ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6104/17 от 20.12.2017 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

25.12.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.12.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском, в котором просят обязать Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> (далее – Фонд) заключить с истцами договор и установить следующие условия исполнения обязательств по обеспечению проведения капитального ремонта в отношении принадлежащего истцам на праве общей совместной собственности общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>:

- перечень работ и(или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании обследования общего имущества в многоквартирном доме, проводимого с обязательным участием представителя собственников помещений;

- календарные сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду работ отдельно устанавливаются в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании обследования общего имущества в многоквартирном доме, проводимого с обязательным участием представителя собственников помещений, с учетом действующих норм продолжительности эксплуатации инженерных систем конструктивных элементов многоквартирного дома;

- расчетная сметная стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в срок до ДД.ММ.ГГГГ по каждому виду работ отдельно и в целом по дому в текущих ценах с возможностью ежегодной корректировки с учетом изменения индекса потребительских цен;

- Фонд письменно уведомляет собственника помещения в многоквартирном доме о ежемесячном и суммарном размере его взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и реквизитах банковского счета, на котором Фондом осуществляется аккумулирование взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также обо всех изменениях указанных сведений;

- средства, полученные Фондом от собственника помещений в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме без его согласия не могут быть использованы для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах;

- Фонд несет ответственность перед собственником помещений в многоквартирном доме за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными Фондом, в размере полного возмещения причиненных убытков;

- убытки, причиненные собственнику помещений в многоквартирном доме в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт, увеличенном на опубликованные Банком России и имевшие место в соответствующие периоды средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц;

- обеспечение исполнения обязательств Фонда перед собственником помещений осуществляется в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем заключения Фондом договора страхования своей ответственности на сумму расчетной сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предоставления независимой гарантии или иного вида обеспечения на указанную сумму.

Также истцы просят обязать Фонд определить расчетную стоимость капитального ремонта, сроки выплаты необходимой суммы и сумму взносов на капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В обоснование иска ФИО6 указали, что являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. Им как собственникам помещения в многоквартирном доме принадлежит также доля в праве общей собственности на общее имущество данного дома, которая пропорциональная размеру общей площади квартиры истцов. Соответственно, на истцов возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение, включая взнос на капитальный ремонт. Данный платеж имеет индивидуальную природу, так как возникает у конкретного гражданина (или организации) – собственника помещения в многоквартирном доме. Поэтому региональный оператор обязан вести учет средств, поступивших на его счет в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении каждого собственника. Таким образом, права и обязанности истцов, связанные с внесением взноса на капитальный ремонт, носят индивидуальный (личный) характер, но при этом действуют в отношении имущества всего многоквартирного дома. Многоквартирный дом истцов, где находится принадлежащая им квартира, включен в Региональную программу капитального ремонта как единый объект. Объектом капитального ремонта, таким образом, является общее имущество многоквартирного дома, принадлежащее на праве общей собственности всем собственникам помещений дома, включая истцов. Поэтому истцам принадлежат права и обязанности, связанные с внесением взноса на капитальный ремонт всего общего имущества в конкретном многоквартирном доме, которые подлежат судебной защите. Фонд является лицом, у которого возникли обязательства по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, является региональным оператором региональной системы капитального ремонта многоквартирного дома. В целях защиты своих прав истцы считают необходимым определить условия исполнения ответчиком его обязательств по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик уклоняется от определения таких условий, в связи с чем возникла юридическая неопределенность в исполнении обязательств ответчиком, тем самым нарушено право истцов на обеспечение надлежащего капитального ремонта принадлежащего им на праве собственности общего имущества в многоквартирном доме. Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является ни налоговым, ни фискальным платежом, представляет собой гражданско-правовую обязанность, производную от права собственности на недвижимое имущество. Отношения по уплате взноса на капитальный ремонт имеют гражданско-правовой обязательственный характер, следовательно, истцы и ответчик являются равными участниками возникших между ними отношений, эти отношения подчиняются принципам диспозитивности. Соответственно, у ответчика перед истцами в силу требований закона возникают определенные обязательства. Ранее статья 181 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусматривала заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Исключение данных норм в настоящее время порождает правовую неопределенность и создает угрозу нарушения жилищных прав истцов. Действующей редакцией Жилищного кодекса Российской Федерации не в полном объеме урегулированы условия исполнения обязательств по обеспечению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Отсутствие конкретизированных условий исполнения ответчиком обязательств по капитальному ремонту общего имущества, собственниками которого являются истцы, противоречит законодательству, препятствует реализации истцами гражданских и жилищных прав собственников помещений. В то же время действующее законодательство не содержит препятствий к тому, чтобы существенные условия реализации права на проведение капитального ремонта общего имущества были определены соглашением участников данных отношений. Наличие договора между истцами и ответчиком является обязательным условием для защиты законных прав истцов. Фонд, отказываясь от заключения договора, фактически отказывается от определения условий исполнения обязательств по проведению капитального ремонта. Перечисленные в ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности регионального оператора свидетельствуют о том, что между ним и собственником помещения складываются смешанные гражданско-правовые отношения. Кроме того, истцы являются потребителями услуг по капитальному ремонту, поэтому в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответчик обязан своевременно предоставить им необходимую и достоверную информацию о данных услугах.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов установлены действующим жилищным законодательством, правовая неопределенность в отношении имеющихся у Фонда перед истцами обязательств отсутствует. В том числе, жилищным законодательством установлены сроки, в рамках которых Фондом должно быть организовано проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома истцов, а также порядок изменения этих сроков в случае возникновения такой необходимости. Мнение истцов об обязательности заключения между Фондом и ними договора является ошибочным и не основано на законе. Требования истцов фактически основаны на их несогласии с действующим жилищным законодательством, определяющим порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, и не связаны с какими-либо нарушениями прав истцов со стороны Фонда. По сути требования истцов заключаются в установлении конкретно для них иного правового регулирования отношений по организации проведения капитального ремонта. Мнение истцов о том, что Фонд обязан определить сметную стоимость капитального ремонта общего имущества их многоквартирного дома, противоречит установленному порядку определения стоимости работ по капитальному ремонту. Законодательство о защите прав потребителей не применяется к отношению между Фондом и истцами. Сложившиеся и будущие правоотношения между сторонами, связанные с проведением капитального ремонта, не обусловлены оказанием последним возмездных услуг, а связаны с выполнением публично значимых функций регионального оператора.

