ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6096/2022 от 06.10.2022 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0002-01-2022-008428-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06октября 2022 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Школьникова А.Е.,

при секретаре судебного заседания Кошкаровой К.Ю.,

с участием представителя ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6096/2022 по исковому заявлению ФИО2 к администрации города Нижневартовска о восстановлении жилищных прав, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что он в период с 2000 года по 2020 года состоял на учете в качестве нуждающихся жилых помещений по договору социального найма.В 2011 году его матерью ФИО3 и ее супругом ФИО4 был оформлен ипотечный кредит на покупку двухкомнатной квартиры площадью 55,6 кв.м., по подпрограмме «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» 1/4 доли в квартире была выделена истцу, 1/4 доли ФИО5 (детям), что являлось обязательным условием для получения жилищной субсидии, где получателями являлись несовершеннолетние дети Ч.П.АБ. и ФИО5 При этом истец продолжал состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по причине нехватки квадратных метров согласно Жилищного Кодекса Российской Федерации.В 2013 году, по причине развода между его матерью ФИО3 и ее супругом, 1/4 доли в квартире (принадлежащая ФИО4) и кредитные обязательства по договору от <дата> перешли в права его матери ФИО3 После отчуждения 1/4 доли супруга его матери ФИО4, две доли по 1/4 принадлежатФИО3, 1/4 доли принадлежит истцу, 1/4 доли принадлежит его брату ФИО5 12.01.2015ФИО11 (ФИО6) О.В. была уведомлена на бумажном носителе АО «Ипотечное агентство Югры» о решении об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», где получателями субсидии являлись дети: истец и ФИО5, в связи с чем денежные средства (жилищные субсидии) для погашения части кредитного транша доли детей получены не были, субсидию истец не получал.В связи с тем, что положенные подпрограммой «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», на которые рассчитывала его семья при заключении кредитного договора, жилищные субсидии на двоих детей получены не были и финансовая нагрузка при расторжении брака его матери и ее супруга стала непосильной, произошло отчуждение квартиры в феврале 2019 году. <дата> Управление по жилищной политике администрация города Нижневартовска на бумажном носителе в адрес истца было направлено решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.В 2020 году Управлением по жилищной политике администрация города Нижневартовска было произведено распределение жилых помещений среди нуждающихся состоявших на учете с 2000 года, в связи с чем полагает, что при распределении жилых помещений в 2020 году администрация города Нижневартовска намерено без законных на то оснований исключила его из очереди в которой он состоял 20 лет.Номер очередности в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях на 2019 год являлся . Решением Нижневартовского городского суда от <дата> на администрацию города Нижневартовска была возложена обязанность восстановитьистца на учете в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата> решение Нижневартовского городского суда от <дата> было оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. На основании решения Нижневартовского городского суда от <дата>ФИО2 был восстановлен администрацией города Нижневартовска на учете в качественуждающихся в жилых помещения, предоставлено жилое помещения, общей площадью 27 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение по договору социального найма предоставлено с учетом общей площади жилого помещения, отчужденного <дата>, а именно 1/4 доли (13,9 кв.м.) в праве на жилое помещение общей площадью 55,6 кв.м. по адресу: <адрес>. Расчет размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, составил: 33 кв.м. (норма предоставления общей площади жилого помещения по решению Думы города Нижневартовска от <дата>) - 13,9 кв.м. = 19,10 кв.м. Вместе с тем, как указывает истец, обладателем 1/4 доли (13,9 кв.м.) в праве на жилое помещение, общей площадью 55,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, он стал в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», что являлось обязательным условием для получения жилищной субсидии, где получателями являлись несовершеннолетние дети, он и ФИО5, однако денежные средства получены не были.В связи с тем, что положенные подпрограммой «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», на которые рассчитывала его семья при заключении кредитного договора, жилищные субсидии на двоих детей получены не были и финансовая нагрузка стала непосильной, произошло отчуждение жилого помещения.В связи с чем он не получил субсидию, остался без жилой площади, ФИО2 пришлось отстаивать свои права на жилое помещение в судебном порядке и сейчас при предоставлении жилого помещения ему уменьшили норму предоставления квадратных метров. Просит восстановить его права на жилое помещение, общей площадью 33 кв.м., в соответствии с нормой предоставления общей площади жилого помещения по решению Думы города Нижневартовска от <дата>, возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение общей площадью 33 кв.м.

Истец ФИО2 в судебное заседание на явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представителя ответчика администрации города Нижневартовска по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.Суду объяснила, что в настоящее время истцу предоставлено жилое помещение, общей площадью 27 кв.м. по адресу: <адрес>, однако истец не согласен с размером площади предоставленного жилого помещения и отказывается от подписания договора социального найма, считая, что ему должно быть предоставлено жилое помещение не менее нормы предоставления 33 кв.м., однако администрация г. Нижневартовска считает, что решение о предоставлении истцу жилого помещения основано на нормах права и соответствует фактическим и юридическим обстоятельствам. Свои доводы основывает на том, что в соответствии нормами жилищного законодательства, а также учитывая ч. 3 ст. 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 №57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» установлен такой период: в случаях, если гражданин или (и) члены его семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ухудшили своижилищные условия путем совершения действий и гражданско-правовых сделок, в том числе продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего им на праве частной собственности, в течение десяти лет, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семей в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения. <дата> было осуществлено отчуждение 1/4 доли в праве на жилое помещение, котораяпринадлежала истцу, однако, при расчете площади предоставления жилого помещения, с учетом отчуждения, истцу было представлено жилое помещение общей площадью 27 кв.м., т.е. в большей площади (вместо положенных 19,1 кв.м.).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о дате и времени слушания дела.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Решением Нижневартовского городского суда от <дата> по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к администрации города Нижневартовска о восстановлении на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма постановлено:

«Обязать администрацию города Нижневартовска восстановить ФИО2 на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата> решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Нижневартовска - без удовлетворения.

В ходе судебного заседания, в том числе названными судебными актами, установлено, что ФИО2, <дата> года рождения, был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в составе семьи своей матери ФИО7 на основании ее заявления от <дата>.

Решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» от <дата>ФИО4, ФИО7 признаны участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», получателями субсидии являются ФИО5, ФИО2

<дата>ФИО4, ФИО7 и несовершеннолетние ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным представителем которых являлась ФИО7, на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, приобрели в общую долевую собственность (1/4 доля у каждого) квартиру, общей площадью 55,60 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, выданы свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

<дата> между ОАО «Ипотечное агентство Югры» (агентство), Ханты-Мансийский банк Открытие Акционерное общество и ФИО7, ФИО4 для исполнения мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от <дата>.

<дата> между ОАО «Ипотечное агентство Югры» (агентство), Ханты-Мансийский банк Открытие Акционерное общество и ФИО8 (ФИО6) О.В, ФИО4 было заключено дополнительное соглашение к трехстороннему соглашению от <дата> о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от <дата>

В связи с заключением договора дарения 1/4 доли в праве собственности на квартиру между ФИО4 (даритель) и ФИО9 (одаряемая), ФИО4 исключен из сторон кредитного договора и трехстороннего соглашения.

Решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» от <дата> в связи с изменением условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе, ФИО7 исключена из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

<дата> между ФИО7, ФИО5, ФИО2 (продавец) и ФИО10 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка по адресу: <адрес>

Решением управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от <дата>ФИО2 снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в связи с получением в установленном законом порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (получение жилищной субсидии по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>

Как следует из свидетельства о перемене имени от <дата>, ФИО9, <дата> года рождения, переменила фамилию на ФИО11, о чем <дата> составлена запись акта о перемени имени .

Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2). При этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 № 368-п утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».

Целью указанной программы является создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Задачи программы включают в себя государственную поддержку решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В целях реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», был разработан Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденный Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 №108-п.

Как было установлено в ходе судебного заседания ФИО2 был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в составе семьи своей матери ФИО7 на основании ее заявления от <дата>, а также семья была признана участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», получателями субсидии являлись несовершеннолетние ФИО5 иФИО2

Согласно справки МКУ «Нижневартовский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ФИО2 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства (при администрации города) с <дата>, номер его очередности на 2019 год – 227.

Решением управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от <дата>ФИО2 снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.

Решением Нижневартовского городского суда от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата>, на администрацию города Нижневартовска возложена обязанность восстановить ФИО2 на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

<дата> управление по жилищной политике администрации города Нижневартовска уведомило ФИО2 о восстановлении его в с списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства с <дата>, составом семьи 1 человек. Номер очередности в общем списке на получение жилья по состоянию на <дата> - 11.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

При этом, как следует из положений ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч. 3).

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5).

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч. 8).

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 9).

Вместе с тем, как следует из п. 3 ст. 15 Закон ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24.06.2005), в случаях, если гражданин или (и) члены его семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ухудшили свои жилищные условия путем совершения действийи гражданско-правовых сделок, в том числе продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего им на праве частной собственности, в течение десяти лет, предшествующих предоставлению им жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается также органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из п. 1 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24.06.2005), гражданам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в органах государственной власти автономного округа и учреждениях автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, и состоящим на учете в соответствующих списках очередности, предоставляются свободные жилые помещения по норме предоставления.

Норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере:

1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек;

2) 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.

