ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-60/2013 от 22.01.2013 Нолинского районного суда (Кировская область)

                                                                                                                                                                                                             Дело № 2- 60/2013

 З А О Ч Н О Е     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ    22 января 2013 года                                                                    г. Нолинск

 Нолинский районный суд Кировской области в составе:

 председательствующего судьи Филип Е.Е.

 с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н., третьего лица - представителя ООО «Аркульское ПОК» Максимовой Т.Л.,

 при секретаре Подволоцкой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управдом» о признании незаконными действий по взиманию платы за отопление подвальных помещений с жителей домов <адрес>, о возложении обязанности произвести перерасчёт платежей за отопление мест общего пользования,

 У С Т А Н О В И Л:

             Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что ООО «Управдом» в связи с заключенными договорами является управляющей компанией многоквартирных домов в п. Аркуль. При заключении данных договоров установлен также размер платы за содержание и ремонт 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Для обеспечения граждан коммунальными ресурсами ООО «Управдом» 01 января 2011 года с ООО «Аркульское ПОК» заключило договор теплоснабжения <№ обезличен> за период с января по декабрь 2011 года, предъявило к оплате за отопление подвалов домам <адрес> сумму в размере 188954 рубля 70 копеек и за период с января по март 2012 года сумму в размере 87957 рублей 84 копейки. Данные денежные суммы были ООО «Управдом», как управляющей компанией, распределены и включены в оплату за содержание общего имущества жителям многоквартирных домов <адрес> и оплачены жителями за период с февраля 2011 года по апрель 2012 года. В связи с нарушением действующего законодательства просят признать действия ООО «Управдом» по взиманию платы за отопление подвальных помещений с жителей домов <адрес> незаконными и возложить обязанность на ООО «Управдом» произвести гражданам перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирных домов, и вернуть жителям данных домов излишне уплаченные денежные средства за отопление подвальных помещений.

            В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить в полном объёме.

 Представитель ответчика - ООО «Управдом» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка в получении судебной повестки, причину неявки суду не сообщил. По сведениям, представленным из ЕГРЮЛ, ООО «Управдом» не ликвидировано, не признано банкротом, является действующим предприятием.

             Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя ответчика и разрешить вопрос в заочном порядке, суд считает возможным разрешить спор заочно по представленным суду доказательствам.

            Представитель третьего лица ООО «Аркульское ПОК» Максимова Т.Л. считает, что необходимо произвести перерасчёт по отоплению за места общего пользования в соответствии с требованиями ст. 289 ГК РФ и ст. 36-39 ЖК РФ, поскольку отопление подвалов не отражено в оплате мест общего пользования. Получены ли денежные средства от ответчика за отопление мест общего пользования или нет, она не знает.

                      Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

 В силу требований ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

 Согласно ч.1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

 Статья 36 ЖК РФ предусматривает то, что:

 Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

 Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом, и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

 Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

 Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение (ч.1, ч. 2 ст. 37 ЖК РФ).

 Требования о содержании общего имущества в многоквартирном доме отражены в ст. 39 ЖК РФ, а именно: собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

 Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

 Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1, ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

 В соответствии с требованиями ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

 Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

 В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчёта и вынесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Законодательство РФ не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Федеральным законодательством плата за отопление мест общего пользования в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги не предусмотрена, в том числе при переустройстве отдельных помещений многоквартирного дома с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление.

            Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ (согласно ФЗ от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ). Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учёта установлен в Правилах предоставления коммунальной услуги гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в том числе в п. 21 при наличии только коллективных приборов учёта. Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам: «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилом помещении; под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объёму и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства российской Федерации, а также договора, исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

            В соответствии с подп. ж п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан производить в установленном разделом 7-м Правил порядке уменьшения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами в соответствии с приложением № 1 к Правилам. Установление органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления иных условий размера и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, не допускается. Федеральным законодательством предусмотрены требования по перерасчёту платы за коммунальные услуги по отоплению, в соответствии с требованиями обеспечения надлежащего качества коммунальной услуги п.п. 14, 15, 16 в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 207.

             В силу ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации. Согласно ст. 162 ч.2 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственники помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

          На основании п.3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня. Согласно п.п. 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путём заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размере финансирования.

 В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, п.п. 28, 31 Правил в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учётом предложений управляющей организации. При этом п. 10 Правил, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года. В названном документе перечислены требования по содержанию и техническому обслуживанию дома, в том числе - трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (п. 5.2.22). За расчётный период должен производиться перерасчёт размера платы за отопление при нарушении качества отопления и за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества. Федеральным законодательством не предусмотрены иные положения для изменения расчёта платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.

 В силу требований ст. 56 ГПК РФ стороны должны доказать те обстоятельства на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Из договора теплоснабжения <№ обезличен> в горячей воде заключенного 01 января 2011 года между ООО «Аркульское производственное объединение котельных» (Энергоснабжающая организация) и ООО «Управдом» (Абонент) следует, что Абонент приобретает ресурс - тепловую энергию в горячей воде для нужд населения муниципального жилищного фонда через присоединённую сеть Энергоснабжающей организации. Абонент выступает агентом собственников жилищного фонда по заключению договора теплоснабжения в горячей воде на поставку ресурса для нужд теплоснабжения жилого фонда. Оплата Абоненту населением производится по установленным для населения нормам, либо с учётом показаний общедомовых приборов учёта потребления тепловой энергии (л.д. 6-9).

 Между жильцами дома <адрес> (далее Собственники) и ООО «Управдом» (далее Управляющая организация) заключён договор <№ обезличен> управления многоквартирным домом от 31 марта 2012 года (л.д. 13-15) и заключён договор управления многоквартирным домом без указания номера от 23 ноября 2011 года (л.д. 18-20) <№ обезличен>. Из данных договоров следует, что предметом договора в п. 1.1. является то, что собственники обязуются за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в данном доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом. Согласно п. 3.1 договора стоимость услуг включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, согласно перечня услуг и работ, согласованного и утвержденного сторонами. Любые изменения вносимые в перечень услуг и работ согласовываются со сторонами в письменном виде. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества многоквартирного дома и определенном соответствии с перечнем услуг и работ (п. 3.2.1 договора). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на календарный год (п. 3.2.2 договора). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитывается исходя из занимаемой площади, и определяется как произведение соответствующей цены на кв.м. на жилую площадь занимаемых жилых помещений. Расчёт стоимости размера платы содержание и ремонт жилого помещения 1 кв.м общей (жилой) площади жилого помещения является неотъемлемой частью настоящего договора (п. 3.2.3 договора). В состав общего имущества также входят инженерные коммуникации в техническом подвале (подполье), что отражено в приложении №м1 к договорам (л.д. 16).

 По приложению <№ обезличен> к протоколу общего собрания собственников квартиры в <адрес> следует, что размер оплаты за отопление подвалов не определен (л.д. 60).

 Судом установлено, что ООО «Управдом» сняло с лицевых счетов указанных домов денежные средства, которые накапливались на обслуживание мест общего пользования, на оплату подвалов за период с января 2011 года по май 2011 года и с ноября 2011 года по апрель 2012 года в размере: по дому <№ обезличен> - 101408 рублей 50 копеек, по дому <№ обезличен> - 112717 рублей 21 копейку, по дому <№ обезличен> - 73254 рубля 06 копеек. Данные суммы необоснованно изъяты с лицевых счетов, поскольку нарушены требования настоящего действующего законодательства.

 Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого дома помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ. Между собственниками указанных выше многоквартирных домов и ООО «Управдом» не достигнуто согласие на то, что собственники будут производить оплату отопления подвалов. Тем самым данный вопрос не урегулирован, и полученные ответчиком денежные средства, изъятые из лицевых счетов, указанных выше домов подлежат возврату. Указания в документах о том, что в подвалах данных домов жители расположили кладовки, хранят в них закатки, овощи, фрукты, не указывает на то, что они обязаны производить оплату отопления подвалов.

 При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

         В соответствии с п.8 ч.1 ст. 333. 20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.

         В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ООО «Управдом» в бюджет Нолинского муниципального района Кировской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

         Руководствуясь ст. 210, 289 ГК РФ, ст. ст. 36, 37, 38, 39, 156, 157, 158 ЖК РФ, ст. ст. 194-199, 234,235 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

           Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.

           Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управдом» по взиманию платы за отопление подвальных помещений с жителей домов <адрес> за период с января 2011 года по май 2011 года, с сентября 2011 года по апрель 2012 года, недействительными.

              Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управдом» произвести жителям домов <адрес> перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирных домов, излишне уплаченные денежные средства за отопление подвальных помещений вернуть жителям этих домов.

          Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управдом» в доход бюджета Нолинского муниципального района Кировской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.

           Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления его в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд, с правом не явившейся стороны в семидневный срок с момента получения данного решения обратиться в суд об его отмене.

 Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2013 года.

 Судья -