Дело № 2-6092/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2014 года
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре Е.В.Окольздаевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Алтайского края и неопределенного круга лиц к ООО «ИПП Алтай» о возложении обязанности по установке памятника,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Барнаула (далее – Прокурор) обратился в суд с иском в интересах Алтайского края и неопределенного круга лиц, указав, что в ходе произведенной проверки установлено, что «Памятный знак в честь ФИО1.», расположенный по адресу: <...>, обладающий статусом объекта культурного наследия и состоящий на государственной охране, в ходе производства работ по благоустройству территорий в июле 2012 был без необходимого разрешения демонтирован и перемещен в подвальное помещение ответчика, где он находится до настоящего времени. По данному факту ОАО «ИПП Алтай», а также его должностные лица трижды привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Просит обязать ответчика провести работы по благоустройству территории в соответствии с разделом по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Памятный знак в честь ФИО1.», установив его на прежнем месте по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Конышева С.Е. на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ООО «ИПП Алтай» ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, нарушение действующего законодательства в части демонтажа памятного знака без соответствующего разрешения не отрицал. Вместе с тем, пояснил, что при благоустройстве территории и демонтаже памятный знак поврежден не был, угрозы целостности нет. Предписания исполнены не были, поскольку памятный знак в проектную документацию включен не был. В настоящее время имеются сведения, что памятник будет установлен на Демидовской площади, в связи с чем его установка на прежнем месте не целесообразна. В случае удовлетворения иска просил установить разумный срок для исполнения решения суда – 12 месяцев, полагая трехмесячный срок недостаточным.
Представитель третьего лица Управления Алтайского края по культуре и архивному делу администрации Алтайского края – ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что демонтаж памятного знака без согласования уже влечет нарушение его целостности, поскольку работы по демонтажу проведены ненадлежащим образом. Вопрос о переносе памятника на другое место может быть разрешен только при согласовании с Управлением, однако за таким согласованием ответчик не обращался. Полагает, что трехмесячного срока достаточно для установления памятного знака на прежнее место.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ч. 1 ст. 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В силу ст. 36 Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
Судом установлено, что земельный участок по адресу: <...>, площадью 8 187 кв.м. на основании договора аренды от 12.04.2007 №18-з принадлежит ОАО «ИПП «Алтай».
На прилегающей к указанному земельному участку территории был установлен «Памятный знак в честь ФИО1.», обладающий статусом объекта культурного наследия и состоящий на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 года №169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края».
В ходе производства работ по благоустройству территорий в июле 2012 года памятный знак был демонтирован и перемещен в подвальное помещение ОАО «ИПП Алтай», где он находится до настоящего времени. Решение по перемещению памятного знака уполномоченным органом не принималось.
Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу ОАО «ИПП Алтай» выданы предписания от 23.07.2012 №02-18/11, от 05.10.2012 №02-18/15, от 20.12.2012 №02-18/17, от 18.01.2013 №02-18/01, от 02.04.2013 №02-18/05, от 19.07.2013 №02-18/08, от 04.06.2014 №02-20/05 об устранении указанных нарушений (л.д. 13-16, 23, 24-30). По результатам проведения проверок исполнения предписаний выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства, выразившиеся в невключении в проект производства работ по благоустройству прилегающей территории раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Памятный знак в честь ФИО1.», непроведении работ по его установлению на прежнем месте (л.д. 89-134). ОАО «ИПП Алтай» и его должностные лица трижды привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 17-21).
Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались в ходе судебного разбирательства.
Приведенные выше нормы закона направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Право на сохранность объектов культурного наследия является частью конституционного права на доступ к культурным ценностям.
ОАО «ИПП «Алтай» обязано соблюдать порядок производства работ по благоустройству территорий зданий, а также правила содержания памятника истории и культуры, и не допускать повреждения разрушения, уничтожения и изменения объекта культурного наследия, однако, в нарушение требований действующего законодательства ОАО «ИПП «Алтай» памятный знак демонтирован без соответствующего разрешения и на протяжении длительного времени не установлен на прежнем месте, что представляет угрозу нарушения целостности и сохранности памятника.
В судебном заседании установлено, что в проект благоустройства прилегающей территории ОАО «ИПП «Алтай» включен раздел «Проект памятника Фролову П.К.», предусматривающий установку памятника на прежнем месте по ул.Короленко, 105 в г.Барнауле, однако до настоящего времени памятник не установлен, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что ему согласован перенос памятника на другое место, суд не принимает.
Из представленного в материалы дела письма Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от 02.09.2014 следует, что Комитетом одобрено предложение по размещению объекта культурного наследия регионального значения в г.Барнауле на Демидовской площади на срединной аллее на фоне классического фронтона здания Алтайского аграрного университета.
В качестве полномочий органов местного самоуправления Закон определяет сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Согласно п.3.37 Положения о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.07.2010 №333, Комитет обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
«Памятный знак в честь ФИО1.» является объектом культурного наследия регионального значения, в связи с чем полномочия органов местного самоуправления на данный объект не распространяются.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2009 №537 утверждено Положение об управлении Алтайского края по культуре и архивному делу, пункт 6.21 которого регламентирует полномочия Управления в сфере государственной охраны, сохранения, популяризации и использования объектов культурного наследия. К ним в частности относятся согласование проектной документации по сохранению объектов культурного наследия краевого и местного значения; выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия краевого и местного значения (объектов культурного наследия местного значения - по согласованию с органами местного самоуправления); приемка работ (включая соответствующую документацию) по сохранению объектов культурного наследия краевого и местного значения (объектов культуры местного значения - по согласованию с органами местного самоуправления); согласование разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия краевого и местного (муниципального) значения и (или) выявленных объектов культурного наследия в проектах проведения землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
Таким образом, органом, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством решать вопрос об изменении места размещения объекта культурного наследия регионального значения на территории Алтайского края, является Управление Алтайского края по культуре и архивному делу. Вместе с тем, согласия на перенос памятника Управление не давало, в связи с чем он подлежит установке на прежнем месте.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для проведения указанных видов работ – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, находя его разумным с учетом длительности неисполнения предписаний по установке памятного знака.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Алтайского края и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на ООО «ИПП Алтай» обязанность установить объект культурного наследия «Памятный знак в честь ФИО1.» по ул.Короленко, 105 в г.Барнауле в соответствии с проектом памятника Фролову П.К., согласованным с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю. Овсянникова
....
....
....