Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2019 г. с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.
при секретаре Бурцевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «ЭкоГидроСервис», Гаврилову Леониду Евгеньевичу, Попову Андрею Александровичу, Поповой Татьяне Сергеевне, Гаврилову Вадиму Евгеньевичу и Кириллову Владимиру Викторовичу о запрете осуществления работ в пределах водных объектов до получения согласования Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства, суд
установил:
и.о.прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ, в последующем ДД.ММ.ГГГГ уточнив его, к ООО «ЭкоГидроСервис», Гаврилову Леониду Евгеньевичу, Попову Андрею Александровичу, Поповой Татьяне Сергеевне, Гаврилову Вадиму Евгеньевичу и Кириллову Владимиру Викторовичу о запрете осуществления работ в пределах водных объектов до получения согласования Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства.
В обосновании исковых требований указал, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ЭкоГидроСервис».
Установлено, что для ООО «Проектно-строительная организация «Гидротехника» разработана программа «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части острова Никольский в <адрес>» №. Согласно п. 6 данной программы мероприятия должны проводится следующим образом и по следующему маршруту: экскаватор перемещает грунт по боковому склону жилки от наиболее глубокой точки <адрес>, обеспечивая минимальный уклон расчищаемого водотока в сторону <адрес> Далее работы должны были проводиться на жилке между озером Кр. Садок и озерами Калмыковы вплоть до выхода на акваторию <адрес>. На жилке между южной оконечностью <адрес> и руслом <адрес> также проводится вышеуказанный комплекс работ.
Волго-Каспийским Территориальным Управлением Росрыболовства на проведение таких работ выдано заключение о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части острова Никольский в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Волго-Каспийским Территориальным Управлением ООО «ЭкоГидроСервис» продлены сроки производства указанных работ по расчистке русел водотоков без изменения технологии и объемов производства работ.
В ходе проведенных Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой осмотров ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей Управления Росприроднадзора по <адрес>, Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, отдела рыбоохраны по <адрес> Волго-Каспийским Территориальным Управлением Росрыболовства, ФГБНУ «КаспНИИРХ», Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управления земельных, имущественных отношений и строительства АМО «Енотаевский район», Астраханского филиала Управления эксплуатации Волгоградского водохранилища, ГАУ АО «Научно-исследовательский геоинформационный центр», а также представителя ООО «ЭкоГидроСервис» МДП установлено несоответствие проводимых работ на водных объектах вышеуказанному заключению.
Работы в пределах водных объектов осуществляются ООО «ЭкоГидроСервис» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по следующему маршруту: в водном объекте № (от шлагбаума), берущего начало в точке № далее в водном объекте, расположенном в пределах географических координат: № что не соответствует выданному ФИО1 заключению от ДД.ММ.ГГГГ№.
Программа планируемых работ (корректировка) №, согласно которой работы должны проводиться по маршруту: через озеро Осочное, до озера Кр. Садок, долее через озеро Калмыковы к водному объекту река Волга, от озера Осочное через водный объект Лиман Осочный, до водного объекта <адрес>, а также от озера Сухой Бобер через озеро Мучкина Яма, утверждена директором ООО «ЭкоГидроСервис ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части <адрес> в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, маршрут проведенных работ ООО «ЭкоГидроСервис» от <адрес>, до водного объекта <адрес> (по вышеуказанным координатам) не согласован.
Согласно сведениям Волго-Каспийского Территориального Управления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что соответствует выданному согласованию проведения работ участок с географическими координатами: №.
Согласно справке старшего государственного инспектора Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства КСА установлено, что проведение вышеуказанных работ по указанному маршруту осуществлялось без согласования с Волго-Каспийским Территориальным Управлением Росрыболовства.
В соответствии с заключением ФГБНУ «КаспНИРХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ осмотренная вышеуказанная территория водных объектов, включая водный объект Лиман Осочный – естественные водотоки, озера, низменности в весенний период в разной степени обводняются и являются нерестилищами полупроходных и речных видов рыб.
