ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-60/19 от 19.08.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-60/2019 г.

УИД 69RS0013-01-2018-001275-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2019 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой О.В.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Т.А.

с участием

истца Комаровой С.Ю.

представителя истца Семериковой А.А.

представителей ответчика ООО «Архитектоника» Артамоновой Л.О., Ларионовой Е.Ю., Искрина Р.А.

представителя ответчиков Администрации г. Кимры, Комитета по управлению имуществом г. Кимры - Широковой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Комаровой С.Ю. к ООО «Архитектоника», Администрации г. Кимры Тверской области, Комитету по управлению имуществом г. Кимры, ООО «Кимры Девелопмент», ООО «Северная Венеция», об устранении недостатков, препятствующих полноценному пользованию жилым помещением, подтверждении строительства пандуса в соответствии со строительной документацией и предоставлении возможности ознакомиться с проектной документацией,

у с т а н о в и л:

Комарова С.Ю. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Указанное жилое изолированное помещение предоставлено ей и членам ее семьи (дочери – Комаровой Д.П.) на основании Постановления Администрации г. Кимры Тверской области от 01.02.2018 №*-па по договору социального найма жилого помещения №*/П от 02.03.2018, в бессрочное владение и пользование в связи со сносом дома, расположенного по адресу: <адрес>, по региональной программе «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Администрации Тверской области от 25.06.2013 года №*-пп.

Указанный объект недвижимости находится в собственности Муниципального образования «Город Кимры Тверской области» на основании Распоряжения от 19.12.2017 № №* «О передаче государственного имущества Тверской области в муниципальную собственность муниципального образования «Город Кимры Тверской области». Акт о приёме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.12.2017 №*.

Настоящее жилое помещение располагается на первом этаже трёхэтажного многоквартирного жилого дома, является однокомнатной квартирой, общей площадью 30,3 кв.м., жилой площадью 14,3 кв.м., кадастровый №*.

Из письма Администрации г. Кимры, Тверской обл., №* от 07.06.2018 и ответа Кимрской межрайонной прокуратуры №*ж.18 от 03.05.2018 следует, что застройщиком многоквартирного дома, в котором находится вышеуказанное жилое помещение, является ООО «МА-НЯНЯ»; проектировщиком ООО «Архитектоника»; разрешение на ввод здания в эксплуатацию выдано застройщику администрацией г. Кимры 16.12.2016.

В ходе эксплуатации настоящего жилого помещения выявлены следующие существенные недостатки, препятствующие эксплуатации данного помещения:

- промерзание внешней стены жилого помещения;

- высокая влажность, предположительно вызванная не качественной вентиляцией;

- низкий уровень освещения;

-затрудненная эвакуация при пожаре, вследствие расположения пандуса;

- пустоты во внешних стенах, являющихся несущими конструкциями, не позволяющие закрепить что-либо на стене;

- примыкание пандуса для маломобильных групп населения к внешней стене дома, непосредственно под окном жилого помещения.

Вышеизложенное создает ряд условий, препятствующих нормальной эксплуатации указанного помещения, позволяет беспрепятственно проникнуть в квартиру посторонним людям, упрощает совершение преступлений имущественного характера в отношении истца и ее несовершеннолетней дочери, нарушает неприкосновенность частной жизни, следовательно, является прямым следствием нарушения не только градостроительных норм и норм гражданского законодательства, но и противоречит основным положениям, закрепленным в ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» от 23.06.2016 № 182-ФЗ.

На неоднократные обращения истца в Администрацию Города Кимры, ООО «КДЕЗ», прокуратуру с просьбой устранить нарушения и предоставить для ознакомления проектную документацию, истец не получила ни одного конкретного, мотивированного, подкрепленного нормами действующего законодательства ответа.

В своих письмах указанные структуры ссылаются на то, что «дома строились по разработанной проектной документации, приемка проводилась в рамках действующего законодательства. Между тем, пп. 6,7,9 п.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, регламентированы основания принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, для которого необходимы следующие документы:

- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, объекта капитального строительства требованиям проектной документации;

Наличие этих документов также не подтверждено.

На письмо и.о. Главе г. Кимры с просьбой предоставить заверенные копии технической документации, аргументированного ответ не последовало, хотя в соответствии с п. 25, 26, 27 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...» Застройщик, осуществляющий строительство, многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, в том числе и проектную документацию на бумажном и электронном носителях.

- первый экземпляр - товариществу собственников жилья;

- второй экземпляр - по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию;

- третий экземпляр - в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.

При этом, Архивный отдел г. Кимры, отвечая на претензию от 08.09.2018 года, указал, что проектная документация, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на хранение в архив города Кимры не поступала, что является прямым нарушением указанных выше норм.

Норма, предусмотренная п. 6.2, ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на которую ссылается Администрация г. Кимры и ООО «КДЕЗ», регламентирующая необходимость проведения общего собрания собственников помещений для проведения реконструкции или строительства нового пандуса, применению в данном случае не подлежит, так как распространяется на работы, в результате которых произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а в данном случае уменьшение размера общего имущества не происходит.

Во исполнение требований абз. 7 ст. 132 ГПК РФ о претензионном порядке урегулировании споров 15.09.2018 ответчикам и третьим лицам была осуществлена рассылка претензии с требованием устранить имеющиеся недостатки и предоставить возможность ознакомится со строительно-технической документацией. Требование истца от 08.09.2018, разосланное с использованием почтовой связи, об устранении нарушений прав законного владельца ответчики добровольно не удовлетворили, отказ не мотивировали.

В соответствии со ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Просит суд обязать ответчиков устранить недостатки, препятствующие полноценному пользованию жилым помещением в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; подтвердить строительство пандуса в соответствии со строительной документацией, предоставив копии из проектной документации, определяющей установку пандуса; предоставить возможность ознакомления с проектной документацией.

В судебном заседании истец Комарова С.Ю. заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца Семерикова А.А. поддержала требования истца по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО «Архитектоника» исковые требования не признали. Суду пояснили, что проектная документация на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> была разработана в 2015 году в соответствии с договором на выполнение проектных работ №* от 13.04.2015, техническим заданием на проектирование, нормами и правилами, действующими на территории РФ. Основаниями для разработки проектной документации служили муниципальные контракты по переселению из ветхого жилья:

- №* от 20.08.2014года;

- №*) от11.09.2014года;

- №* от11.09.2014года;

№* от 12.09.2014года;

- №* от 12.09.2014года.

Утвержденные планировочные решения разработаны АПМ «Северная Венеция» проект №*.

Промерзание внешней стены жилого помещения квартиры №* исключено, что подтверждается произведенным расчетом сопротивления теплопередачи наружных стен, окон, перекрытий над техническим подпольем. Расчет выполнен на основании:

СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные»

СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий».

СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

СП 131.13330.2012 «Строительная климатология».

СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий»

СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»

На основании СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» п. 9.3 при теплотехническом расчете ограждающих конструкций жилых зданий следует принимать температуру внутреннего воздуха отапливаемых помещений не менее 20°С, относительную влажность - 50%.

В проекте для расчета сопротивления теплопередачи конструкций была принята температура внутреннего воздуха +20 С.

В разделе проекта 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» был выполнен расчет, подтверждающий принятые конструктивные решения по составу наружных стен, перекрытий и подбору марок оконных блоков. Согласно примененной методике СНиП 23-02-2003(СП50.13330.2012), требуемое сопротивление теплопередачи наружной стены по расчету получилось Rтp = 3.16 м2xoC/Bт. Учитывая конструкцию стены здания, сопротивление теплопередачи наружных стен имеет значение R = 3.60м2х°С/Вт. Таким образом, полученное значение сопротивления теплопередачи наружных стен превышает требуемые значения.

Кроме того, выполнен расчет теплопередачи перекрытия над неотапливаемым техническим подпольем. Согласно примененной методике СНиП 23-02-2003(СП50.13330.2012), требуемое сопротивление теплопередачи перекрытия над неотапливаемым техническим подпольем по расчету получилось Rтp = 3.66 м2х°С/Вт. Учитывая конструкцию перекрытия над неотапливаемым техническим подпольем, сопротивление теплопередачи его имеет значение R = 3.68м2х°С/Вт. Таким образом, полученное значение сопротивление теплопередачи перекрытия над неотапливаемым техническим подпольем превышает требуемые значения.

Также произведен расчет теплоусвоения полов первого этажа, согласно которому расчетный показатель теплоусвоения, согласно СП 50.13330.2012 п.9.1 табл. 12 не более нормированной величины =12 Вт/(м2х°С). Согласно расчету, показатель теплоусвоения равен 11,84 Вт/ (м2х°С), что также удовлетворяет требованиям норм.

Применяемая в проекте конструкция окон ОП В2 1660-860(СПД 4М1-18-4М1-18-IM1) ГОСТ 30674-99 - оконный блок их ПВХ профилей-ОП, класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередачи - В2, высотой 1660мм, шириной 860мм, с конструкцией стеклопакета: двухкамерный - СПД по ГОСТ14866-99, наружное стекло толщиной 4 мм марки M1, внутреннее стекло толщиной 4 мм марки M1, наружное стекло толщиной 4 мм марки M1 по ГОСТ 111, межстекольное расстояние 18 мм, заполненное воздухом, в зависимости от производителя, имеет сопротивление теплопередачи не менее R = 0,53 м2х°С/Вт, учетное значение сопротивления теплопередачи для центральной термической однородной зоны которого подтверждено расчетами СТО СППП 4.3-2013 табл. В 2 и также соответствует нормативным показателям сопротивление теплопередачи центральной части стеклопакета, указанным в СП 50.13330.2012 табл. К.1. Таким образом, полученное значение сопротивления теплопередачи соответствует требуемым значениям.

Конструкция цокольного узла здания также исключает наличие мостика холода в конструкции наружной стены, которое может приводить к промерзанию наружной стены, так как участков, где отсутствует или прерывается утепление наружных стен здания нет.

Вентиляция здания жилого дома выполнена на основании: СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»; СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные».

Согласно СП 60.13330.2012 п. 7.1.1., вентиляцию следует применять для обеспечения параметров микроклимата и качества воздуха в пределах допустимых норм. Согласно СП 54.13330.2011 п. 9.5., система вентиляции должна поддерживать чистоту (качество) воздуха в помещениях и равномерность его распространения. Вентиляция может быть: с естественным притоком и удалением воздуха; с механическим побуждением притока и удаления воздуха, в том числе совмещенная с воздушным отоплением; комбинированная с естественным притоком и удалением воздуха с частичным использованием механического побуждения. Вопрос о том, какую вентиляцию применять, уточняется аэродинамическим расчетом вентеляции, выполненным для максимальной величины воздухообмена в помещении. В проекте, согласно аэродинамическому расчету, применена комбинированная система вентиляции: для первого и второго этажей - с естественным притоком и удалением воздуха, для третьего этажа - с естественным притоком и удалением воздуха с частичным использованием механического побуждения, т.е. для обеспечения работы системы вентиляции на третьем этаже жилого дома установлены вентиляторы на вентканалы.

Согласно СП 60.13330.2012, п.7.1.10, естественную вытяжную вентиляцию для жилых помещений следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха при температуре 5 °С и внутреннего воздуха при температуре в холодный период года. Поступление наружного воздуха в помещения следует предусматривать через специальные приточные устройства в наружных стенах или окнах.

Для обеспечения влажностного режима в помещениях, в проекте предусмотрен обязательный приток воздуха при помощи устройства в окнах системы микропроветривания, без которого система вентиляции работать не будет.

Также, в проекте на вентканалах, согласно СП 54.13330.2011, п.9.7, установлены регулируемые вентиляционные решетки. Приток воздуха через систему микропроветривания, установленную в окне, является обязательным условием работы вентиляции.

Кроме того, выполнен аэродинамический расчет вентиляции квартиры №№* Цель расчета - проверка геометрических размеров вентиляционных каналов, обеспечивающих действительное гидравлическое сопротивление вентиляционной сети. Согласно выполненному расчету, размера и высоты канала достаточно для обеспечения работы естественной вытяжной вентиляции квартиры №№* с учетом потерь давления в вентиляционном канале, которое меньше располагаемого давления в канале, при котором обеспечено движение воздуха для удаления влажности из помещения кухни квартиры № №*, при обязательном наличии притока воздуха через окна с микропроветриванием.

По вопросу низкого уровня освещения, согласно СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (п. 9.13), отношение площади проемов к площади пола кухни и жилой комнаты следует принимать не менее 1:8.

Площадь кухни квартиры №№* - 8,25 кв.м. Площадь окна кухни должна быть не меньше: 8,25кв.м. : 8 = 1,03кв.м. В проекте окно имеет размеры: (высота) 1,65 х (ширина) 1,4=2,31кв.м..

Таким образом, условия естественного освещения в кухне квартиры № №* удовлетворяет требованиям норм проектирования.

Площадь жилой комнаты квартиры №№* - 14,05кв.м. Площадь окна жилой комнаты должна быть не меньше 14,05 : 8 = 1,76кв.м.. В проекте окно имеет размеры: (высота) 1,65 х (ширина)1,9 = 3,14кв.м., что свидетельствует о том, что условия естественного освещения жилой комнаты квартиры №№* удовлетворяют требованиям норм проектирования.

Кроме того, при проектировании, наличие пандуса при входной площадке в здание является обязательным, согласно СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (п.4.3). При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование, решения по наличию пандуса должны соответствовать требованиям СП59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Свод правил СП 59.13330.2012 разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании». Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

К маломобильным группам населения, согласно СП 59.13330.2012 (приложение Б.18.) отнесены следующие группы населения: люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.

В муниципальных контрактах на строительство жилых домов по адресу: <адрес> не предусмотрено проектирование квартир, пандусов и других элементов для проживания инвалидов-колясочников, наличие которых в жилых зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, строго устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления на основании СП54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (п. 4.3.)

В проектной документации выполнены конкретные требования по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения, предусмотренные с учетом местных условий и требований СП 59.13330.2012 и СП54.13330.2011.

Согласно СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (п. 5.1.3), входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения (без учета инвалидов-колясочников), должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 х 2,0 м. или 1,5 х 1,85 м. В проектной документации размер входной площадки 2,4x1,8 м., что соответствует требованиям данного пункта правил.

Согласно СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (п.5.2.13), максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. В проектной документации высота одного подъема пандуса составляет 0,75 м., что соответствует требованиям данного пункта.

Средняя длина пандуса, согласно проекту, составляет 6,85м., угол наклона составляет 6°, что обеспечивает соблюдение требуемых норм и обеспечивает приемлемые условия для спуска детской коляски.

Пандус используется по назначению с момента ввода в эксплуатацию жилого дома по настоящее время для маломобильных групп населения без учета инвалидов-колясочников.

Эвакуационные пути и выходы из трехэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствуют требованиям нормативных документов, а именно: выходы являются эвакуационными, если они соответствуют СНиП 21-01-97* (СП 112.13330.2011) «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (п. 6.9.)

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

- из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;

- из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

Указанные требования правил выполнены.

Наличие пандуса и его расположение не является преградой и помехой при эвакуации людей из здания. (Приложение 4. 08-01-2015-2-ПБ лист 13)

Согласно СНиП 21-01-97* ( СП 112.13330.2011), п 6.13*, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:

- Ф1.3 (Многоквартирные жилые дома) при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 кв.м; при меньшей площади (при одном эвакуационном выходе с этажа) каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м., кроме эвакуационного, должна иметь аварийный выход п. 6.20;

В проекте площадь квартир на этаже с максимальной площадью менее 400 кв.м., в связи с чем второго эвакуационного выхода не требуется.

Ширина (1500 мм.) и высота (2100 мм.) эвакуационного выхода из здания в проекте соответствует требованиям СНиП 21-01-97* (СП 112.13330.2011), п 6.16 и СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» п. 4.2.5, согласно которым высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 м., ширина не менее 0,8м.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной ширины или ширины марша лестницы. В данном случае высота и ширина соответствуют нормам: высота – 2 м., ширина – 1,5 м.

Согласно СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» (п. 4.2.6), двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Указанные нормы проектирования выполняются.

Ширина и уклон наружной эвакуационной лестницы из здания, размером 1600 мм. соответствуют требованиям СНиП 21-01-97* ( СП 112.13330.2011), п 6.29, п. 6.30 и СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», п. 4.4.1.

При пожаре наличие пандуса не является препятствием для эвакуации жильцов дома, т.к. эвакуация предусмотрена по железобетонной наружной лестнице, которая соответствует нормам проектирования.

Относительно утверждения истца о наличии пустот во внешних стенах, являющихся несущими конструкциями, не позволяющих закрепить что- либо на стене, то наличие таких пустот исключено.

Наружные стены толщиной 400мм запроектированы многослойными, с применением несъемной опалубки строительной системы VELOX. Внутренний несущий слой - монолитное железобетонное ядро, толщиной 150мм., наружный слой- двухслойная плита VELOX WS-EPS, толщиной 155мм, состоящая из щепоцементной плиты VELOX WS, толщиной 35мм и наклеенного слоя пенополистирола толщиной 120мм, внутренний - щепоцементная плита VELOX WS, толщиной 35мм. Крепление навесных ящиков и других элементов интерьера должно выполняться в несущее железобетонное ядро наружной стены.

Конструкции железобетонные, согласно определению по СП 63.13330.2012 (п. 3.8) - это конструкции, выполненные из бетона с рабочей и конструктивной арматурой (армированные бетонные конструкции), и являются прочным материалом без пустот.

По вопросу примыкания пандуса для маломобильных групп населения к внешней стене дома пояснили, что в данном случае, пандус не может быть перенесен на другую сторону, так как входная дверь, которая открывается наружу, согласно нормам проектирования по СП 59.13330.2012 (п.4.1.2), будет являться препятствием для передвижения маломобильных групп населения.

Все условия нормативных документов по проектированию пандуса и путей эвакуации в проекте выполнены. Законодательство не содержит норм, запрещающих проектирование пандуса вдоль окон квартиры.

Согласно СП 54.13330.2011 (п.8.8), в жилом здании и на придомовой территории должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на уменьшение рисков криминальных проявлений и их последствий, способствующие защите проживающих в жилом здании людей и минимизации возможного ущерба при возникновении противоправных действий. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и могут включать применение взрывозащитных конструкций, установку домофонов, видеонаблюдения, кодовых замков, систем охранной сигнализации, защитных конструкций оконных проемов в первых, цокольных и верхних этажах, в приямках подвалов, а также дверей входных, ведущих в подвал, на чердак и, при необходимости, в другие помещения. Общие системы безопасности (телевизионного контроля, охранной сигнализации и т.п.) должны обеспечивать защиту противопожарного оборудования от несанкционированного доступа и вандализма. Мероприятия, направленные на уменьшение рисков криминальных проявлений, следует дополнять на стадии эксплуатации.

Данные мероприятия заданием на проектирование от ООО «Кимры Девелопмент» не предусмотрены.

Проектную документацию на многоквартирные дома по адресу: <адрес> разрабатывала проектная организация ООО «Северная Венеция». По проектной документации ООО «Северная Венеция» были получены разрешения № №*, № №*, № №* от 06 августа 2014 на строительство многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>

Проектная организация ООО «Архитектоника» приступила к выполнению проектных работ по корректировки и доработке ранее выполненных проектов ООО «Северная Венеция» по договору №* от 13.04.2015 с единственным застройщиком ООО «Кимры Девелопмент».

Данная корректировка и доработка проектной документации, ранее разработанной ООО «Северная Венеция», не предполагала отступления от муниципальных контрактов на строительство малоэтажных многоквартирных домов.

На момент начала проектирования ООО «Архитектоника», работы по монтажу фундамента, перекрытия над техподпольем, внутренних и наружных стен здания до отметки пола первого этажа, были уже завершены, о чем свидетельствует договор на выполнение проектных работ и техническое задание. Проектирование велось согласно принятым решениям по планировке и прохождению внутренних инженерных сетей проекта, разработанного ООО «Северная Венеция» и согласованных при получении разрешения на строительство.

Уровень звукоизоляции в квартире по адресу: <адрес> соответствует строительным нормам и правилам СП 51.13330.2011 «Защита от шума».

В проектной документации соблюдены все требования норм пожарной безопасности в <адрес> а именно: здание жилого дома II степени огнестойкости.

В проекте определен предел огнестойкости стен, согласно п. 2.2.2.4 «Технические решения по применению несъемной опалубки BEЛОKC для строительства жилых зданий из монолитного бетона» REI 90, перекрытия железобетонные толщиной 160 мм имеют предел огнестойкости не менее REI90.

Проектом предусмотрена отделка фасада здания, общей толщиной 60мм, выполнена в соответствии с паспортом цветового решения виниловым сайдингом Grand Line* (или аналог) с характеристиками пожарной опасности не ниже: группа горючести – Г3, воспламеняемости – В3, дымообразующей способностью - Д2, что соответствует требованиям табл. 28 и табл. 3 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

ООО «Архитектоника», как проектная организация, являющаяся действующим членом саморегулируемой организации АС «СтройОбъединение» в области проектирования, гарантирует, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ на момент выполнения проектных работ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных в проекте мероприятий.

Проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование между ООО «Архитектоника» и застройщиком ООО «Кимры Девелопмент», техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий, что гарантируется записью Главного инженера проекта.

Представитель ответчика Администрации г. Кимры, Комитета по управлению имуществом г. Кимры Широкова Д.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что на основании статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ, акт приемки объекта капитального строительства имеет место в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, соответственно в данном случае данные документы не были необходимы.

Кроме того, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса, в данном случае не требовалось.

Представители ответчиков ООО «Кимры Девелопмент», ООО «Северная Венеция», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ГУ МЧС России по Тверской области, Министерства строительства Тверской области, ООО «КДЕЗ», третье лицо Комарова Д.П. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены судом. О причинах неявки суду сообщений не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Судом исследованы следующие письменные доказательства: копия договора социального найма жилого помещения №* от 02.03.2018; копия акта приема-передачи жилого помещения от 02.03.2018; копия постановления администрации г. Кимры от 01.02.2018 №*-па; копия претензии Комаровой С.Ю. от 08.09.2018; ответ администрации г. Кимры от 29.03.2018 №*; письмо администрации г. Кимры от 09.04.2018 №*; копия ответа администрации г. Кимры от 25.04.2018 №*; копия письма администрации г. Кимры от 06.07.2018 №*; копия письма администрации г. Кимры от 13.08.2018 №*; копия письма администрации г. Кимры от 16.08.2018 №*; копия ответа Кимрской межрайонной прокуратуры от 03.05.2018 №*; ответ ООО «КДЕЗ» на обращение; копия ответа ГУ «ГЖИ» Тверской области от 21.06.2018 №*/ООГ; копия письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области №* от 14.06.2018; копия письма администрации г. Кимры от 18.10.2018 №*; копия ответа архивного отдела администрации г. Кимры №* от 21.09.2018; копия выписки из ЕГРН по <адрес>; копия договора на выполнение проектных работ от 13.04.2015; копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.12.2016; копия технического задания на разработку проектной документации на строительство; копия акта от 21.08.2015 сдачи-приемки проектной документации и выполненных работ по договору №* от 13.04.2015; копии рабочих чертежей; копия договора бытового подряда от 30.12.2017 с копией бланка заказа; копия разрешения на строительство № RU69302000-18; копия акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.12.2017; муниципальный контракт №* от 20.08.2014; копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ ООО «Кимры Девелопмент» от 22.08.2014; справка о выполнении технических условий от 01.07.2016; справка о выполнении технических условий от 30.06.2015; акты приема водомерного узла; справка о выполнении технических условий от 01.12.2016; копия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей; схема, отображающая расположение построенного объекта, расположение с инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка планировочную организацию земельного участка по адресу: <адрес> копия акта от 05.12.2016 о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; копия акт о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм правил) от 05.12.2016; копия технического отчета; фотоматериалы, представленные сторонами; ответ МО МВД России «Кимрский» от 22.04.2019; ответ министерства строительства и ЖКХ РФ от 15.07.2019; копия государственного контракта №* от 19.09.2017; извещение о проведении электронного аукциона; протокол подведения итогов электронного аукциона от 05.09.2017;

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №* от 19.04.2019, выполненной ООО «Центр технической экспертизы», конструкция пандуса под окном квартиры №* у входа в подъезд корпуса <адрес> соответствует требованиям пункта 5.2.13 (применяется на обязательной основе) СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Размеры входной площадки с данным пандусом в указанный подъезд не соответствуют требованиям пункта 5.1.3. СП 59.13330.2012: «размеры входной площадки с пандусом должны быть не менее 2,2х2,2м». По проекту и фактические размеры входной площадки составляют 2,4х1,8м. Для использования пандуса по назначению, без угрозы жизни и здоровью граждан, необходимо размеры входной площадки выполнить в соответствии с требованиями пункта 5.1.3 СП 59.13330.2012.

В соответствии с пунктом 4.3 СП 54.13330.2012 «Здания жилые многоквартирные» и пункта 5.1.3 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», указанные нормативы применяются на обязательной основе, входная площадка с пандусом должны работать как единый конструктивный элемент по единым нормативным требованиям. Для перестройки или демонтажа пандуса необходимо подготовить и утвердить новую проектную документацию и получить разрешение на строительство.

Уровень влажности в квартире по адресу: <адрес> соответствует требованиям ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Уровень естественного освещения и инсоляции <адрес> корпуса №* жилого <адрес> соответствует требованиям пункта 9.13 СП 54.13330.2011 «Здания многоквартирные» и пункта 5.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Величина индексов изоляции воздушного шума внутренних ограждающих конструкций (стены, перегородки, перекрытие) <адрес> больше требуемых нормативных индексов изоляции воздушного шума, что соответствует требованию пункта 9 СП 51.13330.2011 «Защита от шума», который применяется на обязательной основе.

Корпус №* жилого дома имеет степень огнестойкости II и класс конструктивной пожарной опасности С0. Квартира №*, являясь обособленным помещением в указанном доме (стены, перегородки, перекрытия, пол, окна, инженерное оборудование). Соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Входная площадка с пандусом в подъезде жилого <адрес>, где расположена <адрес>, не соответствует нормативным требованиям пункта 5.1.3 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населений», в связи с чем, имеются затруднения при эвакуации граждан из данного подъезда.

