ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-611/2013 от 25.04.2014 Киренского районного суда (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ

 Киренский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Иванковой Н.В., при секретаре Шаповаловой Е.Ф., с участием прокурора Жженых Н.В., представителя ответчика Гаврилова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/14 по иску Осетровского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Аэропорт «Киренск» о понуждении выполнить мероприятия по безопасности полетов,

 У С Т А Н О В И Л:

 Иск Осетровский транспортный прокурор мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов в ООО «Аэропорт «Киренск» установлено, ответчик с момента регистрации 14.12.2009г. осуществляет деятельность в филиале – аэропорт Киренск. Состояние периметрового ограждения аэродрома Киренск в нарушение требований п. 1 ч.2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ и п. 3.2 Приказа Минтранса от 26.08.1993г. № ДВ-115 «Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации» не обеспечивает предотвращение доступа посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта. Его высота не соответствует п. 23 ФАП-142. В районе взлетно-посадочной полосы с курсом 273 на протяжении 421 метра ограждение состоит из деревянных опор, на которые натянута колючая проволока. Высота деревянных столбов составляет 1,60 м., колючая проволока проходит по низу столбов и не ограничивает проникновение на территорию аэродрома посторонних лиц. Внутреннее ограждение склада ГСМ в районе взлетно-посадочной полосы выполнено из досок, в некоторых местах ограждение отсутствует, что не ограничивает проникновение на территорию аэродрома посторонних лиц, и в свою очередь может привести к незаконным актам вмешательства в деятельность гражданской авиации, совершению террористических актов. Выявленные нарушения требований Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил в ООО «Аэропорт «Киренск» носят длительный и системный характер. Так, в «Аэропорт «Киренск» филиале ООО «Аэропорт «Киренск» 08.10.2013г. решением комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были введены эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности временно до 01.08.2014г. на период восстановления периметрового ограждения. В соответствии с п. 3.2.5 договора аренды имущества аэропорта № А02/2013 от 13.02.2013г. ООО «Аэропорт «Киренск» обязался содержать имущество и территорию аэродромов (в пределах ограждения летного поля) в состоянии, отвечающем требованиям российских и международных нормативно-правовых актов к приему и обслуживанию воздушных судов, требованиям авиационной безопасности и безопасности полетов. Не выполнение ООО «Аэропорт «Киренск» обязанностей по выполнению мероприятий по безопасности полетов влечет за собой невозможность обеспечить на должном уровне состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Действующий в соответствии со ст. 45 ГПК РФ Осетровский транспортный прокурор просит обязать ООО «Аэропорт «Киренск» выполнить мероприятия по безопасности полетов: привести периметровое ограждение в аэропорту <адрес> в соответствие с требованиями Воздушного кодекса РФ и нормами федеральных авиационных правил, а именно установить сплошное ограждение высотой 2,44 м. по всему периметру в срок до 01.08.2014г.

 В судебном заседании помощник Осетровского транспортного прокурора Жженых Н.В. поддержала исковое заявление в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в нем.

 Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» Гаврилов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым переданное ООО «Аэропорт «Киренск» по договору аренды аэропортовое имущество – недвижимые объекты и движимое имущество (оборудование, транспорт и т.д.), необходимые для осуществления аэропортовой деятельности в аэропорту г. Киренска принадлежит Российской Федерации. Железобетонные столбы, которые должны быть установлены по периметру аэропорта будут являться недвижимым имуществом, поскольку будут прочно связаны с землей, следовательно, требование об обязании возвести ограждение должно быть заявлено к собственнику земельного участка – Российской Федерации. ООО «Аэропорт «Киренск» как арендатор недвижимости не правомочно осуществлять действия по строительству новых объектов недвижимости. Кроме того в настоящее время ООО «Аэропорт «Киренск» исполняет требования по авиационной безопасности, поскольку сертификатом соответствия на аэропортовую деятельность и сертификатом на организацию и обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Киренск подтверждено соответствие требованиям, предписанным нормативным документам, относящимся к сфере авиационной безопасности. Также ООО «Аэропорт «Киренск», не имея достаточного финансирования, регулярно поддерживает состояние ограждения территории аэропорта в меру своих финансовых возможностей. На основании изложенного представитель ООО «Аэропорт Киренск» считает заявленные требования не основанными на законе, просит в удовлетворении иска отказать.

 Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФГУП «Киренское авиационное предприятие», Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в представленном отзыве на исковые требования просило о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

 Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Осетровский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить круг лиц-пассажиров, которые могут пострадать, пользуясь услугами ООО «Аэропорт «Киренск» - филиала «Аэропорт «Киренск» индивидуализировать невозможно.

 Судом установлено, что правовое регулирование в рассматриваемой сфере включает в себя нормы Воздушного кодекса РФ, Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897, Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.

 Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности изложены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

 В пункте 1 Приложения к Постановлению N 897 "Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности" указано: "Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радиосветотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должна иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны".

 В соответствии с ч. 2 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома.

 Согласно пункту 4 статьи 84 Воздушного кодекса требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

 Из пункта 3 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2008 N 142 (далее - Правила) следует, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

 Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады, склады хранения опасных грузов; КПП (пункт 20 раздела IV Правил).

 Территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13-2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров. В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры. Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.) (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер). С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п. (пункт 23 Правил).

 При рассмотрении дела судом установлено, что ООО Аэропорт «Киренск», являясь юридическим лицом, имеет филиал «Аэропорт «Киренск». По договору аренды имущества аэропорта от 13.02.2013г. ФГУП «Киренское авиационное предприятие» передало в аренду ООО «Аэропорт «Киренск», принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество аэропорта Киренск и аэропорта Ербогачен, в целях использования в соответствии с его назначением для осуществления ответчиком аэропортовой деятельности по следующим видам: аэродромное обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; авиатопливообеспечение воздушных перевозок; поисковое и аварийно-спасательное обеспечение; обеспечение авиационной безопасности; осуществление контроля качества авиационных ГСМ; метеорологическое обеспечение; метрологическое обеспечение; инженерно-авиационное обеспечение.

 ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аэропорт Киренск» получен сертификат соответствия № ФАВТ ВС.А.07.00107, согласно которому сферой деятельности Общества является организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и проведение предполетного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажей, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов и почты; организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов, организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов.

 Согласно сертификату соответствия № ФАВТ ВС.А.00140, полученному ООО «Аэропорт «Киренск» ДД.ММ.ГГГГ аэропортовая деятельность в аэропорту Киренск включает в себя аэродромное обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; авиатопливообеспечение воздушных перевозок; поисковое и аварийно-спасательное обеспечение; обеспечение авиационной безопасности.

 При проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов и противодействии терроризму на воздушном транспорте в деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» были выявлены нарушения, что подтверждается актом проверки от 28.03.2013г.

 В настоящее время периметровое ограждение в аэропорту г. Киренска Иркутской области в соответствие с требованиями законодательства не приведено. Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик принял все зависящие от него меры по выполнению правил или процедур авиационной безопасности, в материалах дела отсутствуют.

 В соответствии с п. 3.2.5 договора аренды имущества аэропорта от 13.02.2013г. обязанность по содержанию имущества и территории аэродромов (в пределах ограждения летного поля) в состоянии, отвечающем требованиям российских и международных нормативно-правовых актов к приему и обслуживанию воздушных судов, требованиям авиационной безопасности и безопасности полетов возложена на арендатора.

 Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 С учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц и объема необходимых мероприятий, суд считает срок, заявленный истцом для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ разумным.

 В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ с ООО «Аэропорт «Киренск» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Киренского муниципального района в размере 4000 рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Осетровского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

 Обязать ООО «Аэропорт «Киренск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по безопасности полетов – привести периметровое ограждение в аэропорту г. Киренска Иркутской области в соответствие с требованиями Воздушного кодекса РФ и нормами Федеральных авиационных правил, а именно установить сплошное ограждение высотой 2,13-2,44 метра по всему периметру.

 Взыскать с ООО «Аэропорт «Киренск» в бюджет Киренского муниципального района государственную пошлину в размере 4000 рублей.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

 Судья

 *

 *

 *

 *