УИД-16RS0046-01-2022-009453-38
... Дело № 2-6108/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2022 г. г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре судебного заседания З.Р. Сагдеевой, при ведении аудиопротоколирования судебного заседания, рассмотрев гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
о возложении обязанности провести работы по сохранению объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее – истец) обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее – ответчик) о возложении обязанности провести работы. В обоснование иска указано, что на территории муниципального образования «Николаевский район находится объект культурного наследия регионального значения «Башня XVII в.» расположенный по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. Канадей восточная половина заречной части села, поставлен на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16.05.1968 г. № 345/11 «О дополнительном списке памятников истории и культуры г. Ульяновска и Ульяновской области, подлежащих охране как памятники государственного и местного значения» (далее – объект культурного наследия). Регистрационный номер объекта культурного наследия в реестре: .... По результатам осмотра специалистом управления объекта культурного наследия зафиксировано: что здание руинированное, сохранилось две стены не полностью. Ульяновская область не принимала в собственность вышеуказанный объект культурного наследия. Таким образом, объект относится к федеральной собственности. Законным владельцем объекта культурного наследия является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области. Управлением в адрес законного владельца направлялась претензия от 20.04.2022 г. № 73-АГ-25/11710исх, с требованием произвести работы по сохранению объекта культурного наследия. До настоящего времени, требования регионального органа охраны объектов культурного наследия законным владельцем не выполнены. В ответе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области указано, что функция по сохранению объекта культурного наследия регионального значения относится к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ, но данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Башня XVII в.», расположенного по адресу: Николаевский район, с. Канадей, восточная половина заречной части села.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в удовлетворении иска возражал.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Выслушав представителя ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст. 47.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу ч. 11 ст. 47.6 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «Николаевский район находится объект культурного наследия регионального значения «Башня XVI расположенный по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. Канадей восточная половина заречной части села, поставлен на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16.05.1968 г. № 345/11 «О дополнительном списке памятников истории и культуры г. Ульяновска и Ульяновской области, подлежащих охране как памятники государственного и местного значения».
Регистрационный номер объекта культурного наследия в реестре: 731711297300005.
По результатам осмотра специалистом управления объекта культурного наследия зафиксировано: что здание руинированное, сохранилось две стены не полностью.
Пунктами 1, 4, 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными организациями.
Согласно п. 2 Приказа Минкультуры России от 13.01.2016 г. № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее – проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
На основании ч. 10 ст. 9.1. указанного Федерального закона полномочия федеральных органов исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 7.1. ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в отношении памятников и ансамблей, расположенных в границах территорий достопримечательных мест, утверждаются охранные обязательства.
Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр (ч. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Специальный круг субъектов, ответственных за выполнение охранного обязательства, определен в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности (абз. 2 - 8 ч. 11 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
Охранное обязательство оформляется в отношении объекта охраны и обязательно для всех собственников такого объекта.
Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обращалось к ответчику письмом от 20.04.2022 г. № 73-АГ-25/1170 по вопросу подписания акта технического состояния объекта культурного наследия - «Башня XVIIв.», расположенного по адресу: Николаевский район, с. Канадей, восточная половина заречной части села.
Рассмотрев данное обращение МТУ Росимущества направлен ответ следующего содержания.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации согласно ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 39 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Согласно п. 36 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, функции по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Часовня при Покровском храме (каменная шатровая постройка, известная под названием «Башня» конца XVII - XVIII века» относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ.
Спорный объект культурного наследия не является объектом федерального значения, а лишь регионального значения.
Следовательно, в рассматриваемом споре Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком.
Суд полагает, с учетом установленных обстоятельств, учитывая, что ответчик полномочиями по финансированию программ федерального значения не обладает, не является распорядителем бюджетных средств, что каких-либо нарушений в данный момент со стороны ответчика не имеется и, с учетом установленных по делу обстоятельств, требования истца считает не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности провести работы по сохранению объектов культурного наследия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
...
...
Судья А.Р. Галиуллин
Решение20.10.2022