№ 2-611/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Неделько О.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 13 марта 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации Октябрьского административного округа города Омска о признании права собственности на объект недвижимости, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации Октябрьского административного округа города Омска, в котором просит признать за ФИО1, право собственности на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 140,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № местоположение участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 4 метрах от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: город Омск, Октябрьский административный округ, <адрес>. Истец ФИО1, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Представитель истца, действующая на основании доверенности – ФИО2, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Представитель Администрации Октябрьского административного округа города Омска, действующий на основании доверенности – ФИО3 в судебном заседании возражал, относительно удовлетворения заявленных требований. Представители департамента имущественных отношений Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об его отложении не заявляли, возражений относительно удовлетворения заявленных требований не представили. Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункту 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статье 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ и пункту 1 статьи 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. В статье 130 ГК РФ дано понятие недвижимых и движимых вещей. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2). Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ (введенным в действие Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 51 ГрК РФ предусмотрено строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей (часть 2). В соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 17 Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного Решение Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 421 «Об Администрации Октябрьского административного округа города Омска» в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация: выдает разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством или отказывает в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа; принимает решение о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения, выдает разрешения на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства. Постановлением Администрации города Омска от 30 марта 2012 года № 480-п утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории города Омска», в соответствии с которым административный регламент регулирует порядок выдачи разрешений на строительство, реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства на территории города Омска; заявителями являются физические либо юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, расположенных на территории города Омска, и имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им земельных участках (далее - заявитель), либо их уполномоченные представители; муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Омска в лице уполномоченных структурных подразделений Администрации города Омска – администраций административных округов города Омска (далее – администрация округа) в соответствии с функциями, предусмотренными, в том числе Положением об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 421 «Об Администрации Октябрьского административного округа города Омска»; результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (далее – разрешение на строительство) либо отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа. В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, строения, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Как предусмотрено пунктом 1 статьи 222 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений), самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. На основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В абзацах 1, 3 пункта 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. В пункте 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебное решение является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что истцу ФИО1, на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 435 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, кадастровый №. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4 метрах от ориентира по направлению на восток. Ориентир жилой дом, почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, <адрес>. Земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 15 июня 2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 июня 2013 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, и картографии по Омской области (л.д. 9 том № 1). В договоре купли-продажи, в свидетельстве о государственной регистрации права, в кадастровом паспорте земельного участка представленных в материалы гражданского делауказана категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. 26 декабря 2008 года, правопредшественнику истца ФИО4, главным управлением по земельным ресурсам Омской области выдано Распоряжение № 4390-р, о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Земельный участок имел площадь 871 кв.м., кадастровый № (л.д. 8 том №). Указанный участок поставлен на учет 11 января 2006 года с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. В связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью 435 кв.м и №, площадью 436 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 871 кв.м, последний снят с кадастрового учета. При этом земельные участки с кадастровыми номерами № и №, постановлены на учет 15 апреля 2013 года. Сведения об ограничении прав и обременение объекта недвижимости, о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд, об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица, отсутствуют (л.д. 77-79, 80-81, 84-86, 131 том №). На указанном земельном участке находились два дома: <адрес>, общей площадью 82,1 кв.м., кадастровый №, 1947 год постройки, условный №, в настоящее время принадлежащий на праве собственности ФИО5 Адрес (местоположение): <адрес>, который в настоящее время располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:17417 (л.д. 82-83 том №). На земельном участке, принадлежащем истцу, площадью 435 кв.м кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, почтовый адрес: местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на восток, жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, Октябрьский административный округ, <адрес>. На данном земельном участке расположен <адрес>. После приобретения в собственность земельного участка, истец реконструировал дом, возводил дополнительный этаж (мансарду). Строительные работы окончены в 2015 году, что подтверждается техническими паспортами на дом от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также экспертным заключением № от 14 июня 2017 года, проведенным АНО «Западно-Сибирский Экспертно-Правовой Центр» (л.д. 18-33, 39-47 том № 1). Согласно техническому плану от 10 июня 2015 года, техническому паспорту на жилой дом от 3 июня 2015 года, общая площадь жилого дома составляет 140,6 кв.м, жилая 51,1 кв.