РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2020 года <адрес>, ЯНАО
Тазовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Евдокимовой О.А.,
при секретаре Гусевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску департамента агропромышленного комплекса <адрес> к ФИО1, третьи лица муниципальное казенное учреждение «Дирекция жилищной политики <адрес>», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о взыскании социальной выплаты, предоставляемой молодым специалистам, проживающим в сельской местности, на приобретение (строительство) жилья,
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса <адрес> (далее Департамент) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом, ФИО1, территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» и Администрацией муниципального образования <адрес> был заключен четырехсторонний договор №-М о реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) муниципального образования <адрес> (далее Договор).
В соответствии с п. 1.2. Договора ФИО1 предоставлялась социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 5 930 817 руб. на состав семьи из шести человек (супруга ФИО2 и дети: сыновья ФИО5, ФИО5, ФИО6, дочь ФИО4), которая была перечислена по договору №ДУ участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 и ООО «Северная строительная компания» на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> Г, <адрес> (условный номер на период строительства), общей площадью 107,53 кв. м. (далее жилое помещение).
Фонд развития <адрес> перечислил 2 669 432 руб. 40 коп., ответчик – 64 518 руб. по договору №ДУ участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Общая стоимость приобретаемого жилого помещения составила 8 664 767 руб. 40 коп.
Согласно п. 2.4.4. Договора, ответчик обязался работать по трудовому договору на предприятиях АПК, заключенному с работодателем, не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
Из информации муниципального казенного учреждения «Дирекция жилищной политики <адрес>» (далее - Учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что трудовой договор с ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил претензию в адрес ФИО1 с требованием вернуть социальную выплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени социальная выплаты ответчиком не возвращена.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу Департамента 5 608 227 руб., разницу между 5 930 817 руб. (сумма социальной выплаты) и 322 590 руб. (средства местного бюджета).
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, согласно части 5 статьи 167 ГПК РФ.
Определением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика ФИО1 были привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Ответчик ФИО1 не согласился с требованиями Департамента, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в некоммерческой организации семейно-родовая община коренных малочисленных народов «Салякоптанская» рыбаком прибрежного лова.
Представитель ФИО1 ФИО7, действующий по доверенности, не согласился с требованиями Департамента, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что ФИО1 работает в сфере агропромышленного комплекса с ДД.ММ.ГГГГ, после увольнения причины временного не трудоустройства уважительные, ФИО1 не единожды обращался по вопросу трудоустройства на предприятия агропромышленного комплекса, в Центр занятости, но не мог трудоустроиться в связи с отсутствием вакантных должностей. Семья у ФИО1 – многодетная – четверо детей.
Третье лицо ФИО2 не согласилась с требованиями Департамент, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве ответчика, пояснив, что сама она до 2016 года работала в Тазовской школе-интернате, которая относится к социальной сфере в сельской местности, но уволилась, необходимо заниматься воспитанием детей. Муж работает в сфере агропромышленного комплекса с ДД.ММ.ГГГГ, после увольнения искал работу, обращался в общины, иные предприятия, Центр занятости, но вакансий не было.
Представитель Учреждения ФИО8, действующий по доверенности, не согласился с требованиями Департамента по основаниям, изложенным в отзыве, просил в иске отказать, пояснив, что у ФИО1 была уважительная причина не трудоустройства в сфере агропромышленного комплекса, семья многодетная, малоимущая, в настоящее время ФИО1 работает рыбаком прибрежного лова в некоммерческой организации семейно-родовая община коренных малочисленных народов «Салякоптанская».
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение, согласно его пункту 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Положение).
Департамент же определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по взаимодействию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и осуществлению программных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Определенные этим положением условия и порядок предоставления в <адрес> молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом, период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 61 Положения.
При несоблюдении названных условий уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа (уполномоченный орган местного самоуправления в автономном округе) вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Из пояснений участников процесса, материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял в трудовых отношениях с Территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера «Хамовская», работал в должности рыбака, ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен трудовой договор № на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между департаментом агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия <адрес>, ФИО1 (получатель), Территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» (работодатель) и Администрацией муниципального образования <адрес> был заключен договор о реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей (молодых специалистов муниципального образования <адрес> с использованием на эти цели социальной выплаты (далее - Договор), предметом которого согласно пункту 1.1., является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов – участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" путем предоставления государственной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального и (или) окружного бюджетов, а также местного бюджета (в случае, если таковой предоставляется) в соответствии с требованиями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 106-п "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам».
Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что в соответствии с условиями Программы Получателю предоставляется социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере, указанном в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты №-м от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №-м, ФИО1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с условиями указанной программы ему предоставлена социальная выплата в размере 5 930 817 руб., в том числе за счет федерального бюджета – 1 479 075 руб., средств окружного бюджета – 4 129 152 руб., средств местного бюджета 322 590 руб.
В разделе 2 Договора определены права, обязанности и ответственность Сторон Договора.
Так, получатель социальной выплаты обязуется использовать средства в размере социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с требованиями Порядка, при этом построенное (приобретенное) жилое помещение должно отвечать следующим требованиям: быть пригодным для постоянного проживания граждан; соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиями населенного пункта; общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 72 кв.м.; оформить построенное (приобретенное) жилое помещение в общую равную долевую собственность всех членов семьи Получателя, указанных в свидетельстве; работать по трудовому договору, заключенному с работодателем не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (пункт 2.4.4 Договора); право Получателя на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе Получателя и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если Получатель в срок, не более 6 месяцев со дня расторжения трудового договора заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в органы местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного пунктом 61 Положения; возвратить средства социальной выплаты в размере, указанном в пункте 1.2. Договора, в случае расторжения трудового договора до истечения установленного пунктом 2.4.4. Договора срока по инициативе Получателя в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением Получателем положений трудового законодательства (п.2.4.5 Договора).
В свою очередь, Департамент обязался оформить и выдать получателю свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее – Свидетельство) (пункт 2.1.2 Договора); предоставить получателю государственную поддержку в виде социальной выплаты в размере, указанном в Свидетельстве в соответствии с требованиями Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1.3. Договора).
Согласно пункту 2.2. Договора, Департамент имеет право в случае расторжения трудового договора с Работодателем в срок ранее, чем через пять лет с даты выдачи свидетельства, требовать от Получателя возврата средств социальной выплаты в размере, указанном в пункте 1.2. Договора.
Пунктом 2.6. Договора установлены обязанности работодателя - Территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера «Хамовская», а именно: в случае расторжения трудового договора с Получателем до истечения срока, установленного в пункте 2.4.4. Договора, незамедлительно сообщить об этом в Департамент и <адрес> с указанием причин расторжения трудового договора и приложением всех необходимых документов, подтверждающих факт расторжения трудового договора (пункт 2.6.1).
Пунктом 2.3. Договора установлены обязанности <адрес>, а именно: произвести оплату доли софинансирования бюджета муниципального образования <адрес>; один раз в полгода в течение 5 лет с момента выдачи свидетельства проводить мониторинг, путем запрашивания сведений у работодателя о получателе социальной выплаты, его работе, согласно трудовому договору и всех изменений к нему в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Из пояснений участников процесса, материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано свидетельство N 24-м о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 5 930 817 руб. на долевое участие в строительстве жилого дома в <адрес>, в том числе за счет федерального бюджета – 1 479 075 руб., средств окружного бюджета – 4 129 152 руб., средств местного бюджета 322 590 руб.
Приказом Территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» от ДД.ММ.ГГГГ N 10 А ФИО1 был уволен по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент в адрес ФИО1 направил уведомление о том, что в связи с неисполнением ФИО1 пункта 2.4.4. Договора он должен возвратить средства социальной выплаты в размере 5 608 227 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений участников процесса, материалов дела следует, что после увольнения из Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» ФИО1 с целью трудоустройства неоднократно обращался в различные организации агропромышленного комплекса, однако в связи с отсутствием вакантных мест ему было отказано в приеме на работу.
Согласно информации ГКУ ЯНАО ЦЗН <адрес> ФИО1 не состоял на учете в государственном казенном учреждении "Центр занятости населения <адрес>" в качестве безработного, но неоднократно обращался за поиском работы. Рассматривались варианты работы (отсутствие вакансий) в сфере агропромышленного комплекса.
Согласно выписке Управления по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО1 имеет статус «ведет традиционный (кочевой/полукочевой) образ жизни коренных малочисленных народов Севера» преимущественно на территории муниципального образования <адрес>.
Пунктом 2.4.5. Договора предусмотрено, что право Получателя на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе Получателя и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если Получатель в срок не более 6 месяцев заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 работает в некоммерческой организации Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Салякоптанская» в должности рыбака прибрежного лова. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ФИО1 не утратил статус члена молодой семьи, имеет четырех малолетних детей, работает в некоммерческой организации Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Салякоптанская» в должности рыбака прибрежного лова, в связи с чем право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у ФИО1 сохраняется.
Доводы ФИО1 о том, что уволился он в связи с тем, что работодатель не выплачивал ему заработную плату, а поскольку он юридически неграмотный, то по просьбе работодателя и написал заявление об увольнении по собственному желанию, работал же он в этой Общине с 2002 года, заслуживают внимания, поскольку Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» как работодатель, принявшая на себя по условиям заключенного ДД.ММ.ГГГГ четырехстороннего договора о реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей (молодых специалистов) муниципального образования <адрес> с использованием на эти цели социальной выплаты обязанность предоставить ФИО1 как получателю социальной выплаты работу, обусловленную трудовым договором, уволила ФИО1, чем практически лишила его возможности добросовестно исполнять обязательства по этому договору, в то время как, согласно п. 2.6.1. Договора, обязана в случае расторжения трудового договора с Получателем до истечения срока, установленного в п. 2.4.4. Договора, не позднее 10 суток сообщить об этом в муниципальное образование и Департамент, с указанием причин расторжения трудового договора и приложением всех необходимых документов, подтверждающих факт расторжения трудового договора. Все сообщения и документы работодатель обязался направлять по факсу или электронной почтой с отправкой оригиналов документов по почте России заказным письмом с уведомлением. Данное обязательство работодатель не исполнил. После увольнения из Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Хамовская» ФИО1 не смог найти на территории <адрес> работу на предприятиях агропромышленного комплекса ввиду отсутствия вакансий, в связи с чем трудоустроился в некоммерческую организацию Семейно-родовую общину коренных малочисленных народов Севера «Салякоптанская» на должность рыбака прибрежного лова с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что сохранение за ФИО1 права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отвечает целям и задачам федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598. и действующей в настоящее время государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее Программа). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ исключены и прекратили действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов и Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с Программой, приложением № к Программе «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях», приложением к ним – Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, пунктом 6 предусмотрено, что условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты.
В случае несоблюдения гражданином данного условия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты.
Правительство <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняло постановление №-п «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации», проживающим на сельских территориях <адрес>», которым действие постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» утратило силу.
Доводы Департамента о том, что ФИО1 условия сохранения социальной выплаты, предусмотренные Типовым положением не соблюдены, суд считает не обоснованными, поскольку не направление ФИО1 доказательств о трудоустройстве на новое место работы в сферу агропромышленного комплекса, сведений об обращение в органы местного самоуправления о содействие в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса, в государственное казенное учреждение "Центр занятости населения <адрес>, подтверждающие право гражданина на сохранение социальной выплаты, не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполняющего трудовые обязанности.
Других доказательств суду не представлено.
В силу статей 56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Объяснение стороны по делу является актом ее волеизъявления, и поэтому его содержание отражает, как правило, ту субъективную позицию стороны, которая ей предпочтительна для обоснования своих требований. Доводы, приведенные Департаментом в исковом заявлении, не подтверждены, опровергаются изученными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учётом фактических обстоятельств дела, суд считает, что требования Департамента не обоснованы, и не подлежат удовлетворению, являются преждевременными.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске департамента агропромышленного комплекса <адрес> к ФИО1, третьи лица муниципальное казенное учреждение «Дирекция жилищной политики <адрес>», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о взыскании социальной выплаты, предоставляемой молодым специалистам, проживающим в сельской местности, на приобретение (строительство) жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тазовский районный суд.
Председательствующий: О.А. Евдокимова