Истцы ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, суд признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы ФИО6 являются сособственниками квартиры по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п.5 ч.2).

Согласно ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взносы на капитальный ремонт, которые уплачиваются собственниками ежемесячно.

Часть 1 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривала обязанность собственников помещений в многоквартирном доме заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ указанная норма изменена, изменения, внесенные в данную норму права, исключили указанную обязанность и установили возникновение прав и обязанностей сторон из норм закона.

При этом следует отметить, в силу ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку в настоящее время обязанность заключить договор с региональным оператором в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в обязательном порядке, у собственников помещений многоквартирного дома отсутствует, никакими нормативными правовыми актами не предусмотрено обязательное заключение договора между региональным оператором и собственниками помещений в многоквартирном доме, суд не вправе возложить на ответчика обязанность заключить с истцами договор, определяющий их взаимные права и обязанности.

Кроме того, в соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1). Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2). Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3).

Жилищным кодексом Российской Федерации определены также: правовое положение регионального оператора (ст. 178), его функции (ст. 180), обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 182), ответственность (ст. 188).

Статьей 181 Жилищного кодекса Российской Федерации определены порядок формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, права и обязанности регионального оператора и собственников помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок учета фондов капитального ремонта региональным оператором, а статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.

На территории <адрес> отдельные отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории <адрес>».

Статьей 9 указанного Закона установлен порядок определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта.

Главой 5 этого же Закона определены отдельные вопросы деятельности регионального оператора (статьи 19 – 29).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2015 - 2044 годы.

В перечне многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, являющимся приложением к указанной Региональной программе, значится многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, также в данном приложении определены виды услуг и работ по капитальному ремонту указанного дома (ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, услуги строительного контроля), и срок их проведения – 2030-2032 годы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 643-ПП утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2018 - 2020 годы на территории <адрес>. В указанном Плане многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не указан.

Таким образом, с учетом срока, установленного указанной выше Региональной программой капитального ремонта, обязанность Фонда по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится квартира истцов, еще не наступила.

Кроме того, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 833-ПП утверждены минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2015 - 2017 годы, и размер оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2015 - 2017 годы.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2018 - 2020 годы, а также размер оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома на 2018 - 2020 годы утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 702-ПП.

Таким образом, вопреки утверждениям истцов, какой-либо правовой неопределенности в отношениях между ними и ответчиком не имеется. Обязанности регионального оператора по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, порядок формирования фонда капитального на счете регионального оператора, ответственность регионального оператора порядок, сроки проведения капитального ремонта, работы и услуги по капитальному ремонту, размер взноса на капитальный ремонт, размер оценочной стоимости капитального ремонта, определены Жилищным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами <адрес>.

Что касается требования истцов об обязании ответчика определить расчетную стоимость капитального ремонта, сроки выплаты необходимой суммы и сумму взносов на капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, то оснований для его удовлетворения также не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 190 Жилищного кодекса Российской Федерации размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утвержден размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2018 год.

В соответствии с паспортом Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2015-2044 годы (раздел 4) в целях реализации Программы, определения стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> утверждаются краткосрочные (сроком на три года) планы реализации Программы в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются, в том числе, с целью уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2018 - 2020 годы на территории <адрес> предусматривает Перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и их стоимости, который приведен в приложении N 2 к Краткосрочному плану.

Таким образом, поскольку многоквартирный дом, где расположено принадлежащее истцам жилое помещение, не включен в указанный Краткосрочный план, стоимость работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества этого многоквартирного дома в настоящее время не может быть определена. Как обоснованно указано ответчиком, стоимость таких работ может быть установлена только при наступлении срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома истцов, в соответствии с действующими в этот момент нормативными правовыми актами <адрес>, при этом не исключена возможность корректировки стоимости работ по причине выявления необходимости проведения дополнительных работ уже после начала проведения капитального ремонта.

Следует также отметить, что согласно ч. 3,4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются <адрес>, а непосредственная разработка краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемого <адрес>, осуществляется уполномоченным органом, каковым согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194-ПП является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Безосновательна ссылка истцов на положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», так как в спорных отношениях региональный оператор не выступает в качестве исполнителя работ (услуг), приобретаемых истцами как потребителями по возмездному договору, заключенному с Фондом. Как указывалось выше, права и обязанности сторон возникают из закона, а не из договора.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова