ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6117/2015 от 11.08.2015 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-6117/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2015 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания А.И. Ханеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ к Управлению ФССП России по РТ об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (далее также истец) к Управлению ФССП России по РТ (далее также ответчик) об освобождении от исполнительского сбора, в обоснование иска указав, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по РТ 08.04.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с истца исполнительского сбора. Истец полагает, что имеются основания для освобождения от исполнительского сбора, поскольку решение Набережночелнинского городского суда РТ от 18.04.2014, принятое по иску Мухутдиновой Ф.З., Мухутдиновой Д.Р., Министерством в части включения заявителей в сводный реестр было исполнено по состоянию на 01.08.2014, т.е. в 5-дневный срок для добровольного исполнения постановления судебного пристава-исполнителя. Впоследствии список лиц, состоящих на учете, был направлен Министерством в соответствующие исполкомы Республики Татарстан. Платежным поручением от 19.12.2014 денежная субсидия была перечислена семье Мухутдиновых в полном объеме. Таким образом, оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется. Кроме того, определением Советского районного суда г.Казани от 16.03.2015 исполнительное производство прекращено. На основании изложенного истец просит суд освободить истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от 08.04.2015.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил, потому дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона).

В силу части 12 статьи 30 Закона срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона).

Как установлено частью 6 статьи 112 Закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Установлено, что 01.07.2014 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РТ (МРОСП по ОИП УФССП России по РТ) на основании исполнительного листа, выданного Набережночелнинским городским судом РТ от 10.06.2014, возбуждено исполнительное производство <номер изъят> в отношении Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Предметом исполнения является возложение на Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья вдвое инвалида 1 группы ВОВ Мухутдиновой Ф.З., нетрудоспособному члену семьи инвалида 1 группы ВОВ Мухутдиновой Д.Р., восстановив их в очередности с 12.05.2004 в сводном списке получателей субсидий из числа категорий граждан-членов семьи умершего 28.04.2004 инвалида ВОВ Мухутдинова Р.Ш. Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

10.10.2014 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по РТ в отношении истца вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в решения суда в срок, установленный для его добровольного исполнения.

Определением Советского районного суда г. Казани от 16.03.2015 исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением решения суда.

08.04.2015 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП возбуждено исполнительное производство в отношении истца, предметом исполнения является неуплата исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Частью 7 статьи 112 Закона предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

В силу статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем ветеранов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок реализации этого полномочия в Республике Татарстан определен Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 №275 (далее Положение).

По общему правилу, функция учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложена на органы местного самоуправления, вопросы по предоставлению жилья находятся в компетенции исполнительных комитетов муниципальных образований по месту проживания граждан. Факт нуждаемости в улучшении жилищных условий устанавливается исполнительными комитетами, в результате чего граждане принимаются ими на учет.

Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ на основании списков, предоставленных исполнительными комитетами, о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирует сводный республиканский реестр граждан и получателей указанных субсидий.

Семья Мухутдиновых включена Министерством в сводный реестр ветеранов ВОВ 01.08.2014 с датой постановки на учет с 12.05.2014.

Таким образом, решение Набережночелнинского городского суда от 18.04.2014 по иску Мухутдиновых Министерством в части включения заявителей в сводный реестр исполнено истцом по состоянию на 01.08.2014.

Следует отметить, что решение суда, подлежавшее исполнению, было предметом разъяснения Набережночелнинского городского суда РТ, который определение о разъяснении решения вынес 21.01.2015.

Положением установлены различные сроки по реализации полномочия по предоставлению субсидий, начало течения которых связывается с истечением срока на совершение какого-либо предыдущего действия. В частности, срок направления предварительных списков получателей субсидий истекает 01 ноября текущего года; срок извещения граждан о необходимости подтверждения факта нуждаемости в улучшении жилищных условий начинает течь со дня поступления в исполкомы предварительных списков получателей субсидий; срок формирования и направления в исполкомы списков граждан, которым выделены субсидии, начинает течь по истечении семи дней со дня поступления субвенций.

Из дела видно, что денежная субсидия была перечислена семье Мухутдиновых в полном объеме платежным поручением от 19.12.2014. Установление Положением сроков на совершение органами местного самоуправления, Министерством различный действий, связанных с реализацией полномочия по предоставлению субсидии, иными словами, исключает возможность совершения содержащихся в исполнительном документе требований в пятидневный срок.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным освободить Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управлению ФССП России по РТ от 10.10.2014 в рамках исполнительного производства №17071/14/01/16.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Освободить Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управлению ФССП России по РТ от 10.10.2014 в рамках исполнительного производства №17071/14/01/16.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов