ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-611/19 от 27.05.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

№ 2 – 611/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2019 года город Ейск

Ейский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Железняк Я.С.,

при секретаре судебного заседания Грибановой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО\2 к администрации Ейского городского поселения <адрес> о понуждении органа местного самоуправления к предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов, согласно схеме расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО\2 обратился в суд с иском к администрации Ейского городского поселения <адрес> о понуждении органа местного самоуправления к предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов, согласно схеме расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что он, являясь инвалидом третьей группы — бессрочно (пожизненно), решил воспользоваться правом, предоставленным ему по Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Ейского городского поселения <адрес>с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в створе <адрес>, в границах кадастрового квартала 23:42:0701001. Письмом администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ему было отказано со ссылкой на положения пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. По мнению истца, изложенное в принятом решении основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу действующего земельного законодательства не является основанием для отказа при разрешении данного вопроса. Полагая, что такой отказ органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы, ФИО\2 просил суд обязать администрацию Ейского городского поселения <адрес> предоставить в аренду земельный участок без проведения торгов с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», расположенный в <адрес>, в створе <адрес>, в границах кадастрового квартала 23:42:0701001, площадью 1500 кв.м., согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка.

В судебном заседании истец ФИО\2 не явился, обеспечил в судебное заседание явку своего представителя.

В судебном заседании представитель ФИО\2ФИО\5 просил исковые требования удовлетворить, поддержал доводы, изложенные в иске, а также в дополнениях к нему.

Ответчик – представитель администрации Ейского городского поселения <адрес>ФИО\6 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований ФИО\2, считая, что администрацией обоснованно отказано истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участкабез проведения торгов под ведение личного подсобного хозяйства.Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо, привлеченное к участию в деле протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ, представитель Управленияархитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес>ФИО\7 в судебном заседаниипросила в удовлетворении исковых требований ФИО\2 отказать, предоставила возражения относительно административного искового заявления, доводы которых поддержала.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, что ФИО\2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы -бессрочно. (л.д. 7)

В соответствии со ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

ФИО\2 обратился в администрацию Ейского городского поселения <адрес>с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, Ейское городское поселение, <адрес>, в границах кадастрового квартала 23:42:0701001, площадью 1500 кв.м., приложив к нему схему расположения земельного участка. (л.д. 8)

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Главой Ейского городского поселения <адрес> заявителю ФИО\2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Принимая данное решение, администрация Ейского городского поселения <адрес> исходила из положений пунктов пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения (ПЗЗ), утвержденных решением Совета Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что в соответствии с генеральным планом развития Ейского городского поселения <адрес>, проект корректировки которого утвержден решением Совета Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащий к образованию земельный участок находится в границах территории «объекты транспортной инфраструктуры местного значения: автомобильная дорога обычного типа (проектируемая)»; в соответствии с ПЗЗ испрашиваемый земельный участок попадает в зоны с особыми условиями использования территории: «зона санитарной охраны района водопользования - прибрежная полоса суши», «водоохранные зоны», «зона округа горно-санитарной охраны курорта - краевого значения Ейск - II, III зоны горно-санитарной охраны», «зона ограничений от авиационного шума - зона Б»; земельный участок расположен на территории, в границах которой отсутствуют элементы планировочной структуры, дороги, улицы, проезды, красные линии, линии застройки, в связи с чем, его образование шлется нерациональным. Образование земельного участка площадью 1500 квадратных метров, в кадастровом квартале 23:42:0701001 в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» противоречит документам территориального планирования Ейского городского селения <адрес>. (л.д. 9)

Указанное, явилось поводом для обращения ФИО\2 в суд за защитой своих прав и предъявления к ответчику исковых требований, являющихся предметом настоящего рассмотрения.

Разрешая заявленные требования ФИО\2 в части заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности к предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов,согласно схеме расположения земельного участка, суд не находит оснований для удовлетворения требований в виду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом развития Ейского городского поселения <адрес>, проект корректировки которого утвержден решением Совета Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (проект внесения изменений утвержден решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ), испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах территории «объекты транспортной инфраструктуры местного значения: автомобильная дорога обычного типа (проектируемая)», а такжеподпадает в зоны с особыми условиями использования территории: «зона санитарной охраны водопользования – прибрежная полоса суши», «водоохранные зоны», «зоны округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Ейск – II, III зоны горно-санитарной охраны», «зона ограничений от авиационного шума – зона Б» и расположен на территории, в границах которой отсутствуют элементы планировочной структуры, красные линии, линии застройки и др.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в материалы дела выпиской из Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией фрагмента генерального плана Ейского городского поселения <адрес>, копией фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения <адрес> и копией фрагмента карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения <адрес>. (л.д. 55-60, 86-89, 116-118)

В части 1 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числеразмещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Подпунктом 3 пункта 16 той же статьи в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрено нарушение при разработке схемы требований, предъявляемых статьей 11.9 Кодекса к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В судебном заседании свидетель ведущий специалист Управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> - ФИО\8, предупрежденная об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, подтвердила тот факт, что образование земельного участка в кадастровом квартале 23:42:0701001 по адресному ориентиру: <адрес>, Ейское городское поселение, <адрес>, с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», по обращению ФИО\9, противоречит документам территориального планирования Ейского городского поселения <адрес>, так как согласно генеральному плану развития Ейского городского поселения <адрес>, проект корректировки которого утвержден решением Совета Ейского городскогопоселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (проект внесения изменений утвержден решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ) испрашиваемый земельный участок формируется в границах территории «объекты транспортной инфраструктуры местного значения: автомобильная дорога обычного типа (проектируемая)».

Согласно генплану улично-дорожная сеть города представляет собой территорию, ограниченную красными линиями, предназначенную для организации движения транспортных средств, пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений, автостоянок, инфраструктуры обслуживания транспорта.

Документы территориального планирования в части размещения проектируемой автодороги соответствуют документам градостроительного зонирования, так как указанная дорогананесена и на генеральный план и на карты правил землепользования и застройки Ейского городского поселения <адрес>.

Действующим законодательством не предусмотрено координирование границ функциональных зон на генеральном плане. Однако в Правилах землепользования и застройки ЕГП ЕР территориальные зоны и зоны с особыми условиями нанесены по координатам. Координаты проектируемой дорогиотсутствуют. На карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки видно, что указанная дорога примыкает к границе водоохранной зоны. Таким образом, границы образуемого земельного участка по координатам, согласно предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и границы водоохранной зоны по координатам из ПЗЗ подтверждаю, что спорный земельный участок действительно формируется в границах автомобильной дороги (проектируемой). Кроме того,тот факт, что Правила землепользования и застройки разрабатывались на основе сведений из государственного кадастра недвижимости (границы отмежеванных земельных участков отражены на картах ПЗЗ)позволяет сопоставить месторасположение проектируемой дороги с формируемым участком.

Судом также установлено, что испрашиваемый земельный участок формируется на территории, в границах которой отсутствуют элементы планировочной структуры, дороги, улицы, проезды, красные линии, линии застройки, в связи с чем, его образование является нерациональным. Ответчик обоснованно отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по пункту 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (Кодекс), так как нарушаются требования, предусмотренные частью 6 статьи 11.9 Кодекса к образуемому земельному участку, а именно вклинивание, вкрапливание, нерациональное использование.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с частью 2, пунктом 2 части 3 статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, размещения объектов капитального строительства в том числе: объектов жилищного строительства требуется подготовка документации по планировке территории. К элементам планировочной структуры относятся кварталы, микрорайоны, иные элементы.

Согласно части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется без учета земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий и т.д.

Таким образом, утверждение представленной заявителем схемы расположения земельного участка при указанных обстоятельствах будет противоречить положениям статьи 11.3 ЗК РФ, которая не предусматривает возможности образования земельных участков, расположенных в не границах элемента планировочной структуры, в отсутствие утвержденного проекта межевания территории.

Исследовав и оценив представленные доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что формирование земельного участка 1500 кв.м, в кадастровом квартале 23:42:0701001 по адресному ориентиру: <адрес>, Ейское городское поселение, <адрес>, с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», схему которого ФИО\2 просил согласовать, противоречит представленным в суд документам территориального планирования Ейского городского поселения <адрес>, и может привести к грубому нарушению генерального плана Ейского городского поселения <адрес>.

Доводы истца относительно того, что представленные стороной ответчика документы территориального планирования не соответствуют требованиям действующего законодательства, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Доказательств в материалы дела ФИО\10 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, ответ кадастрового инженера ФИО\11 таковым не является, поскольку заключение противоречит сведениям, отраженным в генеральном плане, а фактически постановка на кадастровый учет данных генерального плана противоречит ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска ФИО\2 о понуждении органа местного самоуправления к предоставлениювышеуказанного земельного участка, поскольку нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территории «объекты транспортной инфраструктуры местного значения: автомобильная дорога обычного типа (проектируемая)», после установления границ может противоречить целям создания автомобильной дороги.

Таким образом, в удовлетворении заявления ФИО\2 ответчиком отказано обоснованно и правомерно, поскольку спорный земельный участок располагается на месте проектируемой автомобильной дороги, что впоследствии сделает невозможным ее строительство и эксплуатацию, как места общего пользования.

Понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Также, суд считает необходимым отметить, что заявитель обратился в администрацию Ейского городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении ему без проведения торгов конкретного земельного участка, указав его местоположение и номер кадастрового квартала.

Вместе с тем, порядок предоставления конкретного земельного участка Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусмотрен. Действующее законодательство не возлагает на государственный орган обязанность предоставить заявителю бесплатно именно испрашиваемый земельный участок, гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено.

Следовательно, судебные органы не наделены полномочиями по вопросам распоряжения земельными участками и не вправе возлагать на уполномоченный орган обязанность предоставить лицу конкретный земельный участок.

Более того, в соответствии с ч. ч. 1, 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).

По делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО\2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, доказательств обратного в материалах дела не имеется

Так, мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит заявитель, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы (статья 17 "Обеспечение инвалидов жилой площадью"), содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью.

Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, с учетом цели использования земельного участка следует рассматривать в качестве, меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, дачного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Данная позиция нашла свое подтверждение в Определениях Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и пр.

Следовательно, доводы истца относительно того, что действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка от наличия каких-либо условий, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Указанное, является самостоятельным отказом в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание изложенное, исковые требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО\2 к администрации Ейского городского поселения <адрес> о понуждении органа местного самоуправления к предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов, согласно схеме расположения земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ейский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий -