ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-609/2022 от 20.09.2022 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-609/2022

УИД 77RS0019-02-2022-004530-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года р.п. Средняя Ахтуба

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Чурюмова А.М.,

при секретаре Александровой А.А.,

с участием представителя истца старшего помощника Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Гончаровой Л.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Скрынниковой Е.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Богородицкой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя Волгоградского транспортного прокурора к АО «Волгомост» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградская транспортная прокуратура обратилась в суд с иском к АО «Волгомост», в котором с учетом уточненных исковых требований, просил обязать АО «Волгомост» (ИНН: , ОГРН: ) удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие средства – плавучий кран , Буксир-толкач , несамоходную баржу-площадку расположенные в акватории , до их освидетельствования органами

В обоснование исковых требований указано, что Волгоградской транспортной прокуратурой по результатам проверки установлено, что в деятельности АО «Волгомост» выявлены нарушения при эксплуатации плавучего крана , Буксир-толкача , несамоходной баржи-площадки , расположенных в акватории , принадлежащих обществу на праве собственности. Анализом сведений, размещенных на сайте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о предоставлении водных объектов в пользование АО «Волгомост» не имеется. Указанные плавучие средства в нарушение действующего законодательства в Российский речной регистр для прохождения освидетельствования не предъявлялись.

Представитель истца волгоградской транспортной прокуратуры – старший помощник волгоградского транспортного прокурора Гончарова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просил суд удовлетворить исковые требования с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ об изменении исковых требований, в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Волгомост» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменные возражения.

Представитель третьего лица Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области - Скрынникова Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Богородицкая Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом.

Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу части 8 указанной статьи Кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Частью 1 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации (ВК РФ) предусмотрено, что право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Очевидно, что право пользования несамоходным плавучим объектом (понтоном) для личных и бытовых нужд приобретено в данном случае на основании, предусмотренном вышеуказанной статьёй 6 Водного Кодекса и каких-либо дополнительных оснований для приобретения этого права закона не устанавливает.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной Волгоградской транспортной прокуратурой проверки установлено, что плавучими средствами являются плавучий кран , Буксир-толкач , несамоходная баржа-площадка , расположенные в акватории .

Собственником данных объектов является АО «Волгомост».

Понятие судна как транспортного средства приведено в абз. 5 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которому им является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Судоходство указанной нормой закона определяется как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъёма затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.

Согласно ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 КВВТ РФ и приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - РРР).

ФАУ «Российский Речной Регистр» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, которым на основании п.13 Устава РРР, утвержденного распоряжением Минтранса России от 14.11.2011г. №ИЛ-126-р.

Согласно п. 1.3 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утверждённого приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 № 136 (далее - Положение), целью классификационной деятельности Речного Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов.

Согласно п. 5.1 Положения, освидетельствование судов к эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум: проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований, наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания, оформление и выдачу документов Речного Регистра.

В соответствии п. 5.4 Положения, судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ плавучий кран , Буксир-толкач , несамоходная баржа-площадка , принадлежащий АО «Волгомост» на учете в не состоят, его структурными подразделениями не классифицировался и не освидетельствовался.

Поскольку, доказательств того, что плавучие средства, принадлежащие АО «Волгомост» состоят на учете в , проходили процедуру классификации, освидетельствовались, в соответствии с требования действующего законодательства, материалы дела не содержат, то доводы ответчика о том, что в связи с заключенным договором на водопользование у ответчика имеются законные основания для отстоя судов и право пользования поверхностными водными акваториями, не могут быть приняты во внимание.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что проверкой выявлены в деятельности собственника указанных плавательных средств нарушения действующего законодательства о безопасности плавания и в нарушение норм закона на данных суднах отсутствуют действующие документы Российского Речного Регистра, в том числе освидетельствование, свидетельство о классификации, что создает предпосылки для их затопления или возгорания, в результате наступления которых возможна угроза жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного, исковые требования заместителя Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Волгомост» о возложении обязанности удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие средства – плавучий кран , Буксир-толкач , несамоходная баржа-площадка , до их освидетельствования органами , подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Волгоградского транспортного прокурора к АО «Волгомост» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать АО «Волгомост» (ИНН:, ОГРН: ) удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие средства – плавучий кран , Буксир-толкач , несамоходную баржу-площадку , расположенные в акватории , до их освидетельствования органами .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ А.М. Чурюмов

Решение в окончательной форме принято 26 сентября 2022 года.

Судья: /подпись/ А.М. Чурюмов

Подлинник данного документа

подшит в деле № 2-609/2022,

которое находится в Среднеахтубинском районном суде

Волгоградской области