К делу №2-6115/2021
61RS0022-01-2021-012658-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.
при секретаре Демьянюк И.Е.,
с участием помощника транспортного прокурора Волох И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации, к ФИО2 о возмещении в доход федерального бюджета бюджетных денежных средств, затраченных на обучение в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
У С Т А Н О В И Л :
Санкт-Петербургский транспортный прокурор, в защиту интересов Российской Федерации, обратился с иском к ФИО2 о возмещении бюджетных денежных средств, затраченных на обучение, в порядке статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. В обосновании исковых требований указано, ответчик с 07.06.2018г. по 31.01.2020г. проходил обучение по заочной форме в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по профилю «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов». Зачислен на обучение на первый курс приказом ректора от 07.06.2018г. №06-3-0420, отчислен приказом и.о. ректора от 31.01.2020 №13.05-3-0085, таким образом, обучался в учебном заведении на протяжении трех семестров. В соответствии с расчетом сумм на обучение студентов из средств федерального бюджета, представленным руководителем департамента экономики и финансов Университета ФИО5 на запрос Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры от 17.05.2021г. №2-20/2021, стоимость обучения за весь период обучения ФИО2 составила 44 694 рубля 25 копеек. Поступление ФИО2 на первый курс заочного факультета СПб ГУГА по профилю «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки должностному лицу из числа руководства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»: данный факт установлен приговором Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2019 года по уголовному делу №1-410/19. Указанным приговором ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.291 Уголовного кодекса РФ, ему назначен штраф в размере 60 000 рублей.
Поскольку поступление ФИО2 на обучение заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки, - истец считает, что имеются достаточные основания для взыскания с ответчика бюджетных денежных средств, затраченных на обучение.
Истец просит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации государства на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возмещения бюджетных денежных средств, затраченных на обучение по профилю Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» денежные средства в размере 44 694 рубля 25 копеек.
В судебном заседании Санкт-Петербургский транспортный прокурор в лице представителя Волох И.О., действующей на основании доверенности от 2021г., исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенные в них обстоятельства и просил удовлетворить заявленные требования.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, направил в суд возражения на исковое требовании в которых указал, что на момент его обучение в университете, стоимость обучения составила 70 000 рублей. за один год обучения. До момента заведения уголовного дела, он посетил университет 1 раз, то есть находился на обучении 1 день. Считает, что сумма иска слишком велика для одного дня обучения.
В отсутствие ответчика ФИО2 дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» о времени и месте судебного разбирательства извещено судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, представителя не направило.
В судебном заседании была произведена замена третьего лица по данному делу – государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области на государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области.
Представитель третьего лица - государственного учреждения Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области ФИО3, действующий на основании доверенности от 01.06.2021г., в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом. Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц и их представителей.
Выслушав представителя Санкт-Петербургского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры – помощника транспортного прокурора Волох И.О., действующую на основании доверенности от 22.10.2021г., оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
ФИО2 совершил дачу взятки, выразившуюся в передаче денежных средств в значительном размере должностному лицу из числа руководства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» за совершение заведомо незаконных для него действий, при непосредственном содействии иного лица, а именно зачисления его (ФИО2) в качестве студента в Университет без установленной процедуры прохождения вступительных экзаменов по профилю «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» на бюджетную форму обучения и без фактического присутствия во время проведения приемной комиссии, что подтверждено приговором Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2019 года по уголовному делу №1-410/19. Указанным приговором ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.291 Уголовного кодекса РФ, ему назначен штраф в размере 60 000 рублей.
07.06.2018г. ФИО2 приказом ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» зачислен на первый курс заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по профилю «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов», при этом вступительных экзаменов ответчик не сдавал, отсутствовал а во время проведения приемной комиссии.
Как следует из приговора, в марте 2018г. ФИО2 договорился с ФИО7 о передаче ему денежных средств в размере 60 000 рублей за то, чтобы ФИО8 организовал ему незаконное поступление в СПб ГУГА. ФИО8 пообещал ФИО2 организовать беспрепятственное поступление в СПб ГУГА без прохождения вступительных экзаменов и отборочных комиссий и сообщил, чтобы он ожидал своего поступления, результаты которого опубликуют на официальном сайте университета. ФИО2 понимал, что предлагаемая ФИО8 схема поступления в СПб ГУГА является незаконной, но, так как у него было желание получить высшее образование, он готов был дать взятку за поступление в университет, так как понимал, что с имеющимися у него знаниями он не поступит на бюджетное отделение СПб ГУГА. После вышеуказанных действий на официальном сайте СПб ГУГА он увидел свою фамилию в приказе о зачислении на первый курс заочного факультета. На вступительных экзаменах он не присутствовал. Все вступительные экзамены были им написаны собственноручно у ФИО8 в служебном кабинете.
ФИО2 в ходе рассмотрения уголовного дела №1-410/19 в отношении него свою вину в инкриминируемом ему преступлении, предусмотренном ч.3 ст.291 УК РФ, признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, обязался впредь подобного не повторять, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
Согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в случае установления факта нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры — утвержден Приказом Миннауки России от 14.10.2015 N 1147. Для этого состава правонарушения вина студента должна быть в форме умысла. Противоправное поведение состоит в совершении таких деяний, которые выявлены после зачисления гражданина в качестве студента в определенный вуз.
ФИО2 отчислен из учебного заведения приказом и.о. ректора от 31.01.2020г. по основанию нарушения порядка приема в университет, повлекшего по его вине незаконное зачисление.
На основании п. 2 ч.2 ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Факт нарушения ФИО2 порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию доказан вступившим в законную силу приговором Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2019 года по уголовному делу №1-410/19 в отношении ФИО2, <дата> года рождения.
Согласно ч. 1- 3 ст. 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 100 ФЗ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема утверждается: правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации; органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В соответствии со ст. 69 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998г. №145-ФЗ денежные средства - бюджетные ассигнования федерального бюджета выделенные на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в целях реализации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» государственного задания, объем бюджетных ассигнований рассчитывается на основании нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества, затрат на уплату налогов, затрат на оплату труда и начисления выплат по оплате труда, приобретение материальных запасов, учебной литературы, повышение квалификации, организацию учебного процесса коммунальные услуги, услуг связи, транспортные услуги, указанные ассигнования выделяются путем предоставления субсидий на основании соглашения. Указанное соглашение в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998г. №145-ФЗ заключается между получателем бюджетных средств (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации») и распорядителем бюджетных средств Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации.
Понятие «бюджетные ассигнования» указано в Бюджетном Кодексе Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998г. №145-ФЗ и трактуется как ограниченный размер сумм денежных средств, установленных для исполнения государственных бюджетных обязательств в текущем финансовом периоде. То есть бюджетом государства установлены суммы и их дальнейшее использование в следующем году.
Главным распорядителем или администратором бюджетных средств, в соответствии Бюджетным Кодексом РФ, является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями.
Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.
Распорядитель (получатель) бюджетных средств не может находиться в ведении сразу двух или нескольких вышестоящих главных распорядителей или распорядителей бюджетных средств, и, следовательно, распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Такое строгое разграничение и иерархия подведомственности установлены с целью усиления контроля за расходованием бюджетных средств, что возможно, если за распределение и расходование определенных бюджетных средств ответственным является только один субъект бюджетных правоотношений. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает также, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
К компетенции получателей бюджетных средств относится принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств. Исполнять бюджетные обязательства получатель бюджетных средств вправе только в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, полученных от главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в ведении которого он находится.
Главные распорядители осуществляют контроль за правомерным и целевым использованием бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств, а расходование средств исходя из бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, полученных от другого главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, является незаконным.
Таким образом, обучение ответчика производилось за счет бюджетных средств, выделенных в рамках заключенного соглашения между распорядителем бюджетных средств (Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации) и получателем бюджетных средств (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации») для выполнения образовательным учреждением государственного задания на оказание государственных услуг (обучение по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» заочной формы обучения в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»).
Направление подготовки специалиста – «Технология транспортных процессов» с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр», срок обучения – 4,5 года; профиль: «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте (ОПУВТ)».
В соответствии с расчетом сумм на обучение студентов из средств федерального бюджета, представленным руководителем департамента экономики и финансов ФИО5 на запрос Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры от 17.05.2021 №2-20/2021 стоимость обучения за весь период обучения ФИО2 составила 44 694,25 рублей, ответчик обучался в высшем учебном заведении с 01.11.2018г. по 31.01.2020г., затраты на обучение составили 44 694,25 рублей.
Указанный расчет в ходе судебного разбирательства не был оспорен, контррасчет не предоставлен.
Суд, оценивая доводы истца, о том, что поступление ФИО2 на обучение заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки, совершения коррупционного правонарушения, что подтверждено материалами уголовного дела и вступившим в законную силу, не обжалованным в установленном порядке приговором Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2019 года по уголовному делу №1-410/19, - находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что сумма иска завышена, суд находит не состоятельными и не обоснованными, поскольку доказательств в опровержение данных доводов ответчиком не представлено.
Доводы о том, что ответчик уже понес наказание за совершение уголовного преступления в виде штрафа в размере 60 000 рублей, уплаченного им в полном объеме суд также находит не основанными на нормах гражданского права, поскольку, уплата штрафа ответчиком производилась в соответствии с приговором Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2019 года по уголовному делу №1-410/19 как наказание предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 291 УК РФ, а требование о возмещении бюджетных денежных средств, затраченных на обучение основано на нарушении порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию, несение затрат государством на его обучение, и, как следствие, возмещение бюджетных денежных средств, затраченных на обучение ФИО2
На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2019г. №23-01-06/22156 денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений и обращенных в доход Российской Федерации на основании судебного акта (постановления) должны быть перечислены в Бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины на основании подп. 9, п. 1 ст. 333.36 НК РФ в связи с чем оплата госпошлины в размере 1 540 рублей 82 копейки возлагается на ответчика, не освобожденного от её уплаты согласно ст.103 ГПК РФ.
Государственная пошлина подлежит уплате (взысканию) в пользу местного бюджета по основаниям ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с пп.2 п.1 ст. 333.18 НК РФ.
руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Санкт-Петербургского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать со ФИО2 в доход федерального бюджета Российской Федерации государства на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возмещения бюджетных денежных средств, затраченных на обучение по профилю Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов» в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» денежные средства в размере 44 694 рубля 25 копеек (сорок четыре тысячи шестьсот девяносто четыре рубля двадцать пять копеек).
Взыскать со ФИО1 в доход муниципального бюджета муниципального образования «Город Таганрог» госпошлину в размере 1 540 рублей 82 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решении в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16.12.2021 года.
Председательствующий