ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6095(2016) от 24.11.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-6095 (2016)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2016 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Позинской С.В.,

при секретаре Беловой О.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, представителя третьего лица по доверенности ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску к ФИО4 о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности по налоговым платежам в порядке субсидиарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Брянску обратилась в суд с указанным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО4 является руководителем ОАО «Литий», имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности с момента его регистрации (<дата>) и по настоящее время. В связи с неисполнением ОАО «Литий» в течение длительного времени обязанности по уплате налогов и сборов возникла задолженность более <...>. Указанная задолженность образовалась в результате начислений по налоговой декларации по НДС за 1,2 кварталы 2015 года, по налогу на имущество организации за 3 и 6 месяцев 2015 года, а также по результатам выездных налоговых проверок за 2012-2014 годы. В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ истцом в адрес должника были направлены требования №№ 55424, 55425 от 10 декабря 2015 года, №№ 51792, 51776, 95530 от 09 ноября 2015 года, №№ 48786, 48787, 48785 от 08 сентября 2015 года, №48208 от 07 сентября 2015 года, № 54899 от 09 декабря 2015 года, № 96816 от 02 декабря 2015 года, № 49826 от 07 октября 2015 года, № 16707 от 03 сентября 2015 года, № 16299 от 10 августа 2015 года об уплате налоговых платежей. Однако указанные требования должником исполнены не были, задолженность по налоговым платежам до настоящего времени не погашена. Истец ссылаясь на то, что поскольку ОАО

« Литий» обладает признаками предприятия банкрота, а руководитель своевременно с соответствующим заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд не обратился, то руководитель подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. В связи с чем, просит суд привлечь ФИО4 к субсидиарной ответственности по обязательствам ОАО «Литий»; взыскать с ФИО4 в пользу ФНС России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску в порядке субсидиарной ответственности <...>

Представитель истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что ОАО « Литий» является налогоплательщиком. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ОАО « Литий» с момента его регистрации (<дата> ) и по настоящее время, явлется руководитель ФИО4. В связи с неисполнением ОАО «Литий» в течении длительного времени обязанностей по уплате налогов и сборов, образовалась задолженность по налоговым платежам в размере <...>.

По мнению представителя истца с 15.07.2013 года ОАО «Литий» обладает признаками предприятия –банкрота. Однако руководителем до настоящего времени обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом не исполнена. Указывает, что статьей 9 Федерального закона от 26 октября 2012 года № 127–ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что руководитель должника в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника(п.1) которое должно быть направлено в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п2). Нарушение руководителем должника этой обязанности влечет за собой в силу п. 2 ст. 10 названного Закона его субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного срока.

В судебное заседание ответчик ФИО4 не явился. О дате и времени судебного заседания уведомлен надлежаще. Причины не явки суду не известны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал. Суду пояснил, что ОАО « Литий» включен в перечень стратегических предприятий Российской Федерации. Вопрос о целесообразности подачи уполномоченным органом в установленном порядке в арбитражный суд заявления о признании предприятия включенного в указанный перечень, несостоятельным (банкротом) решает специальная рабочая группа при Правительстве РФ. Согласно протокола рабочей группы от 30 сентября 2016 года принято соответствующее решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО «Литий» несостоятельным ( банкротом),16 ноября 2016 года УФНС России по Брянской области обратилось Арбитражный суд Брянской области о признании ОАО « Литий» несостоятельным( банкротом). В связи с чем отсутствуют основания для привлечения ФИО4 к субсидиарной ответственности, поскольку отсутствует его вина по не обращению в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Представитель третьего лица –ОАО « Литий» по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что права ОАО «Литий» по принятию решении о банкротстве ограничены. В состав совета директоров общества включен представитель государства, обладающий правом вето на принятия в том числе такого рода решений. В виду чего общество не может принимать самостоятельно решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным(банкротом).

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, ОАО « Литий» является налогоплательщиком. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица ОАО « Литий» с момента его регистрации (<дата>) и по настоящее время является руководитель ФИО4 В связи с неисполнением ОАО «Литий» в течение длительного времени обязанностей по уплате налогов и сборов, образовалась задолженность по налоговым платежам в размере <...>.

