ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-608/2023 от 24.07.2023 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 24 июля 2023 года

Новоалександровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Жолобова В.В.,

при секретаре Иноземцеве И.И.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству образования <адрес>, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет » об устранении нарушений антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования <адрес>, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет » об устранении нарушений антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проводимой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом межрайонного отдела вневедомственной охраны по Новоалександровскому городскому округу - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» установлено, что образовательному учреждению ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат присвоена 3 категория антитеррористической защищенности, однако в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований, охрана учреждения до настоящего времени не обеспечена специализированными организациями. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района директору ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат , ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Согласно полученному ответу на представление, для обеспечения охраны объекта специализированными организациями ведется сбор документации (поиск исполнителей данной услуги, запрос коммерческих предложений, обоснование стоимости услуг по охране объекта). Вместе с тем, имеются основания полагать, что данные мероприятия могли быть проведены раннее, а нарушения устранены при рассмотрении представления. Кроме того, в ответе не указаны сроки проведения мероприятий, направленных на обеспечение образовательного учреждения охраной специализированных организаций, в связи с чем, имеются основания полагать, что нарушения не будет устранены в полной мере. Отсутствие охраны объекта специализированными организациями напрямую влияет на безопасность учащихся, работников и посетителей образовательного учреждения, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить количество в силу стечения жизненных обстоятельств, невозможно.

На основании изложенного просит: обязать Министерство образования <адрес> в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат охраной специализированными организациями. Обязать ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат в течении 2 месяцев с даты поступления денежных средств обеспечить охрану ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат специализированными организациями.

Представителем ответчика Министерства образования <адрес> по доверенности ФИО3 на исковое заявление представлены письменные возражения, из содержания которых следует, что требования истца не отвечают критериям законности и обоснованности, в связи с чем не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в соответствие со статьей 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также пунктами 1,5 и 1.6 Устава образовательной организации, учреждение является государственным бюджетным учреждением, в отношении которого функции и полномочия учредителя закреплены за министерством. Финансирование Учреждения осуществляется в пределах и в соответствие с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных средств, выделяемых в соответствии с утвержденным бюджетом на определенный срок. В соответствии с пунктом 10.2 раздела 3 «Полномочия» Положения о министерстве образования <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, министерство выступает главным администратором доходов бюджета <адрес> в соответствии с законом <адрес> о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель (распорядителя) бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Так как настоящее Учреждение является казенным, то порядок использования казенным учреждением бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств определен ст. 161. Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ определяется, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ закреплено, что в компетенцию образовательной организации, также включается создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Уставом Учреждения, утвержденным приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГг. -пр, в п. 2.7 раздела 2 «предмет, цели и виды деятельности» закреплено, что в компетенцию Учреждения входит организация охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Учреждении, осуществляющем образовательную деятельность.

Из системного анализа вышеуказанных норм, с учетом отраженных в Уставе положений следует, что Учреждение обязано самостоятельно осуществлять деятельность по охране и обеспечению безопасности обучающихся, в том числе соблюдать требования законодательства по противодействию терроризму.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35 «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с вышеуказанными Требованиями учреждение отнесено к 3 категории антитеррористической защищенности.

Согласно п.п. «б» п. 25 Требований в отношении объект» в (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федерально службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как упоминалось ранее, министерство выступает учредителем и осуществляет финансирование Учреждения. В рамках имеющихся полномочий, министерством осуществляется необходимая работа по решению данного вопроса, в части касающейся финансирования.

В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» вышеуказанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся праве обладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В этой связи, с учетом вышеуказанных Требований, а также с учетом положений ч.1 и ч. 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ организация, в соответствии с имеющейся у нее в силу закона автономией, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Вместе с тем, требование об обязании министерства обеспечить ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » финансированием на выполнение мероприятий по обеспечению специализированной охраной не подлежит удовлетворению, так как финансирование осуществляется в силу закона. Срок, для исполнения мероприятий, указанных в исковых требованиях в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу не может подлежать удовлетворению, так указанный срок не предусмотрен законом и может оказаться недостаточным.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора <адрес>ФИО4 исковые требования поддержал, и наставил на их удовлетворении.

Представители ответчика Министерства образования <адрес>, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Представитель ответчика ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет » в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в котором указал, что против удовлетворения исковых требований не возражает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В целях недопущения таких последствий, прокурор имеет основания и полномочия обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

<адрес> проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес>.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 11 «Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которыми основными задачами противодействию терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, и требования п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в соответствии с которым, Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) утверждены специальные требования к антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.

В соответствии с п.п. «б» п. 25 раздела III Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно уставу образовательного учреждения, учредителем учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования <адрес>, которое осуществляет финансирование образовательного учреждения.

В ходе проверки, проводимой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом межрайонного отдела вневедомственной охраны по Новоалександровскому городскому округу - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» установлено, что образовательному учреждению ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат присвоена 3 категория антитеррористической защищенности, однако в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований, охрана учреждения до настоящего времени не обеспечена специализированными организациями.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района Директору ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат , ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.

Согласно полученному ответу на представление, для обеспечения охраны объекта специализированными организациями ведется сбор документации (поиск исполнителей данной услуги, запрос коммерческих предложений, обоснование стоимости услуг по охране объекта).

Вместе с тем, имеются основания полагать, что данные мероприятия могли быть проведены раннее, а нарушения устранены при рассмотрении представления.

Кроме того, в ответе не указаны сроки проведения мероприятий, направленных на обеспечение образовательного учреждения охраной специализированных организаций, в связи с чем, имеются основания полагать, что нарушения не будет устранены в полной мере.

Отсутствие охраны объекта специализированными организациями напрямую влияет на безопасность учащихся, работников и посетителей образовательного учреждения, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить количество в силу стечения жизненных обстоятельств, невозможно.

В силу указанных причин назвать поименно каждого из лиц, чьи права нарушены, т.е. назвать точно их количество в конкретный и определенный момент времени - на момент подачи иска или на момент вынесения судом решения или на какую-либо иную определенную дату не представляется возможным, в связи с чем конкретное количество людей, которым угрожает опасность определить невозможно в каждом конкретном случае.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В целях недопущения таковых последствий, прокурор был вынужден обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов детей и неопределенного круга лиц, что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в данном иске, предъявленном в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, так как действует в силу закона в их интересах.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству образования <адрес>, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет » об устранении нарушений антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес> - удовлетворить.

Обязать Министерство образования <адрес> (ИНН/ОГРН <***>/<***>) в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат охраной специализированными организациями.

Обязать ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (ИНН/ОГРН <***>/<***>) в течении 2 месяцев с даты поступления денежных средств обеспечить охрану ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат специализированными организациями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В. Жолобов