Дело № 2-60/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2016 года <адрес>
Николаевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Клименко С.В.,
при секретаре Цай Ж.А.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований указала, что она вынуждена была бежать от войны на <данные изъяты>, проживает в <адрес> у родственников. Является пенсионеркой, но пенсию не получает. Имеет на иждивении двоих взрослых детей-инвалидов. Никаких пособий не получает. Считает себя и свою семью беженцами. По приезду в <адрес> она обратилась к ОУФМС по <адрес> и там ей пояснили, что им нужно ехать в <адрес>, где формируют организованные группы. Они поехали в <адрес>, там их направили в <адрес>. Однако в <адрес>, посмотрев их документы, пояснили, что для получения статуса <данные изъяты> им нужно ехать снова в <адрес> по месту своего рождения и проживания родственников. Приехав в <адрес>, поселились в доме её матери в <адрес>. Но условий для проживания в доме матери нет, матери <данные изъяты> лет, всего одна жилая комната. Она обратилась за помощью в администрацию района и её стали выдавать на 1 человека по 5 штук консервов, 50 граммов чая и 1 кг сахара, и полкуска хозяйственного мыла на месяц. Это они получали три месяца. Потом по её просьбе оказывали разовую помощь в стиральном порошке, шампуне, одежде и обуви. Потом родственники сказали её, что они не могут их содержать, идите в администрацию. Она обратилась в администрацию, где её и её семью определили для проживания в ПВР в ООО «<данные изъяты>» по <адрес> в <адрес>. Для её семьи выделили комнату, но условия проживания в ней были невыносимые. Это было офисное помещение, в ней стоял запах от металлопластика. С питанием их определили в кафе «<данные изъяты>». Из-за того, что в ПВР не было условий для нормальной жизни, она с детьми перешла жить к своим родственникам в <адрес>, где и живут по настоящее время. Но в ПВР они оставались зарегистрированными и продолжали получать питание в кафе «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ ПВР в <адрес> закрыли, всех оставшихся проживающих в ПВР направляли в ПВР <адрес>, но она отказалась туда ехать. Соответственно их сняли с питания в кафе «<данные изъяты>». С того времени со стороны администрации <адрес> никакой помощи ей и её семье не оказывается. Считает, что таким действиями администрации <адрес> муниципального района <адрес> ей причинены моральные и «материальные» страдания и просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
По мнению истицы, тем, что
- её не сразу оформили в ПВР;
- в ПВР ей предоставили нежилую комнату;
- не поселили в частном секторе и не оплачивали коммунальные услуги за проживание её у родственников,
- не предоставили питание в августе ДД.ММ.ГГГГ года, как только приехали;
- не перевели средства на оплату нахождения в ПВР из расчета <данные изъяты> рублей на человека в сутки из <адрес> в <адрес> и из этих средств не оплачивают её проживание у родственников,
ей причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец поддержала свои требования.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали.
Истец в судебном заседании пояснила, что добавить к изложенному в исковом заявлении у неё нечего, противоправность ответчика она оценивает по своему внутреннему убеждению, так как сведениями о наличии каких-либо нормативных актов, регламентирующих обязанности ответчика при изложенных обстоятельствах, она не располагает.
Выслушав сторону, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 1064 п.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из пункта 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из смысла указанных норм материального права усматривается, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, гражданка <данные изъяты>, въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ через КПП «<данные изъяты>», зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается миграционной картой (л.д.7)
ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>ФИО2 выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. (л.д.9)
ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>ФИО2 выдано свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1<данные изъяты>, проживающих за рубежом. (л.д.8)
ДД.ММ.ГГГГФИО2 с семьей, по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, по решению оперативного штаба <адрес> по организации вывоза, приема, размещения и жизнеобеспечения населения, прибывшего из <данные изъяты>, поместили в Пункт временного размещения (далее – ПВР) на территории <адрес> (л.д. 45-46, 53-54)
По решению администрации <адрес> муниципального района <адрес>, по согласованию с оперативным штабом <адрес> по организации вывоза, приема, размещения и жизнеобеспечения населения, прибывшего из <данные изъяты>, ПВР на территории <адрес> закрыт с ДД.ММ.ГГГГ с размещением оставшихся проживающий в ПВР <адрес>. (л.д. 55-60)
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика на дату ДД.ММ.ГГГГ ПВР в <адрес> еще не существовал. Он был открыт согласно Постановлению <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Размещением граждан, прибывшим с территории <данные изъяты>, в ПВР, занимался оперативный штаб <адрес> по организации вывоза, приема, размещения и жизнеобеспечения населения, прибывшего из <данные изъяты>, по спискам, предоставленным территориальным УФМС. В обязанности администрации <адрес> вменялось принять людей по спискам, которых указанный выше оперативный штаб распределил в ПВР <адрес>, они и сделали. Права самостоятельно определять граждан в ПВР у администрации <адрес> не было. Это прерогатива уполномоченного органа. До ДД.ММ.ГГГГФИО2 с заявлением о размещении её и её семьи в ПВР не обращалась. Впервые с таким заявлением ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Сразу же её заявление направили в орган, уполномоченный решать данный вопрос и по решению оперативного штаба от ДД.ММ.ГГГГФИО2 и члены её семьи были размещены в ПВР <адрес> в ООО «<данные изъяты>». С питанием семью ФИО2 определили в кафе «<данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГФИО2 в администрацию с заявлением о размещении в ПВР не обращалась. По действующему законодательству граждане, прибывшие из <данные изъяты>, могли размещаться в частном секторе, но тогда они не могли обеспечиваться бесплатным питанием. Бесплатное питание полагалось только лицам, размещенным в ПВР, за счет средств областного бюджета. Эти деньги перечислялись по спискам, предоставляемым начальником ПВР. Граждане <данные изъяты>, которые проживали в частном секторе, имели право на оказание адресной финансовой помощи, но эта помощь предоставлялась органами соцзащиты населения, но не администрацией района. И как ему известно, такая помощь семье ФИО2 была предоставлена. В обязанности администрации входила создание комиссии по подтверждению проживания граждан у частных лиц, проводить обследование и составлять акт. Пока ФИО2 с семьей числилась в ПВР, за её размещение и питание в ПВР перечислялись деньги из расчета <данные изъяты> рублей на человека в сутки. Однако эти деньги не могли выдаваться гражданам и из этих денег не могли оплачиваться коммунальные платежи и проживание у частных лиц. До размещения в ПВР в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 проживала у своих родственников и администрация не вправе была расходовать какие-либо бюджетные деньги на её проживание и питание. Действительно ФИО2 обращалась за помощью, и эй эта помощь оказывалась, но не за счет бюджетных средств, а за счет благотворительной помощи из внебюджетных источников. Когда в ДД.ММ.ГГГГ закрыли ПВР в <адрес>, ФИО2 отказалась переезжать в ПВР в <адрес>.