Согласно заключению Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства проведение подобных работ без согласования может негативно повлиять на водные биологические ресурсы в части изъятия или повреждения нерестовых площадей, а также гибели кормовых организмов в шлейфе мутности.
За нарушения природоохранного законодательства ООО «ЭкоГидроСервис» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «ЭкоГидроСервис» нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены.
Письмом Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается факт непринятия мер ООО «ЭкоГидроСервис» по подаче заявки на согласование проведенных и планируемых работ в пределах водных объектов, расположенных в пределах о. <адрес>.
При отсутствии согласования федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, а также при нарушении условий, предусмотренных данным согласованием, проведение работ в пределах водных объектов может быть ограничено, приостановлено или прекращено.
В части негативного воздействия на водные биологические ресурсы в пределах установленной компетенции информация направлена в Волго-Каспийское территориальное управление ФИО7 для расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в целях компенсации выплат в результате проведенных работ. По результатам проведенного ФГБУ «Главрыбвод» расчета, ущерб составил <данные изъяты>.
Письмом ГАУ АО «Научно-исследовательский геоинформационный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что в границах земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №№ идентифицировано проведение вышеуказанных работ.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами: № является Гаврилов Л.Е.; собственником земельного участка с кадастровым номером № является Попов А.А., арендатором Попова Т.С.; собственником земельного участка с кадастровым номером № является Гаврилов В.Е., арендатором Кириллов В.В.; собственником земельных участков с кадастровыми номерами № является Попов А.А., арендатором Попова Т.С.
В указанной связи, вышеперечисленными лицами должны быть произведены действия по восстановлению первоначального состояния нарушенных земель на данных земельных участках.
В судебном заседании помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Кадралиева Н.Р. исковые требования поддержала, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ЭкоГидроСервис» Марков Д.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Ответчики Гаврилов Л.Е., Гаврилов В.Е., Попов А.А., Попова Т.С. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения гражданского дела в связи с невозможностью явиться в суд по уважительным причинам, от них не поступало. В соответствии с ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчиков.
Ответчик Кириллов В.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица - Волго-Каспийское Территориальное Управление Росрыболовства в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен. Просит суд дело рассмотреть в его отсутствии. От него поступил отзыв на исковое заявление об удовлетворении требований истца в полном объеме по следующим основаниям. ООО «Проектно-строительная организация «Гидротехника» разработана программа «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части <адрес>» № Согласно п.6 данной программы мероприятия должны проводится следующим образом и по следующему маршруту: экскаватор перемещает грунт по боковому склону жилки от наиболее глубокой точки <адрес> в сторону <адрес>, обеспечивая минимальный уклон расчищаемого водотока в сторону <адрес> Далее работы должны проводиться по жилке между озером <адрес> вплоть до выхода на акваторию <адрес>. На жилке между южной конечностью <адрес> руслом <адрес>.
На проведение вышеуказанных работ Управлением выдано заключение о согласовании деятельности ДД.ММ.ГГГГ№.
Информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ срок выданного заключения о согласовании деятельности был продлен до 2018 года без изменения технологии и объема производства работ.
В ходе проведенной проверки прокуратурой выявлено, что ООО «ЭкоГидроСервис» проводит работы по несогласованному маршруту, в связи с чем юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ.
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») указаны основные принципы охраны окружающей среды. Одним из принципов является обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организмы животного происхождения или их популяция.
Согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Одним из видов согласования деятельности, направленной на предотвращение возможного негативного воздействия на окружающую среду, является согласование хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любая хозяйственная деятельность на водоемах и вблизи их осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Деятельность по забору воды, а также производство других видов работ в рыбохозяйственных водоемах оказывает воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, так как влечет за собой гибель фитопланктона, зоопланктона, икры и молоди рыб и т.д. В связи с этим хозяйствующим субъектам при ведении хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на ВБР необходимо предусматривать и применять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, что прямо предусмотрено частями 1, 3 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Порядок осуществления данных мер определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».