Истец со ссылкой на положения п. 2 ст. 9, п.2 ст. 10 Федерального закона « О несостоятельности (банкротстве)№127 ФЗ от 26 октября 2002 года указывает, что с 15.07. 2013 года ОАО « Литий» обладает признаками предприятия – банкрота. Однако руководителем до настоящего времени обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд не исполнена, в связи с чем просят привлечь Боярко А,П. к субсидиарной ответственности и взыскать с него задолженность по налоговым платежам в размере <...>

Между тем в ходе судебного заседания установлено, что согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №2037-р( с изменениями на 1 июня 2016 года ) ОАО « Литий» включен в перечень стратегических организаций, под номером -251, а согласно распоряжения Правительства РФ от 03.10.2009 года №1448-р, в отношении ОАО « Литий» установлено специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим акционерном обществом («золотая акция»). В Совет директоров данного ОАО включен представитель Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.05.2006 г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, при получении информации о наличии просроченной задолженности у стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и не являющихся стратегическими, сообщает об этом в Комиссию в 3-дневный срок с даты получения указанной информации. Указанный орган подает в арбитражный суд заявление о признании банкротом должника, являющегося стратегическим предприятием или организацией, на основании решения Комиссии.

Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подается уполномоченным органом в 5-дневный срок с даты принятия Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса соответствующего решения.

В силу пункта 1 Положения о Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Положение) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.05.2006 г. N 301, правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и не являющихся стратегическими.

Таким образом, с учетом основных задач Комиссии, предусмотренных пунктом 3 Положения и предоставленных Комиссии прав (пункт 4 Положения), Правительственная комиссия наделена правом принятия решений о подаче заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) только в отношении стратегических предприятий и организаций.

Как следует из протокола № 45 от 12 марта 2014 года Заседания Рабочей группы по осуществлению мониторинга финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса в отношении ОАО « Литий» имеющий признаки банкротства, направлена соответствующая информация в Рабочую группу №2 и в Правительственную комиссию.

Согласно Протокола заседания рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и подготовке проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании банкротом стратегических предприятий и организаций № 3 от 4 июня 2014 года, принято решение о нецелесообразности подачи уполномоченным органом заявления в арбитражный суд о признании банкротом ОАО « Литий».

Согласно Протокола заседания рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и подготовке проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании банкротом стратегических предприятий и организаций № 7 от 30 сентября 2016 года, принято решение о целесообразности подачи уполномоченным органом заявления в арбитражный суд о признании банкротом ОАО « Литий» и о введении процедуры внешнего управления в целях принятия мер по финансовому оздоровлению предприятия. Уполномоченный орган- УФНС России по Брянской области 16 ноября 2016 года обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании ОАО « Литий « несостоятельным(банкротом)

Статьей 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что руководитель должника в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника (п. 1), которое должно быть направлено в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п. 2). Нарушение руководителем должника этой обязанности влечет за собой в силу п. 2 ст. 10 названного Федерального закона его субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного срока.

Пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве устанавливает, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Закона.

Помимо объективной стороны правонарушения, связанной с нарушением обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, установленные статьей 9 Закона о банкротстве, необходимо установить вину субъекта ответственности. Исходя из вышеизложенного суд не усматривает вины ответчика, поскольку только правительственная комиссия наделена правом принятия решений о подаче заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) в отношении стратегических предприятий и организаций.

Кроме этого судом учитывается и то, что Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 5 ст. 10) предусмотрено рассмотрение арбитражным судом заявления уполномоченного органа о привлечении контролирующих должника лиц, к которым согласно абзацу тридцать первому ст. 2 названного Федерального закона может быть отнесен руководитель должника, к субсидиарной ответственности, в частности по основанию, закрепленному п. 2 ст. 10 Закона, лишь в деле о банкротстве должника. При этом указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску к ФИО4 о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности по налоговым платежам в порядке субсидиарной ответственности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца

Председательствующий : С.В. Позинская

Решение в мотивированной форме изготовлено 29 ноября 2016 года.