ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-60/12 от 04.07.2012 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2012 г. Пос. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Зверева П.С.,

при секретаре Чимитдоржиевой Д.,

с участием:

помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Родионовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-60/2012 по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к администрации Мамско-Чуйского района о понуждении обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области, действуя на основании полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ и выступая в защиту неопределенного круга лиц, в иске в суд указал, что прокуратурой района проверка соблюдения законодательства, гарантирующего право на доступное дошкольное образование, по результатам которой установлено следующее.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Кроме того, данные полномочия отнесены к ведению органов местного самоуправления муниципального района также ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также указанные полномочия закреплены п.10 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Мамско-Чуйский район», согласно которому, к вопросам местного значения Мамско-Чуйского района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Мамско-Чуйского района.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Между тем, проверкой установлено, что система дошкольного образования Мамско-Чуйского района состоит из 8 дошкольных образовательных учреждений, из них 2 учреждения - детские сады «Теремок» и «Родничок» находятся на территории Мамского городского поселения.

Учреждения «Теремок» и «Родничок» посещают 210 детей, в то время как плановая наполняемость данных учреждений рассчитана на 200 воспитанников.

Очередь на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Мамского городского поселения в целом составляет 105 детей (детский сад «Теремок» - 59; детский сад «Родничок» - 46), из них детей в возрасте до 3 лет – 94, в возрасте от 3 до 7 лет – 11.

Согласно информации, представленной отделом образования Администрации Мамско-Чуйского района, за последние три года очередь в дошкольных образовательных учреждениях района ежегодно существенно увеличивается (2009 год – 15, 2010 год – 48, 2011 год – 105), а количество предоставленных детям мест в детских садах уменьшается (с 42 до 28).

Более того, согласно информации, представленной МУЗ «Центральная районная больница п. Мама», в 2009 и 2010 годах на территории района наблюдалось увеличение рождаемости.

Не смотря на вышеуказанные факты, администрацией Мамско-Чуйского района мер, направленных на увеличение дошкольных образовательных учреждений не принято, следовательно, обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложенная на органы местного самоуправления действующим законодательством должным образом не исполняется.

В соответствии с п.п. 3 и 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 - дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В настоящее время, по данным отдела образования Администрации Мамско-Чуйского района, на территории Мамского городского поселения 105 детей, а возможно и без учета тех, чьи родители не подали заявления на получение места в дошкольном образовательном учреждении, понимая бесперспективность таких действий, не могут реализовать свое право, гарантированное Конституцией Российской Федерации на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания детей, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Кроме того, недостаточность мест в дошкольных образовательных учреждениях нарушает не только права детей, но и права их родителей, которые в связи с необходимостью нахождения непосредственно с ребенком в течение рабочего дня, не могут реализовать свое право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации, либо возможно вынуждены нести дополнительные финансовые расходы на оплату услуг няни.

Просит суд обязать администрацию Мамско-Чуйского района обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Мамского городского поселения.

29.05.2012г. прокурор, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, подал заявление об уточнении исковых требований, согласно которых он просит: Обязать администрацию Мамско-Чуйского района обеспечить на территории Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с количеством мест, рассчитанных не менее чем на 115 воспитанников.

Ответчик-представитель администрации Мамско-Чуйского района и третье лицо на стороне ответчика-отдел образования администрации Мамско-Чуйского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайств об отложении дела суду не направили.

Выслушав мнение прокурора, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным суду доказательствам.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточненные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что данными требованиями изменяет ранее заявленные, просит считать их окончательными. Уточнять требования в части указаний конкретных мер по созданию дополнительных дошкольных образовательных учреждений ответчиком, помощник прокурора, на неоднократные разъяснения данного права судом, отказалась. Одновременно пояснила суду, что не имеет требований о признании действий, либо бездействий ответчика незаконными.

Глава администрации Мамско-Чуйского района в письменных возражениях на иск № 653 от 03.05.2012г. (л.д. 33-34), высказывая не согласие с заявленными требования, указал, что согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Вместе с тем положениями Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" были внесены дополнения в пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Данными дополнениями к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. При этом нормами Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ также внесены аналогичные дополнения в положения пункта 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", определяющие компетенцию субъектов РФ. Таким образом возникла несогласованность между положениями Федерального закона и указанных законодательных актов РФ. В данном случае, в целях определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения муниципальных районов в области дошкольного образования подлежат применению положения пункта13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и пункта 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", поскольку в указанные законодательные акты РФ внесены дополнения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, принятым позднее Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Таким образом требования прокурора противоречат нормам Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Закона "Об образовании", так как обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. С учетом изложенного полагает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Выслушав и исследовав устные и письменные объяснения участников процесса, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупности во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующим выводам:

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно ч.2, ч.3 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ч.1,ч.6 ст. 33 указанного закона образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В соответствии с п. 12 ст. 33 ФЗ «Об образовании», в лицензии, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации, указываются, в том числе предельная численность обучающихся, воспитанников.

Судом установлено, что на территории Мамского муниципального образования Администрацией Мамско-Чуйского района было учреждено два дошкольных образовательных учреждения МКДОУ детский сад «Теремок» и МКДОУ детский сад «Родничок».

Согласно информации, представленной отделом образования Администрации Мамско-Чуйского района №103 от 01.02.01.2012г., за последние три года очередь в дошкольных образовательных учреждениях района ежегодно существенно увеличивается: 2009 год – 15, 2010 год – 48, 2011 год – 105, а количество предоставленных детям мест в детских садах уменьшается: с 42 до 28 ( л.д.7).

Согласно информации, представленной МУЗ «Центральная районная больница п. Мама», в 2009 и 2010 годах на территории района наблюдалось увеличение рождаемости, в частности количество родов составило: 2009г.- 64, 2010г.-77, 2011г.-64 (л.д.8).

Согласно сведений, содержащихся в информации, представленной отделом образования Администрации Мамско-Чуйского района №78 от 26.01.2012г., МКДОУ детский сад «Теремок» и МКДОУ детский сад «Родничок» посещают 210 детей, в то время как плановая наполняемость данных учреждений рассчитана на 200 воспитанников. Очередь на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Мамского городского поселения в целом составляет 105 детей (детский сад «Теремок» - 59; детский сад «Родничок» - 46), из них детей в возрасте до 3 лет – 94, в возрасте от 3 до 7 лет – 11 (л.д.6).

При таких обстоятельствах, когда существующие на территории Мамского муниципального образования, дошкольные образовательные учреждения в настоящее время уже являются переполненными, когда численность воспитанников превышает численность контингента воспитанников, указанных в лицензиях образовательных учреждений, суд приходит к выводу, что возможность открытия новых мест на имеющихся площадях в дошкольных учреждениях отсутствует.

Согласно технической документации, представленной администрацией Мамско-Чуйского района, на территории Мамского городского поселения проводятся геологические и геодезические изыскательские работы в соответствии с нормами Градостроительного Кодекса для строительства нового детского сада.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией Мамско-Чуйского района принимаются меры для строительства нового дошкольного учреждения на территории Мамского муниципального образования.

В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным требованиям.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.

Суд неоднократно в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу предлагал помощнику прокурора уточнить свои исковые требования в части того, обязательства по совершению каких конкретно действий должно быть возложены на ответчика, конкретизировать заявленные требования.

Помощник прокурора, согласно заявлению, подтвердил, что исковые требования к администрации Мамско-Чуйского районного муниципального образования о понуждении к созданию дополнительных дошкольных образовательных учреждений ответчиком на территории Мамского муниципального образования, являются окончательными, и уточняться не будут.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что администрацией Мамско-Чуйского района принимаются меры к созданию дополнительного дошкольного образовательного учреждения, а иной обязанности на администрацию Мамско-Чуйского района прокурор Мамско-Чуйского района возложить не просит, требования в этой части не уточняет, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, учитывая также и тот факт что у суда во исполнение требований п.11 Постановления Пленума Верховного Суда «О судебном решении» отсутствует возможность для вынесения четко сформулированного решения, а само решение при удовлетворении исковых требований будет неисполнимо.

Более того, прокурором заявлены требования: обязать администрацию Мамско-Чуйского района обеспечить на территории Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных дошкольных образовательных учреждений. При этом прокурор не заявляет требования о признании действий либо бездействий ответчика незаконными. В судебном заседании помощник прокурора пояснила, что данных требований не имеет.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Мамско-Чуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мамско-Чуйского района о понуждении администрацию Мамско-Чуйского района обеспечить на территории Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с количеством мест, рассчитанных не менее чем на 115 воспитанников, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2012 года.

Судья /Зверев П.С./

Копия верна. Судья: П.С. Зверев