Согласно определениям СП 54.1330.2011 «Здания жилые многоквартирные» <адрес> является структурно обособленным помещением корпуса <адрес>, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные сети. Конструктивные элементы <адрес> (стены, перегородки, перекрытия) выполнены из строительных материалов, которые применялись и для других квартир. Визуально-инструментальный метод обследования <адрес> по состоянию на 12.04.2019 не позволил эксперту определить качество строительных материалов и некачественно выполненные работы в 2016 году, но исследование материалов дела позволяет предоставить следующую информацию:

Акт о соответствии параметров объекта проектной документации от 05.12.2016: параметры объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный дом (поз.2)» соответствует утвержденной проектной документации (№*)

«Акт о соответствии объекта техническим регламентам» от 05.12.2016: объект капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный дом (поз.2)» выполнен в соответствии с требованиями технических регламентов №*)

На основании вышеприведенных документов, приобщенных к материалам дела, следует, что строительно-монтажные работы, инженерные работы (вентиляция, водоснабжение, водоотведение и отопление) для квартиры № №* выполнены в соответствии с требованиями национальных стандартов (ГОСТ) и сводов правил (СП), а также утвержденной проектной документации.

При проведении обследования квартиры №* экспертом использовался измеритель потока воздуха – термоанемометр «ТКА-СДВ» ТУ №* Показатели прибора подтверждают работу естественной вытяжной вентиляции квартиры № №* учетом размере и высоты канала.

Согласно пункту 3.10 СТО НОРСТРОЙ 2.33.79-2012 «Обследование ограждающих конструкций зданий и сооружений в натурных условиях и оценка их технического состояния» категория технического состояния квартиры № №* на момент проведения обследования (ДД.ММ.ГГГГ) оценивается как нормативное, при физическом износе – 0%.

Согласно пункту 5.3.2.4. СТО НОРСТРОЙ 2.33.79-2012 определение категории технического состояния ограждающих конструкций позволяет уточнить их эксплуатационную пригодность, а также выбрать рациональные способы проведения ремонтно-восстановительных работ.

По техническому состоянию <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ проведение ремонтно-восстановительных работ не требуется.

В судебном заседании эксперт О.В.И. пояснил, что конструкция пандуса под окном <адрес> соответствует требованиям пункта 5.2.13 (применяется на обязательной основе) СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Таким образом, оснований для демонтажа пандуса не имеется. Однако размеры входной площадки (1,8х 2,4) необходимо привести в соответствие с пунктом 5.3.1 СП 59.13330.2012 (2,2х2,2 м.)

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Установлено, что Комаровой С.Ю. и членам ее семьи (<****> Комаровой Д.П.) на основании договора социального найма жилого помещения №*\П от 02.03.2018 предоставлено жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение предоставлено Комаровой С.Ю. на основании Постановления Администрации г. Кимры Тверской области от 01.02.2018 №*-па «О предоставлении жилого помещения в связи со сносом <адрес>, по региональной программе «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

Указанное жилое помещение передано Комаровой С.Ю. на основании акта приема-передачи жилого помещения от 02.03.2019. Согласно п.2 акта претензий у Комаровой С.Ю. по принимаемому жилому помещению не имеется.

Согласно материалам дела, строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществлялось в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Северная Венеция», а затем ООО «Архитектоника», застройщиком выступало ООО «Кимры Девелопмент».

В соответствии с ч.1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Требование истца по настоящему иску основано на положениях статей 304-305 ГК РФ, в соответствии с которыми законный владелец объекта недвижимости может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Основанием иска в данном случае служат обстоятельства, подтверждающие создание ответчиком препятствий в осуществлении правомочий законного владельца. Нарушение должно затрагивать право на имущество не косвенно, а непосредственно. В любом случае способы защиты должны быть разумными и соразмерными (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Бремя доказывания неправомерности действий (бездействия) ответчика, которые предполагаются таковыми, возлагается на истца.

Так, в обоснование заявленных требований об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, истец указала, что строительство пандуса под окном однокомнатной квартиры, существенно ограничило ее права, поскольку она не имеет возможности открыть окно, снять жалюзи, которые препятствуют проникновению естественного освещения. Подобное расположение позволяет беспрепятственно проникнуть в квартиру, упрощает совершение преступлений имущественного и личного характера в отношении нее и ее дочери, каждый проходящий, курящий или иным образом использующий пандус, вынужденно заглядывает в окна, и тем самым нарушает неприкосновенность ее частной жизни и членов ее семьи. Кроме того, при эксплуатации жилого помещения выявлены следующие недостатки: промерзание внешней стены жилого помещения; высокая влажность, предположительно вызванная не качественной вентиляцией; низкий уровень освещения; затрудненная эвакуация при пожаре, вследствие расположения пандуса; пустоты во внешних стенах, являющихся несущими конструкциями, не позволяющие закрепить что-либо на стене.

Вместе с тем, конкретных фактических обстоятельств, подтверждающих заявленные доводы, истцом не приведено.

Из объяснений ответчиков и представленных ими письменных доказательств, расчетов, выполненных на основании действующих строительных норм и правил, и не оспоренных истцом, а также из заключения судебной строительно-технической экспертизы следует, что, вопреки доводам истца, ответчиками соблюдены строительные нормы и правила при проектировании и строительстве соответствующего объекта. Несоответствие размеров входной площадки является незначительным (2,4х1,8м) при требуемых (2,2х2,2м) и не нарушает, по мнению суда, права истца, не относящегося к маломобильным группам населения, его законного владения по заявленным истцом основаниям.

Согласно письму Главного управления МЧС России по Тверской области от 22.05.2019 №*, эвакуационный выход наружу из подъезда трехэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> шириной 1,5 и. с наружной площадкой размерами 1,8х2,4 м., требованиям нормативных документов по пожарной безопасности не противоречит, угрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации данного выхода нет.

Согласно сообщению МО МВД России «Кимрский» от 22.04.2019 №* за период времени с января 2017 года по 19 апреля 2019 года сведений о поступивших заявлениях от Комаровой С.Ю., зарегистрированной по адресу: <адрес> по фактам нарушения тишины и других фактам, не имеется.

Таким образом, истец не обосновал необходимость защиты своего права путем устранения препятствий, не привел достоверных и объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий, созданных ответчиками, не доказал факт препятствий в осуществлении прав законного владельца неправомерными действиями ответчиков, а значит и наличие оснований для защиты этих прав в порядке ст. 304 Гражданского кодекса РФ.

Относительно доводов истца о демонтаже существующего пандуса и установке подъемного устройства, то такое решение должно приниматься на общем собрании собственников многоквартирного дома (п. 6.2 ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).

Судом установлено, что в рамках реализации региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением правительства Тверской области от 25.06.2013 №*-пп, Администрацией города Кимры Тверской области были приобретены жилые помещения у застройщика в строящихся многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, по муниципальному контракту от 20.08.2014 №* (56/14) на долевое участие в строительстве жилых помещений для граждан муниципального образования город Кимры Тверской области» в рамках реализации «Адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

Разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома выдано 06.08.2014.

Согласно ч.2 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции от 21.07.2014) проведение экспертизы не требовалось в отношении жилых домов с количеством этажей не более, чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования, и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации объекта и осуществление государственного строительного надзора на момент выдачи разрешения на строительство указанного жилого дома не требовалось.

Кроме того, вопреки доводам истца об отказе ей в ознакомлении с проектной документацией, письмом Администрации г. Кимры Тверской области от 16.08.2018 заявителю Комаровой С.Ю. разъяснено, что для проведения землеустройства, осуществления градостроительной деятельности, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности предоставляются сведения, содержащиеся в документах, которыми располагает администрация города Кимры и которые могут предоставляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по соответствующему запросу. Разъяснено, кроме того, что за консультацией заявитель может обратиться в администрацию г. Кимры.

Доказательств, подтверждающих обращение истца за ознакомлением с документами, связанными со строительством многоквартирного дома по адресу: <адрес> к другим ответчикам по иску до обращения в суд и направления претензии истцом не представлено. При этом, суд отмечает, что архив, куда обратилась истец, является отделом администрации г. Кимры.

Кроме того, вся документация, связанная со строительством вышеуказанного дома, в том числе пандуса, предоставлена ответчиками в ходе рассмотрения дела суду. При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для вывода о том, что ответчиками по делу каким-либо образом нарушены права истца в данной части исковых требований, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для возложения на ответчиков по делу обязанности ознакомления истца с проектной документацией.

При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Комаровой С.Ю. к ООО «Архитектоника», Администрации г. Кимры Тверской области, Комитету по управлению имуществом г. Кимры, ООО «Кимры Девелопмент», ООО «Северная Венеция», об устранении недостатков, препятствующих полноценному пользованию жилым помещением, подтверждении строительства пандуса в соответствии со строительной документацией и предоставлении возможности ознакомиться с проектной документацией, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 сентября 2019 года.

Судья О.В. Осипова