дело №(1)-609/2015 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Людиновский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Климкина С.В.,
при секретаре Выростковой А.Е.,
с участием заявителей ФИО1, ФИО2, их представителя по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,
прокурора Усачева Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Людиновского районного суда гражданское дело по заявлению ФИО4 ФИО7, ФИО4 ФИО8 об оспаривании в части решения городской думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>»,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением, уточнив которое, просят признать противоречащими федеральному законодательству пункты 2.1 и 2.8 Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», утвержденного решением Городской Думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р (далее - Положение).
Требования мотивированы тем, что они в равных долях являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В январе 2015 года заявителями принято решение о переводе принадлежащей им квартиры на индивидуальное газовое отопление. В связи с этим они для получения технических условий перевода жилого помещения на индивидуальное газовое отопление обратились с соответствующим заявлением в Людиновский филиал ОАО «Газпром газораспределение Калуга». Из ответа указанной организации от ДД.ММ.ГГГГ им стало известно, что пунктом 2.8 Положения запрещен перевод на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме, а также квартир, имеющих общие стояки отопления. По мнению заявителей пункт 2.8 Положения противоречит федеральному законодательству, которое не предусматривает полного запрета на перевод отдельной квартиры многоквартирного жилого дома на индивидуальное газовое отопление. Также полагают, что пункт 2.1 Положения, предусматривающий при переводе многоквартирного жилого дома с центрального отопления на поквартирное наличие согласия всех собственников (нанимателей) помещений (жилых и нежилых), противоречит части 3 статьи 45 и части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым для принятия решения общим собранием собственников помещений требуется не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с этим им может быть отказано в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения. Таким образом, указанные пункты Положения препятствуют реализации их права на переустройство жилого помещения в виде перехода на индивидуальное газовое отопление, и кроме того, приняты с превышение полномочий органа местного самоуправления.
Заявители ФИО1, ФИО2, а также их представитель ФИО3, в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения «<адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать по изложенным в письменных возражениях доводам.
Прокурор Усачев Д.И. в заключении полагал заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 в равных долях являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Их право собственности на указанное имущество зарегистрировано в соответствии со свидетельствами о регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Принадлежащая заявителям квартира подключена к системе централизованного теплоснабжения города.
ДД.ММ.ГГГГ решением городской думы городского поселения «<адрес>» №-р утверждено Положение «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», которое опубликовано в выпуске газеты «Людиновский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.1 Положения предусмотрено, что перевод многоквартирного жилого дома с центрального отопления на поквартирное осуществляется с согласия всех собственников (нанимателей) помещения (жилых и нежилых) на проведение реконструкции многоквартирного дома путем перевода его на индивидуальную поквартирную схему теплоснабжения с использованием внутриквартирных источников тепловой энергии (протокол общего собрания жильцов многоквартирного дома в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.8 Положения запрещен перевод на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме, а также квартир, имеющих общие стояки отопления.
В январе 2015 года заявители, в связи с тем, что в 2014-2015 году система отопления дома не обеспечивала необходимый температурный режим в принадлежащей им квартире, решили перевести квартиру на индивидуальное газовое отопление, однако при обращении за получением технических условий в Людиновский филиал ОАО «Газпром газораспределение Калуга» им было разъяснено о наличии указанного выше Положения, запрещающего перевод на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме, а также квартир, имеющих общие стояки отопления.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителей и их представителя, копиями: решения городской думы городского поселения «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», разворота выпуска газеты «Людиновский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела, исследованными судом.
Выслушав объяснения заявителей и их представителя, изучив материалы дела, проверив Положение в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава городского поселения «<адрес>» (далее - Устав) городская дума является представительным органом муниципального образования. В систему муниципальных правовых актов, согласно пункту 2 части 2 статьи 40 Устава входят нормативные и иные правовые акты городской думы. Городская дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения «<адрес>» (часть 4 статьи 40 Устава).
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый акт городской думы городского поселения «<адрес>» издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц на территории городского поселения «<адрес>», направлен на урегулирование общественных отношений по предоставлению услуг по теплоснабжению населения, следовательно, оспариваемое решение городской думы является нормативным актом, в связи с чем, заявление ФИО1, ФИО2 подлежит рассмотрению Людиновским районным судом <адрес> в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
В силу статьи 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно поданного заявления, ФИО1, ФИО2 просят признать противоречащим федеральному законодательству пункт 2.1 Положения, которым установлено, что перевод многоквартирного жилого дома с центрального отопления на поквартирное осуществляется с согласия всех собственников (нанимателей) помещения (жилых и нежилых) на проведение реконструкции многоквартирного дома путем перевода его на индивидуальную поквартирную схему теплоснабжения с использованием внутриквартирных источников тепловой энергии (протокол общего собрания жильцов многоквартирного дома в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального газового отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, данная норма права не может применяться без учета иных положений действующего законодательства. В частности, без учета статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 247, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых для отключения квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой автономного отопления требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Таким образом, доводы заявителей о том, что для переустройства жилого помещения необходимо получения согласия не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и ссылка, в связи с этим, на статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, противоречат положениям вышеназванных статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, в которых прямо указано о том, что владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу изложенного оспариваемый пункт 2.1 Положения отвечает требованиям Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, а доводы заявителей о его несоответствии федеральному законодательству являются несостоятельными.
Кроме того, заявители просят признать противоречащим федеральному законодательству пункт 2.8 Положения, запрещающий перевод на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме, а также квартир, имеющих общие стояки отопления.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Таким образом, пункт 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ не содержит запрета на перевод на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме, а также квартир, имеющих общие стояки отопления, а лишь устанавливает ограничения, связанные с требованиями к отопительным приборам и схемой теплоснабжения, которая должна предусматривать возможность перевода отдельного жилого помещения многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать недействующим пункт 2.8 Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», утвержденного решением Городской Думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает права граждан на переустройство принадлежащих им жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят городской думой городского поселения «<адрес>» в пределах ее полномочий, до вынесения настоящего решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан, именно это обстоятельство и послужило поводом для обращения заявителей в суд с настоящим заявлением, суд, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», считает необходимым признать пункт 2.8 Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», утвержденного решением Городской Думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заявителей о навязывании контрагенту условий договора и принятии оспариваемого Положения в интересах муниципального унитарного предприятия «Людиновские тепловые сети», поскольку к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, согласно статье 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, а также, определение единой теплоснабжающей организации. Тот факт, что муниципальное унитарное предприятие «Людиновские тепловые сети» является единственным поставщиком услуг по теплоснабжению городского поселения, не свидетельствует о том, что оспариваемое Положение принято городской думой в интересах последнего.
Также суд находит несостоятельными, по указанным в решении обстоятельствам, доводы представителя заинтересованного лица – администрации городского поселения «<адрес>», изложенные им в письменных возражениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО4 ФИО9, ФИО4 ФИО10 об оспаривании в части решения городской думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>» удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2.8 Положения «О порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения «<адрес>», утвержденного решением Городской Думы городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Людиновский рабочий» после вступления его в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных ФИО4 ФИО11, ФИО4 ФИО12 требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
П.п. председательствующий: судья С.В. Климкин
Копия верна:
Судья
Людиновского районного суда С.В. Климкин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.