Пунктом 2 Решения Думы города Нижневартовска от 29.09.2021 № 827 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»на территории города Нижневартовска установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма:

- на одиноко проживающего человека - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;

- на каждого члена семьи - для семьи, состоящей из двух и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Как следует из постановления администрации города Нижневартовска от <дата> истцу ФИО2 предоставлено по договору социального найма с учетом общей площади отчужденного жилого помещения - жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, общей площадью 27 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

<дата> администрацией города Нижневартовска был составлен проект договора социального найма жилого помещения , в соответствии с которым администрация выступает в качестве наймодателя, а ФИО2 в качестве нанимателя, по условиям которого, наймодатель передает нанимателю на состав семьи один человек в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры общей площадью 27 кв.м., по адресу: г. <адрес>, для проживания в нем, однако ФИО2 отказался от подписания данного договора.

Решением управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от 12.07.2022ФИО2 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилищных помещений по договорам социального найма (по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, общей площадью 27 кв.м., что превышает учетную норму на одного человека - обеспеченность жильем более 16 кв.м. общей площади).

Исходя из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от <дата>, правообладателю ФИО2, <дата> года рождения, на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности в жилом помещении, общей площадью 55,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации прекращения права - <дата> (договора купли-продажи квартиры с использование кредитных средств банка).

В силу положений п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Исходя из толкования вышеуказанной нормы, заключение договор купли-продажи жилого помещения является добровольной сделкой.

Отказываясь от подписания договора социального найма жилого помещения от <дата> о передаче ему в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 27 кв.м., по адресу: г<адрес>, ФИО2 исходит из того, что ему должно быть предоставлено жилое помещение не менее нормы предоставления 33 кв.м.

Вместе с тем, вышеуказанные доводы истца суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права. Как было указано ранее судом в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24.06.2005), установлен иной срок в течении которого учитываются сделки по отчуждению имущества, принадлежащего на праве частной собственности, а именно 10 лет предшествующих предоставлению им жилого помещения по договору социального найма. В данном случае жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

Согласно расчету администрации города Нижневартовска, размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, составлял 19,1 кв.м. (33 кв.м. (норма предоставления на территории города Нижневартовска, установленная решением Думы город Нижневартовска от 29.09.2021 № 827) - 13,9 кв.м. (площадь жилого помещения, отчужденного истцом и подлежащего учету при предоставлении в соответствии в течении 10 лет с момента осуществления сделки по отчуждению на основании ст. 15 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»)).

Несмотря на это, администрацией города Нижневартовска истцу было предоставлено жилое помещение, по договору социального найма жилого помещения от <дата>, общей площадью 27 кв.м., т.е. в большем размере, чем ему было положено с учетом отчуждения доли в квартире расположенной по адресу:г. <адрес>.

Доводы истца о том, что обладателем 1/4 доли (13,9 кв.м.) в праве на жилое помещение, общей площадью 55,6 кв.м., расположенное по адресу: г. <адрес>, он стал в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», что являлось обязательным условием дляполучения жилищной субсидии, где получателями являлись несовершеннолетние дети, ФИО2 (на тот момент) и ФИО5, а также в связи с тем, что жилищные субсидии на двоих детей получены не были и финансовая нагрузка стала непосильной, произошло отчуждение жилого помещения, суд также находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством не установлено, что природа возникновения права собственности или причины послужившие для вышеуказанных сделок имеют правовое значение для разрешения данного спора. Любое участие в государственных жилищных программах является правом гражданина, чем и воспользовалась мать истца, подав документы на участиеподпрограмме«Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», а после приобретения квартиры с использованием кредитных средств заключила трёхсторонне соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору.

Так же из материалов дела следует, что на момент продажи в 2019 году <адрес>, расположенной по адресу:г. <адрес> истец являлся совершеннолетним, квартира в залоге банка не находилась, что свидетельствует о погашении кредитной задолженности. При этом, долевые собственники квартиры (ФИО9, действующая от себя и как законный представитель ФИО5, а так же истец ФИО12, от имени которого действовала по доверенности ФИО9) <дата> заключили договор купли-продажи квартирыс ФИО10, продав квартиру за 330000 руб. Т.е. истец добровольно отказался от ? доли в праве собственности в спорной квартире по возмездной сделке, соответственно имевшаяся у него доля в праве собственности должна учитываться в течении 10 лет после отчуждения доли при предоставлении ему ответчиком жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание временной период отчуждения истцом принадлежащей ему доли в праве собственности в жилом помещении, а также учитывая площадь жилого помещения предоставленного администрацией города Нижневартовска по договору социального найма жилого помещения, суд приходит к выводу, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению, поскольку нарушенийжилищных прав истца при предоставлении ему жилого помещения ответчиком не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации города Нижневартовска о восстановлении жилищных прав, возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Председательствующий судья А.Е. Школьников