ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-610/2021 от 18.10.2021 Якшур-бодьинского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Трудолюбовой Е.И. единолично, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «<адрес>» (далее – Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь: пневматический тир по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>. Исковые требования мотивированы следующим.

ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, - Якшур-Бодьинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, по заявлению Администрации МО «<адрес>» был принят на учет в качестве бесхозяйного следующий объект недвижимого имущества:

- нежилое здание – пневматический тир по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый (номер записи: 18:24:111056:28-18/012/2020-1У), что подтверждает Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Собственники указанного недвижимого имущества неизвестны. В течение одного года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества никто своих прав на данный объект не заявил, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-105349219, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике. Указанное имущество также не является собственностью Российской Федерации и собственностью Удмуртской Республики, а также муниципального образования «Якшур-Бодьинское» и не учитывается в соответствующих реестрах имущества.

Спор о праве отсутствует.

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно п.4 ч.1, ч. 3 и 4 ст. 14 указанного Федерального закона, а также ст. 7.4 Закона УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с Законом УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории <адрес> Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее – Закон УР -РЗ) преобразованы следующие муниципальные образования, образованные на территории <адрес> Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «<адрес>» и наделенные статусом сельских поселений: муниципальное образование «Большеошворцинское», муниципальное образование «Варавайское», муниципальное образование «Кекоранское», муниципальное образование «Лынгинское», муниципальное образование «Мукшинское», муниципальное образование «Пушкаревское», муниципальное образование «Селычинское», муниципальное образование «Старозятцинское», муниципальное образование «Чернушинское», муниципальное образование «Чуровское», муниципальное образование «Якшурское», муниципальное образование «Якшур-Бодьинское» путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований (ч.1 ст.1). Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа (далее – муниципальное образование «<адрес> Удмуртской Республики»).

При этом, согласно ч.4 ст.1 вышеуказанного Закона УР -РЗ сельские поселения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, и муниципальное образование «<адрес>» утрачивают статус муниципальных образований, а муниципальное образование «<адрес> Удмуртской Республики» считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.

Закон УР -РЗ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (ч.1 ст.10).

Указанный Закон УР -РЗ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети «Интернет»: http://www.udmurt.ru (номер опубликования: 02140520210897).

Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать право муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на бесхозяйный объект недвижимого имущества: пневматический тир по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый .

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Администрации ФИО6» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений УР ФИО3 представила в суд пояснения на заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, указав, что в Реестре государственного имущества УР данный объект не учитывается. Министерство имущественных отношений УР не возражает против удовлетворения требований заявителя, самостоятельных требований по существу спора не имеет.

Представитель заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес>ФИО4 представила в суд пояснения на заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что в соответствии с положением о Межрегиональном территориальном управлении, утверждённым приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных предприятий и учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Удмуртской Республики и <адрес> и иного федерального имущества, расположенного на территории Удмуртской Республики и <адрес>, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Указанный в исковом заявлении объект недвижимого имущества в Реестре федерального имущества не учитывается, к объектам федеральной собственности не относится. Межрегиональное территориальное управление каких-либо правопритязаний на указанное недвижимое имущество не имеет.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Удмуртской Республике на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного объекта недвижимого имущества: пневматический тир по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правообладателях либо собственнике спорного объекта недвижимости, а также правопритязания на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия зарегистрированных прав на спорный объект.

По информации МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об указанном объекте в реестре федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

По информации Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об указанном объекте в реестре государственного имущества Удмуртской Республики отсутствуют.

Из справки Администрации МО ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципального имущества ФИО8» информация на указанный объект отсутствует.

Из материалов дела следует, что с момента постановки спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи иные лица не обращались с заявлениями о регистрации права собственности на спорный объект.

Пунктом 6 ч.1 ст. 262 ГПК РФ установлено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно ч.2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Судом установлено, что спорный объект расположен в административных границах ФИО9» <адрес>.

В соответствии с п.4 ч.1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7.4 Закона УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Кроме того согласно пункта 28 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с частью 1 статьи 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч.1 ст. 1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории <адрес> Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» преобразованы следующие муниципальные образования, образованные на территории <адрес> Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования "<адрес>" и наделенные статусом сельских поселений: муниципальное образование "Большеошворцинское", муниципальное образование "Варавайское", муниципальное образование "Кекоранское", муниципальное образование "Лынгинское", муниципальное образование "Мукшинское", муниципальное образование "Пушкаревское", муниципальное образование "Селычинское", муниципальное образование "Старозятцинское", муниципальное образование "Чернушинское", муниципальное образование "Чуровское", муниципальное образование "Якшурское", муниципальное образование "Якшур-Бодьинское", путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 1 Закона УР -РЗ вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа (далее - муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики").

Согласно ч.4 ст. 1 Закона УР -РЗ сельские поселения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, и муниципальное образование "<адрес>" утрачивают статус муниципальных образований, а муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики" считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона УР -РЗ данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru - ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч.5 ст. 1 Закона УР -РЗ со дня вступления в силу настоящего Закона и до формирования органов местного самоуправления муниципального образования "<адрес> Удмуртской Республики" в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования "<адрес> Удмуртской Республики", устанавливается переходный период.

В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления муниципального образования "<адрес> Удмуртской Республики", органы местного самоуправления сельских поселений, муниципального образования "<адрес>" и муниципального образования "<адрес> Удмуртской Республики" осуществляют свою деятельность с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Поскольку прежний собственник указанного объекта недвижимости неизвестен, год со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет истек, правопритязаний на него не зарегистрировано, суд считает заявленное требование законным и обоснованным; спор о праве в данном деле не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» на бесхозяйный объект недвижимого имущества: пневматический тир по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; назначение объекта: нежилое здание; кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.И. Трудолюбова