.16-17, 18), а также договора с АО «Газпром газораспределение Владимир» о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения №-№ от ДД.ММ.ГГГГ и о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 24-41, л.д.19-23). Таким образом, жилой <адрес>, расположенный в <адрес>, газифицирован, работы по монтажу газоиспользующего оборудования завершены в полном объеме, что является основанием для отказа юридическому лицу в предоставлении субсидии.
Опрошенные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетели В и Г пояснили, что они до заключения договора с ООО «Евротрансгаз» на выполнение работ по газоснабжению жилого дома были поставлены в известность о том, что данная организация будет оформлять заявки на возмещение части затрат в связи с газификацией домовладений, принадлежащих В и Н (супруг Г) (т.1 л.д.216-219). В связи с чем расходы данных собственников на газификацию жилых помещений были уменьшены на сумму размера субсидий, расчет которых производился комиссией индивидуально по каждому домовладению. При этом истец также неоднократно поясняла в судебных заседаниях, что сотрудниками ООО «Евротрансгаз» разъяснялось о том, что газификация ее жилого <адрес><адрес> будет произведена без оформления данной организацией заявки на получение субсидии по ее домовладению, что также отражено самим ответчиком в отзыве (т.1 л.д.157). В связи с чем расходы по договору на выполнение работ по газификации жилого <адрес><адрес> должны были произведены ФИО1 полностью за свой счет.
Также истец указывала, что в магазине ИП ФИО5 был размещен список граждан – собственников домовладений в <адрес>, с которыми ООО «Евротрансгаз» заключил договора на выполнение работ с учетом оформления заявок на предоставление субсидии, и ФИО1 в указанном списке отсутствовала.
Таким образом, ФИО1 изначально при заключении договора на выполнение работ по газификации своего домовладения была уведомлена о выполнении работ за счет собственных средств и согласившись, подписала договор на данных условиях.
Кроме того, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением №1080, в целях получения субсидии в договоре на выполнение работ по газификации принадлежащего истцу жилого дома, должны были быть предусмотрены затраты ФИО1 в размере не менее 40 000 рублей (п.1.6 Порядка). Вместе с тем, договор на выполнением работ №, заключенный с ООО «Евротрансгаз» не отвечает указанным критериям отбора. Как было указано выше, стоимость работ по данному договору составила 26000 рублей.
Истец настаивала на удовлетворении заявленных требований в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлением администрации Владимирской области от 20.12.2017 №1080. С учетом изложенного, при вышеизложенных обстоятельствах, в соответствии с требованиями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Вместе с тем, настоящее решение не препятствует ФИО1 реализовать свое право на получение мер социальной поддержки в части компенсации произведенных затрат, понесенных при газификации спорного домовладения в рамках Закона Владимирской области от 02.10.2007 №120-ФЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (в соответствии с главой 21 Закона).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, обществу с ограниченной ответственностью «Евротрансгаз» о возмещении материальных затрат в связи с выполнением работ по газификации и установки приборов учета газа, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в срок один месяц.
Судья Е.Е. Овчинникова
Мотивированное решение суда изготовлено 05 октября 2020 года.
Судья Е.Е. Овчинникова