ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-609/19 от 21.01.2019 Богдановичского городского суда (Свердловская область)

66RS0021-01-2019-000923-47

Дело № 2-609/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 14 октября 2019 года

Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Пивоваровой Е.В.,

при секретаре Струниной М.А.,

с участием помощника Богдановичского городского прокурора Токарева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Чернокоровская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности устранить нарушения требований охраны труда,

у с т а н о в и л:

Богдановичский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному образованию городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Чернокоровская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности устранить нарушения требований охраны труда.

В обоснование своих доводов указал, что в ходе проверки по заданию прокуратуры Свердловской области по соблюдению законодательства в период летнего оздоровления и отдыха детей выявлены нарушения в МАОУ Чернокоровская СОШ. Проверкой установлено, что в нарушение норм законодательства работники МАОУ Чернокоровская СОШ не обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, а именно спецодеждой, специальной обувью и иными СИЗ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление в адрес директора МАОУ Чернокоровская СОШ, однако в ответе на представление указано, что средства индивидуальной защиты не выданы работникам в связи с недостаточным финансированием. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ситуация не изменилась. Финансовое обеспечение учреждения является обязательством собственника – городского округа Богданович в лице Администрации городского округа Богданович, как органа, формирующего и исполняющего бюджет по решению вопросов местного значения, учредителя и главного распорядителя. Неисполнение обязанностей работодателя по соблюдению требований охраны труда свидетельствует не только о нарушены правах работников, предусмотренных ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, но и влечет также к нарушению прав граждан на безопасные условия (как стороны образовательного процесса).

Просит обязать ответчика муниципальное образование городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить финансирование МАОУ Чернокоровская СОШ на устранение нарушений требований охраны труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты согласно нормам трудового законодательства, обязать МАОУ Чернокоровская СОШ в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения требований охраны труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты согласно нормам трудового законодательства.

В судебном заседании помощник Богдановичского городского прокурора Токарев Д.С. поддержал исковые требования и доводы.

Представители ответчиков Администрации городского округа Богданович и МАОУ Чернокоровская СОШ в отзыве исковые требования признали, просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии со ст.ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В силу ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» закреплены нормы:

п.12. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

п.13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

п.14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

п.30. Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

Приказом Минтруда России № 997н от 09.12.2014 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Уборщик служебных помещений должен быть обеспечен работодателем костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; перчатками с полимерным покрытием; перчатками резиновыми или из полимерных материалов. Эти же требования по обеспечению СИЗ относятся к кладовщику, мойщику посуды, дворнику, завхозу, повару (пункт 23,30,32,49,92,122,170,171,189 Типовых норм).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства средствами индивидуальной защиты работники МАОУ Чернокоровская СОШ по вышеуказанным рабочим местам не обеспечены (л.д. 9).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения городского округа органы местного самоуправления обладают полномочиями на создание и осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Администрация городского округа Богданович в силу статьи 30, подпункта 13 пункта 1 статьи 6 Устава городского округа Богданович является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по вопросу организации предоставления общедоступного бесплатного образования. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Устава городского округа Богданович к полномочиям Администрации городского округа Богданович по решению вопросов местного значения относится формирование и исполнение местного бюджета.

В соответствии с пунктом 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В силу статей 69.1, 69.2, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с учетом нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия лавного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, финансовое обеспечение учреждения является обязательством собственника – городского округа Богданович в лице Администрации городского округа Богданович, как органа, формирующего и исполняющего бюджет по решению вопросов местного значения, учредителя и главного распорядителя.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Богдановичского городского прокурора подлежат удовлетворению, так как бездействие ответчиков является незаконным, нарушает гарантированные права граждан на безопасные условия жизнедеятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Богдановичского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить финансирование МАОУ Чернокоровская СОШ на устранение нарушений требований охраны труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты согласно нормам трудового законодательства.

Возложить на МАОУ Чернокоровская СОШ обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения требований охраны труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты согласно нормам трудового законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2019.

Председательствующий: Е.В. Пивоварова