ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-610/2022 от 18.03.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2- 610/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Гриценко Л.В.,

при помощнике судьи Акимове А.В.

с участием прокурора Воробьевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка к муниципальному автономному учреждению культуры «Городской дворец культуры г.Липецка, департаменту культуры и туризма администрации г.Липецка о возложении обязанности принять меры по надлежащей охране объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Липецка обратился с иском к муниципальному автономному учреждению культуры «Городской дворец культуры г.Липецка, департаменту культуры и туризма администрации г.Липецка, указывая на то, что МАУК «ГДК» по адресу: <адрес> осуществляется деятельность в сфере культуры. На основании приказа председателя департамента культуры администрации г.Липецка от 20.05.2019 г. создана межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) указанного объекта. По результатам обследования составлен акт, согласно которому объекту присвоена I категория опасности. В ходе проверки, проведённой в мае 2021 года, установлено, что в нарушение действующего законодательства физическая охрана МАУК «ГДК» г.Липецка сотрудниками (работниками) частных охранных организаций подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации не осуществляется. В связи с чем просит обязать МАУК «ГДК» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: г.Липецк, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации). Обязать департамент культуры и туризма администрации города Липецка выделить финансирование МАУК «ГДК» г.Липецка на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Липецка Воробьева О.А. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Директор МАУК «ГДК» г.Липецка ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие финансирования и недостаточность собственных денежных средств для выполнения мероприятий, а также на то, что МАУК «ГДК» предпринимались меры по выделению дополнительного финансирования.

Представитель департамента культуры и туризма администрации г.Липецка по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования прокурора оспорила, ссылаясь на отсутствие финансирования на данные цели в бюджете г.Липецка.

Представитель третьего лица - администрации г.Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Департамента финансов требования не признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 ФЗ РФ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176 (далее Требования).

Согласно п.1 Требований настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов - территорий).

В соответствии с п.3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Пунктами 20 - 25(1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

В частности, п.26 Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(1) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

В соответствии с Уставом МАУК «ГДК» г.Липецка учреждение создано в целях осуществления органов местного самоуправления г.Липецка в сфере культуры путем выполнения заданий Учредителя.

Учредителем МАУК «ГДК» г.Липецка является администрация города Липецка, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляет департамент культуры и туризма администрации города Липецка.

Деятельность МАУК «ГДК» г.Липецка осуществляется по адресу <адрес>.

На основании приказа председателя департамента культуры администрации города Липецка от 20.05.2019 г. межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) проведено обследование указанного объекта по адресу: <адрес>.

По результатам обследования составлен акт, согласно которому объекту присвоена 1 категория опасности. Установлен срок на заключение договора на физическую охрану – в течение 2019 г.

По результатам проверки, проведённой в мае 2021 года, установлено, что в нарушение Требований физическая охрана МАУК «ГДК» г.Липецка сотрудниками (работниками) частных охранных организаций, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации не осуществляется.

В силу п. 3.8. Устава МАУК «ГДК» г.Липецка финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет: денежных средств, выделяемых Учредителем в счет финансового обеспечения выполнения его заданий, субсидий и субвенций, выделяемых из городского бюджета, доходов от оказываемых платных услуг, относящихся к основной деятельности, спонсорских и благотворительных взносов, доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении либо принадлежащего ему на праве собственности, иных источников, разрешенных действующим законодательством

В соответствии с Положением «О департаменте культуры и туризма администрации города Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов № 485 от 29.08.2017 г., департамент является отраслевым (функциональным) органом - структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию её полномочий в сфере культуры, искусства и туризма на территории города Липецка. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В функции департамента входит осуществление от имени администрации города Липецка полномочий учредителя муниципальных учреждений культуры; формирование муниципальных заданий для муниципальных учреждений; финансирование и осуществление контроля за их исполнением; осуществление администрирования доходов бюджета города Липецкая в части средств, определяемых бюджетом города Липецка на очередной финансовый год и плановый период; участие в формирование бюджета города Липецка в части определения объёмов финансирования деятельности муниципальных учреждений; осуществление функций получателя и главного распорядителя средств бюджета г.Липецка, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на департамент задач.

В связи с выявленными нарушениями требований антитеррористической защищенности 21.05.2021 г. в адрес директора МАУК «ГДК» г.Липецка, а также председателя департамента культуры и туризма администрации города Липецка внесены представления.

По результатам рассмотрения представлений в прокуратуру района направлена информация, согласно которой ведется работа по устранению выявленных нарушений.

Вместе с тем по результатам проверки исполнения требований названных представлений, проведенной в декабре 2021 года, установлено, что надлежащая охрана МАУК «ГДК» г.Липецка в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры по-прежнему не осуществляется.

Отсутствие физической охраны МАУК «ГДК» г.Липецка отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних посетителей и работников учреждения.

Осуществление деятельности МАУК «ГДК» г.Липецка при наличии обозначенных нарушений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан (неопределённому кругу лиц), а также ущерб имуществу.

Таким образом, МАУК «ГДК» г.Липецка не исполняются обязанности по созданию безопасных условий деятельности в сфере культуры по обеспечению антитеррористической защищенности зданий, специально предназначенных для проведения культурно-массовых и (или) спортивных мероприятий, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму.

Доводы директора МАУК «ГДК» г.Липецка об отсутствии финансирования и недостаточность собственных денежных средств для выполнения мероприятий, а также, что учреждением предпринимались меры по выделению дополнительного финансирования, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не освобождают учреждение от выполнения вышеуказанных мероприятий, тем более, что учреждением не представлено достаточных и убедительных доказательств невозможности выполнить мероприятия и осуществить финансирование (в том числе на отдельный период) за счет внебюджетных источников, предпринимаемые учреждением меры для получения дополнительных ассигнований от распорядителя бюджетных средств явно недостаточны.

Как было указано, учредителем МАУК «ГДК» г.Липецка является департамент культуры и туризма администрации города Липецка, который, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обязан финансировать мероприятия в области противодействия терроризму.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств в числе прочего обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Департаментом не предоставлено суду доказательств, подтверждающих исполнение обязанностей по надлежащему планированию и обеспечению финансирования подведомственного учреждения, исходя из предоставленных бюджетных полномочий в указанной сфере.

При таких обстоятельствах требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подп. «е» п.11 Требований комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) определяет в числе прочего сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Как было указано выше, сроки выполнения мероприятий определены комиссией - в течение 2019 года.

Однако в нарушение указанного срока мероприятия как в 2019г. и 2020г, так и в течение 2021 года и до настоящего времени не выполнены.

С учетом данных обстоятельств суд соглашается с доводами прокурора о необходимости установления срока выполнения мероприятий для департамента – в течение четырех месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу, а для МАУК «ГДК» г.Липецка– в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать муниципальному автономному учреждению культуры «Городской дворец культуры г.Липецка в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: <адрес>, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).

Обязать департамент культуры и туризма администрации города Липецка предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) автономного учреждения культуры «Городской дворец культуры г.Липецка МБУ ДО «ДШИ № 2» г.Липецка на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г.Липецка в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Гриценко

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2022 года