ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-610/2016 от 26.04.2016 Кондопожского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-610/2016.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.И.

при секретаре Клименко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной В. С. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК о включении в страховой, общий трудовой и в льготный стаж периода работы, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ответчик не включил в страховой, общий трудовой и стаж работы в районах Крайнего Севера период ее работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в Костомукшском кооперативе «Фонограф» в должности бухгалтера. В ее трудовой книжке имеется запись о приеме и об увольнении, в архивах сведений о работе кооператива не имеется. Ответчиком отказано во включении данного периода в стаж ввиду того, что запись о приеме на работу заверена не печатью кооператива, а отделом кадров Костомукшского городского производственного управления бытового обслуживания населения, запись об увольнении заверена подписью не председателя кооператива и печатью не кооператива. Ссылаясь на действующее в спорный период законодательство о кооперации, считает необоснованным отказ ответчика. Указывает, что незаконными действиями ответчика ей были причинены моральные страдания. Просит обязать ответчика включить в страховой, общий трудовой и в льготный стаж период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в Костомукшском кооперативе «Фонограф» в должности бухгалтера, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

В судебное заседание истец не явилась, извещена, ранее в судебном заседании поддержала требования, дополнительно пояснила, что <...> родила ребенка, однако ни в отпуске, ни на больничном не находилась, по истечении какого-то непродолжительного периода времени приступила к своим обязанностям бухгалтера. Все документы проходили через Костомукшскую мэрию, все подписи и печати ставили в Костомукшском ГПУ БОН.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кудлай Д.А. поддержал позицию, изложенную в иске, дополнительно пояснил, что основным документом, подтверждающим период работы истца, является трудовая книжка, в которой записи о приеме и об увольнении имеются, записи выполнены и заверены тем органом, при котором был создан кооператив. Периоды нахождения на больничном и в отпуске по уходу должны засчитываться в стаж до октября 1992 года. До 2002 года требований законодательства о необходимой занятости не менее 80 % для включения периодов работы в стаж МКС или на КС не было. Из устава кооператива следует, что в основном вся деятельность кооператива осуществлялась под руководством Костомукшского ГПУ БОН.

Представитель ответчика ГУ Управление ПФ РФ в г. Кондопога РК в судебное заседание не явился, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Верещагина И.В. пояснила, что с иском не согласна, поддерживает позицию, изложенную в протоколе комиссии, считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку в трудовой книжке истца записи о работе в спорный период заверены не самим кооперативом, а организацией, при которой был создан данный кооператив, хотя кооператив являлся самостоятельным юридическим лицом, иных архивных документов, подтверждающих период работы истца, не представлено. Доказательств полной занятости в спорный период времени также не представлено. В связи с чем не имеется оснований для включения спорного периода в стаж.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующим государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

На основании п. 3 указанного Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Пунктом 4 Правил № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в связи с работой в районах КС и приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5 Правил № ...).

Вместе с тем указанные Правила № 516 вступили в силу с 25.07.2002.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В период работы истца действовали Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Во исполнение Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» было принято Постановление Совмина СССР от 04.08.1956 № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Согласно пункту 108 Положения в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

Пунктом 109 Положения предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

Согласно ст. 67 Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» в стаж работы засчитывается работа, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях и кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

С 01.06.1993 введен в действие Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии со ст. 25 которого в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается пенсия: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

При подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта) (ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

Статья 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими изменениями) предусматривала аналогичные положения для назначения пенсии в связи с работой в МКС и на Крайнем Севере, как и в ст. 25 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно правовой позиции выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, является таким ограничением конституционного права, которое не может быть оправдано указанными в статье 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая изложенное, следует признать, что для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях действующим в период работы истца законодательством не было предусмотрено обязательной полной занятости, то есть не менее 80 % рабочего времени.

Судом установлено, что Ильина В.С. (<...>) является получателем трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.

Решением комиссии ответчика от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано во включении в страховой, общий трудовой и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в Костомукшском кооперативе «Фонограф» в должности бухгалтера по тем основаниям, что запись о приеме на работу заверена не печатью кооператива, а отдела кадров Костомукшского городского производственного управления бытового обслуживания населения; запись об увольнении заверена подписью не председателя кооператива, а старшего экономиста исполкома по работе с кооперативами, не печатью кооператива, а Плановой комиссии исполкома; в решении исполкома о прекращении деятельности кооператива не содержится дата увольнения Ильиной В.С.; прекращение деятельности (ликвидация) кооператива на основании п. 1 ст. 15 Закона о кооперации в ССР производятся по решению общего собрания.

Из трудовой книжки истца следует, что ХХ.ХХ.ХХ она принята в Костомукшский кооператив «Фонограф» по бытовому обслуживанию населения на должность бухгалтера, в основании указан Протокол общего собрания № ... от ХХ.ХХ.ХХ, запись заверена председателем кооператива и печатью Костомукшского городского производственного управления бытового обслуживания населения; ХХ.ХХ.ХХ уволена из кооператива «Фонограф» в связи с ликвидацией кооператива, в основании указано решение исполкома Костомукшского горсовета от ХХ.ХХ.ХХ, запись заверена подписью ст.экономиста исполкома по работе с кооперативами и печатью Плановой комиссии исполкома Костомукшского городского Совета народных депутатов.

В судебном заседании истец пояснила, что в спорный период работала бухгалтером в кооперативе «Фонограф», сдавала необходимую отчетность, вела бухгалтерскую документацию, производила начисления, за что получала заработную плату. Как такового режима работы не было, то есть не целый рабочий день, но всю работу, которая требовалась от бухгалтера, выполняла, могла работать и вечером. При ликвидации кооператива была ревизионная проверка, создана специальная комиссия, которая не выявила нарушений и наличия какой-либо задолженности, и было принято решение о ликвидации. При наличии задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей не было бы принято и решение о ликвидации кооператива.

При этом объяснения истца подтверждаются показаниями свидетеля И. , являющегося супругом истца, который пояснил, что его жена была принята на работу бухгалтером в кооператив «Фонограф», председателем которого он являлся, поскольку у нее было соответствующее образование, всего было трое работников кооператива, у которых была основная работа, и работой в кооперативе они занимались уже в свободное от основной работы время, и один работник бухгалтер – это его жена, для которой эта работа была основной. Бухгалтер занимался всей отчетностью и начислением заработной платы. Все записи в трудовой книжке заверялись в мэрии, и сама книжка хранилась в исполкоме, пока истец работала. Супруга в основном работала дома, все работники получали заработную плату, в том числе и бухгалтер.

Согласно решению исполнительного комитета Костомукшского городского совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ№ ... зарегистрирован устав кооператива «Фонограф» при городском производственном управлении БОН, принятый общим собранием кооператива ХХ.ХХ.ХХ, с числом членов кооператива три человека: председатель – И. , ревизор – Л. , бухгалтер – Ш. Определен размер уплаты подоходного налога в местный бюджет с доходов кооператива за вычетом расходов на материалы, амортизацию, оплату услуг сторонних организаций, транспортных расходов, расходов на пользование кредитом банка, взносов на государственное и социальное страхование. Костомукшскому ГПУ БОН в срок до ХХ.ХХ.ХХ поручено обеспечить кооператив приходно-расходными книгами в пронумерованном и прошнурованном виде для ведения бухгалтерского учета в установленном порядке, установлены сроки представления квартальной и годовой отчетности.

Из Устава кооператива «Фонограф» следует, что кооператив является организацией граждан, объединившихся на основе коллективного труда и самоуправления. Кооператив работает при Костомукшском ГПУ БОН. Режим работы с 18 ч. до 23 ч. ежедневно, в субботу и в воскресенье с 10 ч. до 15 ч. (п. 1) Кооператив ведет бухгалтерский и статистический учет в установленном порядке и несет ответственность за его достоверность (п. 12). Все работы в кооперативе выполняются его членами, а также работниками, принятыми в установленных случаях на работу в кооператив по трудовому соглашению. На лиц, работающих в кооперативе по трудовому соглашению, распространяется действие трудового законодательства. Работникам кооператива выплачивается заработная плата (п. 20). Члены кооператива подлежат государственному социальному страхованию в установленном законодательством порядке (п. 25). Кооператив назначается из числа своих членов, имеющих соответствующую квалификацию, или принимает на работу по трудовому соглашению бухгалтера. Бухгалтер кооператива несет ответственность и пользуется правами, установленными действующим законодательством для главных бухгалтеров объединений и организаций. Бухгалтер кооператива подчиняется непосредственно председателю кооператива. Методическое руководство и контроль за работой кооператива по вопросам организации бухгалтерского учета, составления отчетности и проведения финансовых операций осуществляется соответствующим службами органа управления, объединения, предприятия, организации, при которых созданы кооперативы, местными финансовыми органами (п. 34). Ликвидация кооператива производится по решению общего собрания членов кооператива или исполкома городского Совета народных депутатов. Общее собрание членов кооператива, принявшее решение о ликвидации кооператива, назначает ликвидационную комиссию, а при ликвидации кооператива по решению исполкома районного (городского) Совета народных депутатов им назначается ликвидационная комиссия (п. 39).