Данное положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при осуществлении иной (любой) деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
В соответствии с пунктом 2 указанного положения мерами по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе:
установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения, в случае если деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения;
выполнения условий и ограничений деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (в том числе условий забора воды);
определение последствий негативного воздействия деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. Размер вреда водным биоресурсам от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, определяется согласно главе III настоящей Методики. В соответствии с главой III Методики должен производиться расчет ущерба причиняемого водным биоресурсам при осуществлении любых видов работ в рыбохозяйственных водоемах, в том числе из-за гибели кормовых организмов (фитопланктона, зоопланктона).
Перечисленные мероприятия в соответствии с указанными нормативными правовыми актами должны производиться самостоятельно всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Подготовленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями документы, содержащие сведения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания должны направляться вместе с заявкой на согласование Управлением. Любая хозяйственная деятельность оказывающая воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания разрешается только после получения заключения о согласовании данной деятельности.
Не соблюдение требований природоохранного законодательства влечет за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил установления рыбоохранных зон».
На основании вышеперечисленных норм действующего законодательства, для проведения работ в пределах водных объектов, расположенных в южной части о. <адрес>, которые, не вошедших в согласование от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен приоритет охраны окружающей среды перед ее использованием, а именно необходимость оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и выполнение мероприятий по восстановлению природной среды и воспроизводству природных ресурсов, компонентами которых являются водные биологические ресурсы и среда их обитания.
Согласно Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организмы животного происхождения или их популяция.
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животного мира должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2,5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.
Учитывая, что работы в водных объектах рыбохозяйственного значения оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и сопровождаются нарушением среды их обитания, проведение таких работ должно осуществляться по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в порядке, установленном Правительством Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
Согласно п.п. 2,5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, при осуществлении любой планируемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биоресурсы должны предусматриваться и выполняться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации основными принципами водного законодательства являются значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» гарантируются права граждан на благоприятную окружающую среду, реализация которых обеспечивается, в том числе посредством исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с принципами, установленными международными договорами, выступает гарантом прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и других федеральных законов, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В судебном заседании установлено, что для ООО «Проектно-строительная организация «Гидротехника» разработана программа «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части острова Никольский в <адрес>» №. Согласно п. 6 данной программы мероприятия должны проводится следующим образом и по следующему маршруту: экскаватор перемещает грунт по боковому склону жилки от наиболее глубокой точки озера Осочного в сторону <адрес>, обеспечивая минимальный уклон расчищаемого водотока в <адрес>. Далее работы должны были проводиться на жилке между озером <адрес> вплоть до выхода на акваторию <адрес>. На жилке между южной оконечностью <адрес> и руслом <адрес> также проводится вышеуказанный комплекс работ.
Волго-Каспийским Территориальным Управлением Росрыболовства на проведение таких работ выдано заключение о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части острова Никольский в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Волго-Каспийским Территориальным Управлением ООО «ЭкоГидроСервис» продлены сроки производства указанных работ по расчистке русел водотоков без изменения технологии и объемов производства работ.
В ходе проведенных Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой осмотров ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей Управления Росприроднадзора по <адрес>, Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес>, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>, отдела рыбоохраны по <адрес> Волго-Каспийским Территориальным Управлением ФИО7, ФГБНУ «КаспНИИРХ», Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управления земельных, имущественных отношений и строительства АМО «<адрес>», Астраханского филиала Управления эксплуатации Волгоградского водохранилища, ГАУ АО «Научно-исследовательский геоинформационный центр», а также представителя ООО «ЭкоГидроСервис» МДП установлено несоответствие проводимых работ на водных объектах вышеуказанному заключению.
Работы в пределах водных объектов осуществляются ООО «ЭкоГидроСервис» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по следующему маршруту: в водном объекте № (от шлагбаума), берущего начало в точке №, что не соответствует выданному ФИО1 заключению от ДД.ММ.ГГГГ№.
Программа планируемых работ (корректировка) 2017-10/64-ППР.К, согласно которой работы должны проводиться по маршруту: через озеро Осочное, до озера Кр. Садок, долее через озеро Калмыковы к водному объекту река Волга, от озера Осочное через водный объект Лиман Осочный, до водного объекта <адрес>, а также от озера Сухой Бобер через озеро Мучкина Яма, утверждена директором ООО «ЭкоГидроСервис ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на паводковых водоемах в южной части острова Никольский в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, маршрут проведенных работ ООО «ЭкоГидроСервис» от озера Осочное через водный объект Лиман Осочный, до водного объекта <адрес> (по вышеуказанным координатам) не согласован.
Согласно сведениям Волго-Каспийского Территориального Управления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что соответствует выданному согласованию проведения работ участок с географическими координатами: №
Согласно справке старшего государственного инспектора ФИО1 С.А. установлено, что проведение вышеуказанных работ по указанному маршруту осуществлялось без согласования с Волго-Каспийским Территориальным Управлением ФИО7.
В соответствии с заключением ФГБНУ «КаспНИРХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ осмотренная вышеуказанная территория водных объектов, включая водный объект Лиман Осочный – естественные водотоки, озера, низменности в весенний период в разной степени обводняются и являются нерестилищами полупроходных и речных видов рыб.
Согласно заключению Волго-Каспийского Территориального Управления ФИО7 проведение подобных работ без согласования может негативно повлиять на водные биологические ресурсы в части изъятия или повреждения нерестовых площадей, а также гибели кормовых организмов в шлейфе мутности.
За нарушения природоохранного законодательства ООО «ЭкоГидроСервис» привлечено к административной ответственности по ст. № Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «ЭкоГидроСервис» нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены.
Письмом Волго-Каспийского территориального управления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается факт непринятия мер ООО «ЭкоГидроСервис» по подаче заявки на согласование проведенных и планируемых работ в пределах водных объектов, расположенных в пределах о. <адрес>.
При отсутствии согласования федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, а также при нарушении условий, предусмотренных данным согласованием, проведение работ в пределах водных объектов может быть ограничено, приостановлено или прекращено.
В части негативного воздействия на водные биологические ресурсы в пределах установленной компетенции информация направлена в Волго-Каспийское территориальное управление ФИО7 для расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в целях компенсации выплат в результате проведенных работ. По результатам проведенного ФГБУ «Главрыбвод» расчета, ущерб составил 86434,34 руб.
Письмом ГАУ АО «Научно-исследовательский геоинформационный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что в границах земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №№ идентифицировано проведение вышеуказанных работ.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами: № является Гаврилов Л.Е.; собственником земельного участка с кадастровым номером № является Попов А.А., арендатором Попова Т.С.; собственником земельного участка с кадастровым номером № является Гаврилов В.Е., арендатором Кириллов В.В.; собственником земельных участков с кадастровыми номерами № является Попов А.А., арендатором Попова Т.С.
В указанной связи, вышеперечисленными лицами должны быть произведены действия по восстановлению первоначального состояния нарушенных земель на данных земельных участках.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «ЭкоГидроСервис», Гаврилову Леониду Евгеньевичу, Попову Андрею Александровичу, Поповой Татьяне Сергеевне, Гаврилову Вадиму Евгеньевичу и Кириллову Владимиру Викторовичу о запрете осуществления работ в пределах водных объектов до получения согласования Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства – удовлетворить.
Запретить ООО «ЭкоГидроСервис» проведение работ по расчистке следующих водных объектов, расположенных в южной части о. <адрес>, в пределах географических координат:
<адрес>№
- водного объекта без названия, соединяющего водные объекты <адрес> (№
-<адрес> (№
№
- <адрес> (№
- <адрес> (№ до получения согласования Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства на проведение данных работ.
Возложить на ООО «ЭкоГидроСервис», Гаврилова Л.Е., Попова А.А., Попову Т.С., Гаврилова В.Е., Кириллова В.В. обязанность по рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами: №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский Областной суд в течение 1 месяца через Енотаевский районный суд Астраханской области.
Судья Т.Ю.Сызранова