РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 07 мая 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-609/18
по иску ФИО1 к Trip.ru принадлежащей АО e-Travel- Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel
о взыскании недополученных денежных средств связи с неисполнением договорных обязательств, убытков, компенсации морального вреда, штрафа.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать
с Trip.ru принадлежащего АО e-Travel-Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel в её пользу недоплаченную сумму за авиабилеты в размере 684 рубля 72 копейки, понесенные убытки, выразившиеся в стоимости проживания в период с 23 декабря 2017 года по 29 декабря 2017 года в отеле «ibis Styles Paris Bercy» в размере 29 768 рублей 39 копеек, стоимости оформления визы в размере 15 000 рублей 00 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей 00 копеек, и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указала,
что 26.09.2017 года она приобрела авиабилеты Самара-Париж на рейс КК 1561 авиакомпании Atlasglobal и Париж-Самара на рейс КК 2173 авиакомпании Atlasglobal по цене 37 529 рублей 13 копеек, через ответчика - туроператора Trip.ru принадлежащего АО e-Travel- Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel, тем самым с ответчиком был заключен договор перевозки, по которому последний принял на себя обязательство доставить её 23.12.2017 года рейсом КК 1651 авиакомпании Atlasglobal
из аэропорта города Самара в аэропорт города Париж, а также доставить 30.12.2017 года обратно из города Париж в город Самара, рейсом КК 2173 авиакомпании Atlasglobal. Свои обязательства ответчик - туроператор Trip.ru не выполнил, так как произошла отмена авиарейса компанией Atlasglobal, а ответчик не известил её надлежащим образом в положенный законом срок. Об отмене рейса она узнала случайно за несколько часов до вылета. Собираясь в аэропорт, она решила посмотреть сайт аэропорта «Курумоч»
и уточнить ещё раз номер рейса и время вылета, но рейс в списках обнаружен не был, после чего 23.12.2017 года в 11 час. 07 мин. по Самарскому времени она связалась с ответчиком - туроператором Trip.ru,
сотрудник которого пояснила, что якобы извещала её посредством электронной почты об отмене данного рейса за несколько дней до отмены. Она ещё раз проверила свою электронную почту, но никаких писем и извещений об отмене рейса на её адрес от ответчика не поступало. После чего, она вновь связалась с туроператором 23.12.2017 года в 11 час. 30 мин. по Самарскому времени, чтобы выяснить все обстоятельства и во время разговора с сотрудником на её электронную почту 23.12.2017 года в 11 часов 33 мин. по Самарскому времени поступило сообщение об аннулировании авиабилетов. Никаких альтернативных предложений об отправке её и её супруга другими удобными для них авиарейсами от туроператора не поступало. Объяснить причину, по которой ответчик - туроператор Trip.ru, не сообщил ей об отмене рейса, представители ответчика не смогли. Она была вынуждена связаться с авиакомпанией Atlasglobal напрямую и уточнить данное обстоятельство. В авиакомпании Atlasglobal пояснили, что предупредили туроператора Trip.ru об отмене своих рейсов ещё в начале декабря 2017 года и не могут пояснить причину по которой она не была извещена, поскольку извещение заказчика услуги лежит на компании продавца авиабилетов. Нарушение её прав как потребителя повлекло негативные последствия. В декабре 2017 года она планировала отметить свой юбилей в городе Париже. К данному событию готовилась заранее: копила денежные средства, заранее 25.09.2017 года забронировала отель в городе Париже, что обошлось ей в 29 768 рублей 39 копеек, оформляла визу на себя и своего супруга, стоимость данной процедуры составила 15 000 рублей. Вышеуказанные обстоятельства имеют подтверждение в виде квитанций, выписок со счета, скриншотов страниц электронной почты, детализации телефонных переговоров. Вернуть данные денежные средства не предоставляется возможным, поскольку условиями данного бронирования это не предусмотрено. Визой также воспользоваться не удалось.
Все вышеизложенное причинило ей моральный вред: она переживала, плохо себя чувствовала. Кроме того, это произошло в преддверии Нового Года, в связи с чем было испорчено 2 праздника- её день рождения и Новый Год. Некоторое время она находилась в сильнейшей депрессии, так как готовилась к своему празднику и мечтала провести его в Париже. В силу того, что её семья не имеет высокого дохода, вышеуказанные средства являются для неё значительными и позволить такую поездку она сможет не скоро. Учитывая последствия причиненных ей физических и нравственных страданий, она оценивает моральный вред в размере 90 000 рублей 00 копеек. Ответчиком -туроператором Trip.ru были перечислены ей денежные средства за авиабилеты в размере 36 844 рублей 41 копейки. Ответчик удержал часть суммы в размере 684 рублей 72 копеек по неизвестным причинам. В качестве соблюдения досудебного порядка она на электронную почту туроператора flights@ trip.ru была направлена претензия с требованием оплатить ей моральный вред и понесенные убытки, однако данная претензия оставлена без внимания.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении и просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Trip.ru принадлежащего АО e-Travel- Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица авиакомпании Atlasglobal, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
К числу отдельных видов обязательств Гражданский кодекс Российской Федерации относит перевозку грузов, пассажиров и багажа, осуществляемую на основании договора перевозки (пункт 1 статьи 784 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года
N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
В соответствии со ст. 9 данного Закона туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся информация о потребительских свойствах туристского продукта -
о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах (ст. 10 Закона).
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 28 июня 2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того,
кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1
«О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии с п. 1 ст. 29 указанного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного Закона, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратившись к туроператору Trip.ru принадлежащего АО e-Travel-Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel приобрела туристический продукт – услугу по перевозке для совершения туристической поездки в
г. Париж в период с 23.12.2017 года по 30.12.2017 года, что подтверждается представленной суду информацией в форме электронных документов (л.д. 9-19).
26.09.2017 года по заказу ФИО1 Туроператор Trip.ru принадлежащего АО e-Travel-Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel обязалось приобрети авиабилеты Самара-Париж на рейс КК 1561, доставка 23.12.2017 года авиакомпанией Atlasglobal, и Париж-Самара на рейс КК 2173, доставка 30.12.2017 года авиакомпанией Atlasglobal, общей стоимостью 37 529 рублей 13 копеек, которая была оплачена ФИО1
На основании п. 76 Федеральных авиационных правил «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 74 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований –
в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Однако свои обязательства туроператор Trip.ru принадлежащий АО e-Travel-Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel не выполнил, так как произошла отмена авиарейса компанией Atlasglobal,
а туроператор Trip.ru не известил ФИО1 надлежащим образом в положенный законом срок.
В силу ст. 401 ГК РФ, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ст. 403 ГК РФ, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
В соответствии с п. 227 Федеральных авиационных правил «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете.
Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, в том числе в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
В силу п.п. 1, 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Истцом подтверждается, что туроператором Trip.ru принадлежащим
АО e-Travel-Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel были перечислены ФИО1 денежные средства за авиабилеты в размере 36 844 рублей 41 копейки, то есть не в полном объеме.
Направленная истцом ответчику претензия о возврате недополученных денежных средств за авиабилеты и возмещению убытков, оставлена ответчиком без исполнения.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчиком не была надлежаще оказана приобретенная истцом услуга по туристическому продукту - включающему услугу по перевозке, исключающая ответственность авиаперевозчика, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недополученных денежных средств за авиабилеты в размере 684 рублей 72 копеек.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
По вышеуказанным основаниям, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки за бронирование отеля в городе Париже в размере
29768 рублей 39 копеек, а также расходы по оформлению Визы в размере
15 000 рублей 00 копеек.
Доказательства тому, что ответчиком были приняты все необходимые меры во избежание вреда либо того, что такие меры принять было невозможно суду не представлены.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку права потребителя ФИО1 были ответчиком нарушены, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости в размере 5 000 рублей 00 копеек.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)
за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом требований названной нормы, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя в сумме 25 226 рублей 55 копеек.
Бесспорных доказательств в подтверждении того, что ответ на претензию был получен истцом, суду ответчиком не представлено.
В соответствии ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования г. Самара в размере 1 863 рубля 59 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Trip.ru принадлежащей АО e-Travel- Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel в пользу ФИО1, недополученных денежных средств связи с неисполнением договорных обязательств, в размере 684 рублей 72 копеек, убытки в размере 29 768 рублей 39 копеек, убытки в размере 15 000 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек, штраф в размере 25226 рублей 55 копеек, а всего 75 679 (семьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят девять) рублей 66 (шестьдесят шесть) копеек.
Взыскать с Trip.ru принадлежащей АО e-Travel- Онлайн Туристическому Агентству, аккредитованному IATA. АО e-Travel в доход муниципального образования г.Самары государственную пошлину в размере 1 863 рубля 59 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение составлено 14 мая 2018 года.
Судья Р.Р. Гараева