Решением исполнительного комитета Костомукшского городского Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ№ ... утвержден протокол общего собрания № ... от ХХ.ХХ.ХХ членов кооператива «Фонограф», принявшего решение о ликвидации кооператива, и акт ликвидационной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ.

В соответствии со ст. 11 Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988, действовавшего в период работы истца, кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов.

Согласно ст. 15 Закона СССР «О кооперации в СССР» реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и прекращение деятельности (ликвидация) кооператива производятся по решению его общего собрания. Деятельность кооператива может быть прекращена также по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего кооператив, в установленных законом случаях.

В силу п. 5 ст. 25 Закона СССР «О кооперации в СССР» члены кооператива, своим трудом участвующие в его деятельности, подлежат социальному страхованию и социальному обеспечению наравне с рабочими и служащими. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж.

Кооператив для реализации предоставляемых членам кооператива и лицам, работающим в нем по трудовому договору, прав по социальному страхованию и социальному обеспечению вносит в фонд государственного социального страхования и в Пенсионный фонд СССР отчисления от своих доходов в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. Кооператив должен в месячный срок со дня регистрации в установленном порядке зарегистрироваться в качестве страхователя. Суммы взносов в фонд государственного социального страхования и в Пенсионный фонд СССР, не внесенные кооперативом в установленный срок, взыскиваются в бесспорном порядке по представлению органов, осуществляющих социальное страхование и пенсионное обеспечение. Кооператив вправе обжаловать такое взыскание в суд или арбитраж (п. 6 ст. 25 Закона СССР «О кооперации в СССР»).

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с последующими его изменениями и дополнениями, г. Костомукша отнесен к районам Крайнего Севера.

Согласно свидетельству о рождении № ... у истца ХХ.ХХ.ХХ родился сын И.

Согласно ст. 165 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период работы истца, женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

На основании ст. 167 КЗоТ РСФСР, кроме отпуска по беременности и родам, женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 30.03.1970 время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе, при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и льготных размерах.

Пункт 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», предусматривал, что с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии со ст. 71 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, в редакции закона СССР от 22.05.1990 № 1501-1 женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов и, по их желанию, при наличии общего трудового стажа не менее одного года (женщинам, не достигшим восемнадцати лет, - независимо от продолжительности трудового стажа) частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Работающим женщинам, не имеющим годичного стажа работы, пособие по уходу за ребенком выплачивается в половинном размере.

Кроме указанных отпусков женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала статья 167 КЗоТ РФ, предусматривающая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истец в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ работала в Костомукшском кооперативе «Фонограф» в должности бухгалтера в г. Костомукша, который отнесен к районам Крайнего Севера, следовательно, требования истца о включении указанного периода работы в страховой, общий трудовой и в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежит удовлетворению.

Заверка записи о приеме на работу не печатью кооператива и об увольнении не подписью председателя и не печатью кооператива не могут быть расценены как отсутствие осуществления истцом своих трудовых обязанностей бухгалтера в кооперативе «Фонограф». Неправильное ведение записей в трудовой книжке истца не может ущемлять ее право на включение спорного периода в требуемый стаж, предусмотренного действующим в период работы законодательством.

Согласно ст. 151 ГК РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения ему нравственных или физических страданий в результате нарушения ответчиком его личных неимущественных прав либо посягательств на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Кроме того, к пенсионным правоотношениям не могут быть применены нормы гражданского права, а пенсионное законодательство РФ не содержит норм права, обязывающих ответчика возмещать моральный вред в указанной сфере.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Истец связывает причинение ему морального вреда с не включением спорного периода в стаж, следовательно, и выплатой пенсии в повышенном размере, т.е. с нарушением его имущественных интересов, а законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога Республики Карелия включить Ильиной В. С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, в страховой, общий трудовой и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в Костомукшском кооперативе «Фонограф» в должности бухгалтера.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Макарова

Решение в окончательной форме принято 29.04.2016.