м. В марте 2018 года истец обратился в Администрацию Октябрьского административного округа города Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, по результатам рассмотрения которого истцу в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства отказано, в связи с тем что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне метрополитена (ИТ4-715), для которой объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом не является основным видом разрешенного использования (л.д. 170-186 том № 1). Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда принудительное отчуждение имущества для государственных нужд быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Любое ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ). Ограничения права собственности, имущественных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В силу пункта 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ). В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Генеральный план). Согласно Генеральному плану в планировочной структуре городского округа сформированы следующие функциональные зоны: жилой застройки, общественно-деловая, промышленная, коммунально-складской территории, рекреационная, зона специального назначения, зона объектов оборонного значения, ритуального назначения и другие. Согласно пункту 3.14 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78) (редакция от 25 августа 1993 года) на территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города. Аналогичные положения содержались в «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 <*>» (утверждены Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820) (пункт 8.9). В настоящее время эти же положения содержатся в пункте 8.9 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 <*>» (утверждены Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр). Согласно Карте (схеме) территориального планирования № 2 в составе Генерального плана земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне коммунально-складской территории. В составе Генерального плана утверждена схема развития метрополитена, трамвая и троллейбуса № 11.3 в схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска. Согласно схеме принадлежащий истцу земельный участок находится в границах территории, определенной для размещения метродепо. 10 декабря 2008 года Омским городским Советом принято решение № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Согласно карте градостроительного зонирования территорий города Омска в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена территориальная зона метрополитена (ИТ4-715). Зона метрополитена (ИТ-4) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов метрополитена, установления технических и охранных зон для таких объектов (статья 49 Правил). Возведение жилых домов не является видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне метрополитена (таблица № 1 статьи 42 и статьи 43 Правил). В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет органам местного самоуправления более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав. Выделение в Генеральном плане города Омска функциональной зоны для размещения объектов транспортного обслуживания населения (метродепо) связано с долгосрочной перспективой градостроительного развития городского округа. Установленная в отношении земельного участка административного истца территориальная зона конкретизирует положения документа территориального планирования в целях определения правового режима его использования. При этом, доводы о невключение принадлежащего истцу земельного участка в перечень участков, расположенных в границах резервируемых земель для строительства Омского метрополитена, а также на вероятную невозможность размещения метродепо в границах улиц 15-я Рабочая - Хабаровская - 26-я Рабочая - Харьковская, со ссылкой на ответы соответствующих органов и учреждений (л.д. 10, 11 том № 2), судом во внимание не принимаются, так как связаны с последующим исполнением Генерального плана как документа территориального планирования муниципального образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Аналогичные положения закреплены и в ГрК РФ, согласно части 8 статьи 36 которого земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Согласно части 10 статьи 36 ГрК РФ, в случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов. В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Однако, в данном случае возведение истцом жилого дома на земельном участке является реализацией установленного для земельного участка разрешенного вида использования – для размещение домов индивидуальной жилой застройки. В связи с чем, строительство ответчиком жилого дома на спорном участке следует отнести к правомерному использованию этого земельного участка на основании части 8 статьи 36 ГрК РФ и абзаца 4 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ. При этом суд, учитывает, что согласно экспертному заключению № 66/2017 от 14 июня 2017 года, изготовленному автономной некоммерческой организацией Западно-Сибирский Экспертно-Правовой Центр, указанный жилой дом соответствует характеристикам, отраженных в технических паспортах 2008 - 2015 годов, соответствует строительным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, пригоден для постоянного проживания и не создает угрозу жизни и здоровью людей, права и законные интересы третьих лиц не нарушает (л.д. 38-47 том № 1). Согласно заключению, изготовленному ООО «Каланча» спорный дом не противоречит требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (л.д. 34-37 том № 1). Как отмечалось выше согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие у гражданина разрешения на строительство само по себе не является основанием для отказа в исковых требованиях о признании его права собственности на самовольную постройку. В отсутствие соответствующих разрешений на строительство (уведомления о соответствии) истец лишен возможности осуществить кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности объекта недвижимости, расположенного в границах принадлежащего ему земельного участка, что не является само по себе основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на самовольную постройку. Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, на основании указанных правовых положений и разъяснений, учитывая, что строительство спорного жилого дома не нарушило прав и законных интересов граждан, не создало угрозы их жизни или здоровью; исковые требования о признании жилого дома самовольным строительством не заявлялись; а также наличие у истца права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120307:17418 (<...>), с видом разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, на котором расположен оконченный строительством в 2015 году истцом жилой дом, общей площадью 140,6 кв.м, и строительство которого, по мнению суда, относится к правомерному использованию указанного земельного участка на основании части 8 статьи 36 ГрК РФ и абзаца 4 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, суд считает возможным признать за истцом право собственности на указанный объект недвижимости, удовлетворив заявленные требования. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 140,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 4 метрах от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, Октябрьский административный округ, <адрес>. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья подпись О.С. Неделько Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года. Судья подпись О.С. Неделько Вступило в з/с 19.04.2019 |