При определении противоправности (незаконности) действий (бездействия) ответчика, суд оценивает их применительно к действующим нормативным актам, регламентирующим обязанности ответчика по отношению к истцу.
Изначально истец ФИО2 определяет свой статус как статус «беженца». Однако такового статуса она не имеет.
Согласно свидетельства № ВУ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ УФМС <адрес>, ФИО2, гражданке <данные изъяты>, предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.
Кроме того, она имеет статус участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством СС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УФМС России по <адрес>.
Положения лица, получившего временное убежище на территории
Российской Федерации, на федеральном уровне регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О беженцах", в частности ст. 6 п.1 данного Закона, согласно которой лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже <данные изъяты> рублей; (согласно п.13 порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 363) на лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия.
4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;
5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.
Кроме того, эти положения регулируются Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении временного убежища гражданам <данные изъяты> на территории Российской Федерации в упрощенном порядке»; от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных мерах по организации пребывания граждан <данные изъяты> и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке»; от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оказании содействия гражданам <данные изъяты> в и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации».
Согласно перечисленным нормативным документам органами, ответственными на размещение и социально-бытовое устройство лиц, получивших временное убежище, определены исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение этого, <адрес> изданы Постановления «Об обеспечении временного социально-бытового обустройства пребывания граждан <данные изъяты> и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории <адрес>» №-п от ДД.ММ.ГГГГ и «Об оказании адресной финансовой помощи гражданам <данные изъяты>, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории <адрес> и проживающих в жилых помещениях граждан Российской Федерации на территории <адрес> …» №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
По поводу обустройства указанной категории граждан уполномоченным органом по организации обеспечения временного социально-бытового обустройства пребывания граждан <данные изъяты> и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории <адрес>, определен комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения <адрес> (п.3 постановления №-п)
Пунктом 4 данного постановления (№-п) предусмотрено размещение уполномоченным органом граждан, получившим временное убежище, только в пунктах временного размещения на территории <адрес>, что соответствует п.п. 6 п. 1 ст. 6 Федерального Закона «О беженцах».
Согласно приложению № к постановлению №-п утвержден список ПВР на территории <адрес>, куда только ДД.ММ.ГГГГ был включен <адрес> и определен ПВР в ООО «<данные изъяты>» по <адрес> в <адрес>. До этого ПВР на территории <адрес> не был определен.
Таким образом, доводы истицы о противоправности действий администрации <адрес> муниципального района по исполнению обязанностей по размещению её и её семьи несостоятельны, так как на момент её приезда в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ она не имела статуса лица, получившего временное убежище, который присваивается не органами местного самоуправления, а только территориальными органами УФМС; на момент её прибытия на территорию района ПВР в <адрес> отсутствовал; законом предусмотрено обустройство данной категории граждан только в ПВР, что и было сделано; питанием эти граждане могут обеспечиваться только в ПВР.
Доводы о непригодности жилых помещений в ПВР, куда она с семьей была определена, ничем не подтверждены и опровергаются актами обследования ПВР в <адрес> в ООО «<данные изъяты>» ФФБУЗ «<данные изъяты> в <адрес> в <адрес>, <адрес>, <адрес>х» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43).
Финансирование данных мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено за счет средств федерального бюджета путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации трансфертов. Этим постановлением предусмотрено финансирование временного пребывания указанной выше категории граждан только в ПВР, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности граждан.
Следовательно, требования об оплате проживания истицы в жилых помещениях её родственников, несостоятельны.
Применительно к статусу истицы как участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, её положение урегулировано Временными правилами организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории <данные изъяты>, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ№. Данные правила предусматривают документирование данных лиц, выдачу им соответствующего свидетельства и выплату единовременного пособия на обустройство, исполнение которых возложено Федеральную миграционную службу в лице её территориального органа.
Таким образом, претензии истца, изложенные в исковом заявлении, не имеют отношения к администрации Николаевского муниципального района.
Доказательств, подтверждающих причинение истцу морального вреда незаконными, виновными действиями ответчика, в деле не имеется.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации Николаевского муниципального района <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Николаевский районный суд.
Судья: