ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-608/2021 от 04.03.2021 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2021 года город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шабловской Е.А.,

при помощнике судьи Анискиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения Администрации г. Ноябрьска, ...ФИО1 к ФИО2 о возложении обязанности принять меры к прохождению ... гражданкой ФИО1 очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования) в целях установления ей инвалидности, необходимости обратиться в государственные органы за получением пенсионного обеспечения, востребованием мер социальной поддержки, установленных законодательством для инвалидов и предоставлению в управление справки МСЭ и ИПРА,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения Администрации г. Ноябрьска, ...ФИО1, обратилось в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности принять меры к прохождению ... гражданкой ФИО1 очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования) в целях установления ей инвалидности, необходимости обратиться в государственные органы за получением пенсионного обеспечения, востребованием мер социальной поддержки, установленных законодательством для инвалидов и предоставлению в управление справки МСЭ и ИПРА. В обосновании иска указало Управление, что осуществляет полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами. В управлении состоит на учете ... гражданка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением Администрации г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлена опека, опекуном назначен её сын ФИО2. Ответчик являясь опекуном, отказывается исполнять возложенные на него законом обязанности по защите прав и интересов подопечной, своевременно обратиться в Бюро филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО» для прохождения переосвидетельствования с целью продления инвалидности, разработке и оформлению индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее ИПРА), в отношении ..., обратиться в государственные органы для получения полагающихся льгот и выплат подопечной. Опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. ФИО1 установлена инвалидность, очередное переосвидетельствование которой было определено ДД.ММ.ГГГГ. За гражданина, признанного судом недееспособным, заявление в бюро МСЭ подает его законный представитель. Каких либо действий по обращению в учреждение медико-социальной экспертизы по настоящее время для прохождения ...ФИО1 очередного переосвидетельствования для установления ей инвалидности, опекуном предпринято не было. Указанное бездействие свидетельствует о нарушении прав гражданина, признанного недееспособным, не имеющим возможности самостоятельного обращения в органы исполнительной власти, на своевременное проведение в отношении него мероприятий социальной реабилитации, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида. Истец неоднократно обращался к ответчику посредством устных консультаций и письменных рекомендаций в акте о проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдении опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, обеспечении сохранности его имущества, а также о выполнении опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей о необходимости обратиться в лечебное учреждение для назначение медицинского освидетельствования и проведения медико-социальной экспертизы, в том числе оценки уважительности причины пропуска срока переосвидетельствования и установления инвалидности за прошлые года.

В судебное заседание представитель истца Управление социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска не явился, просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивал.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает, просил принять признание иска. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

С учетом позиции представителя истца, ответчика, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 127-ЗАО от 14 декабря 2007 года органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами.

В данном случае таким органом в городе Ноябрьск является Управление социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии с принципами: свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; контроль за деятельностью по опеке и попечительству; обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Основными задачами органов опеки и попечительства согласно статье 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Согласно части 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес>ФИО1 была признана ....

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск ФИО2 назначен опекуном ...ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняющим свои обязанности безвозмездно.

Как следует из Актов о проверки условий жизни ... гражданина, соблюдении опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечении сохранности его имущества и о выполнении опекуном требований к осуществлению свих прав и исполнению своих обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ на момента посещения специалистами опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, подопечная ФИО1, проживающая по адресу <адрес>, совместно с опекуном ФИО2, обеспечена постоянным контролем и уходом, регулярным приемом лекарственных препаратов, пищи, соблюдением режима сна, общее состояние удовлетворительное, признаков физического насилия над ней не обнаружено.

Справка об установлении инвалидности МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ (срок очередного освидетельствования пропущен). Группа инвалидности , .... Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида: карта от ДД.ММ.ГГГГ выдана сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Рекомендовано обратиться к лечащему врачу для назначения медицинского освидетельствования и проведения медико-социальной экспертизы (установления инвалидности), в том числе оценки уважительности причин пропуска срока переосвидетельствования и установления инвалидности за прошлые годы; открыть номинальный счет для зачисления всех сумм алиментов, пенсий, пособий, и других социальных выплат подопечной; реквизиты номинального счета необходимо предоставить в учреждения, осуществляющие социальные выплаты (Пенсионный фонд, управление социальной защиты населения).

Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, часть 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно ответа на запрос суда Управления Пенсионным фондом РФ в г. Ноябрьск (межрайонное) от 17 февраля 2021 года ФИО1 не является получателем пенсий и иных социальных выплат.

Из ответа на запрос суда ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Бюро – филиал сообщает, что на ДД.ММ.ГГГГ медико-экспертного дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО) Минтруда России по архивным данным и электронным базам в бюро не значится.

Таким образом, на момент рассмотрения дела опекун ФИО2 так и не обратился к лечащему врачу для назначения медицинского освидетельствования и проведения медико-социальной экспертизы (установления инвалидности) ФИО1, в том числе оценки уважительности причин пропуска срока переосвидетельствования и установления инвалидности за прошлые годы. Начиная с окончания очередного освидетельствования, с 2015 года прошло уже более пяти лет. Опекаемая осталось без группы инвалидности, пенсий по инвалидности, пособий, программы реабилитации, что нарушает её права на реализацию получение пенсий, пособий как инвалида, медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Ответчик ФИО2 исковые требования признает, не оспаривает.

С учетом исследованных доказательств, требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме, на ФИО2 следует возложить обязанности принять меры к похождению ... гражданкой ФИО1 очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования) в целях установления ей инвалидности, необходимости обратиться в государственные органы за получением пенсионного обеспечения, востребованием мер социальной поддержки, установленных законодательством для инвалидов и предоставлению в управление справки МСЭ и ИПРА.

Учитывая, что истец при обращении в суд с настоящим исковым, в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 2 п.1, п.3 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления социальной защиты населения Администрации г. Ноябрьска удовлетворить.

Возложить обязанности на ФИО2 принять меры к похождению ... гражданкой ФИО1 очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования) в целях установления ей инвалидности, необходимости обратиться в государственные органы за получением пенсионного обеспечения, востребованием мер социальной поддержки, установленных законодательством для инвалидов и предоставлению в управление справки МСЭ и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Взыскать с ФИО2 в бюджет города Ноябрьска государственную пошлину государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий ...

...

...