Дело № 2-611/2022
55RS0026-01-2022-000337-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в городе Омске в открытом судебном заседании 9 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Омского муниципального района <адрес> об обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Омский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации Омского муниципального района <адрес> с заявленными исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Омский муниципальный район предоставил по договору аренды № № дачному некоммерческому партнерству «Стройресурс» в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером № площадью 70 000 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, местоположение которого определено в 1120 метрах по направлению на юго-запад относительно здания администрации Магистрального сельского поселения. Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ Омский муниципальный район заключил с ДНП «Стройресурс» соглашение к договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено на основании распоряжения администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении разрешенного использования». Указанным распоряжением категория земельного участка была изменена на категорию – земли населенных пунктов. Разрешенное использование было изменено – для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Соглашением были изменены условия расчета арендной платы за земельный участок. Соглашение было зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Омский муниципальный район заключил с ДНП «Стройресурс» соглашение к договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ первоначально переданный в аренду земельный участок с кадастровым номером № разделен на 46 самостоятельных земельных участков, в том числе был образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 553 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов – для размещения индивидуальной жилой застройки, расположенный в границах Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, местоположение которого определено в 1102 метрах по направлению на юго-запад относительно здания администрации Магистрального сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанным соглашением изменен расчет арендной платы, соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГФИО4 заключил с ФИО6 соглашение по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого права арендатора земельного участка с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ перешли к ФИО6ДД.ММ.ГГГГФИО6 заключил с ФИО9 соглашение о переуступке права и обязанностей по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого права арендатора земельного участка с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ перешли к ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Магистрального сельского поселения по заказу ФИО1 был утвержден градостроительный план земельного участка на строительство индивидуального жилого дома. Согласно указанному градостроительному плату, земельный участок имеет площадь 0, 4553 га. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ администрация Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> выдала ФИО1 разрешение на строительство № объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома площадью 66 кв.м.) на земельном участке с кадастровым номером №. ФИО1 на основании указанного разрешения на строительство возвел на земельном участке индивидуальный жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ на основании подготовленного технического плана Управлением Росреестра по <адрес> было зарегистрировано право собственности ФИО1 на жилой дом с кадастровым номером № площадью 65, 7 кв.м. ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании пп.6 п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ обратился в администрацию Омского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или земельного участка, находящегося в собственности Омского муниципального района. за плату без проведения торгов. Решением администрации Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату в связи с превышением площади испрашиваемого земельного участка предельным максимальных размеров земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, параметры которого утверждены Правилами землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, которые утверждены Решением Совета Магистрального сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. Указывает, что в соответствии с пп.6 п. 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Поскольку ФИО1 является собственником здания – жилого дома, постольку является лицом, упомянутым в п.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Земельный участок с кадастровым номером № образован, стоит на кадастровом учёте, предоставлен для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с п.5 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не белее чем в пять раз. Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Указывает, что фактически имеет место спор о праве на указанный земельный участок. Просит обязать администрацию Омского муниципального района <адрес> в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить юридически значимые действия по предоставлению в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 553+/-47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Магистрального сельского поселения. Участок находится примерно в 1012 метрах по направлению на юго-запад от ориентира: <адрес>, а именно: предоставить земельный участок в собственность ФИО1, определить выкупную стоимость земельного участка, заключить договор купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 205 том 2).
Представитель истца ФИО1ФИО7 Дмитрий Леонидович, действующий на основании доверенности (л.д. 134 том 1), поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Омского муниципального района <адрес>, ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д. 206 том 2), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Правилами землепользования и застройки Магистрального сельского поселения предусмотрена максимальная площадь предоставления земельного участка, что составляет 1 500 кв.м., земельный участок в запрашиваемых размерах предоставлен быть не может. Ответчик не лишает истца права пользования земельным участком с учётом наличия зарегистрированного права собственности на жилой дом площадью 65, 7 кв.м.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), одновременно предусматривает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного Кодекса.
В силу части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из принципов землепользования является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Омским муниципальным районом в лице Главы Омского муниципального района ФИО10 и дачным некоммерческим партнерством «Стройресурс» на основании распоряжения Главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено в 1120 метрах по направлению на юго-запад, относительно здания администрации Магистрального сельского поселения ДНТ «Стройресурс» заключен договор аренды № № земельного участка, по условиям которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 70 000 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, местоположение которого определено 1 120 метрах по направлению на юго-запад, относительно здания администрации Магистрального сельского поселения, в границах указанных на прилагаемом плане, с кадастровым номером №л.д. 122-123 том 1 ).
Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация договора.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ стороны установили, что на основании распоряжения администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении разрешенного использования» и в связи с расширением черты населенного пункта <адрес> в пункте 1 «Предмет договора» договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ вместо слов «из категории земель сельскохозяйственного назначения», читать слова «из категории земель населенных пунктов» и вместо слов «для дачного строительства» читать слова «для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Пункт договора «арендная плата» изложен в новой редакции.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация соглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ Омский муниципальный район в лице Главы Омского муниципального района ФИО11 и дачное некоммерческое партнерство «Стройресурс» пришли к следующему: Пункт 1.1 договора аренды земельного участка № № изложить в следующей редакции: Арендодатель передает, а Арендатор принимает сроком на пять лет следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером № площадью 870 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 859 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 781 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 804 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 847 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 401 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 781 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 401 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 409 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 403 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1834 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 767 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 950 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 936 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 501 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 500 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 690 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 918 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 799 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 799 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1221 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1221 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 809 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 806 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 692 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 854 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 817 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 948 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1729 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1610 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1939 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1195 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 4553 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 789 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 790 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 3179 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1248 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 895 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1782 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1794 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 2490 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 2228 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1384 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1383 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1380 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью 15996 кв.м. (л.д. 113-121 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация соглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности Выбывшего арендатора Дачное некоммерческое партнерство «Стройресурс» переходят Вступившему арендатору ФИО3 до окончания срока действия договора (л.д. 107 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация соглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности Выбывшего арендатора ФИО3 переходят Вступившему арендатору ФИО4 до окончания срока действия договора (л.д. 106 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация соглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности Выбывшего арендатора ФИО5 переходят Вступившему арендатору ФИО6 в отношении земельного участка площадью 4 553 кв.м. с кадастровым номером № до окончания срока действия договора (л.д. 104 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация соглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), заключенным между ФИО6 и ФИО1, все права Выбывшего арендатора ФИО6 переходят к «Вступившему арендатору ФИО1 (л.д. 33 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Магистрального сельского поселения утвержден Градостроительный план земельного участка на строительство индивидуального жилого дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1012 м от ориентира по направлению на юг-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №, площадь земельного участка 0, 4553 га. При этом градостроительный план земельного участка содержит сведения о параметрах разрешенного использования земельного участка с учетом Правил землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, утв. Решением Совета Магистрального сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, что составляет максимально 0, 15 га (л.д. 34-40 том 1).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 администрацией Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> выдано разрешение на строительство № индивидуального жилого дома общей площадью 66 кв.м. (л.д. 41-43 том 1).
ФИО1 на основании технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на жилой дом площадью 65, 7 кв.м., местоположение: <адрес>, Магистральное сельское поселение, <адрес> номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – № (л.д. 44, 45 том 1).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Омского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или земельного участка, находящегося в собственности Омского муниципального района, за плату без проведения торгов (л.д. 47 том 1). Заявление содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером №, цель использования земельного участка – для индивидуальной жилой застройки (л.д. 47, 48 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Омского муниципального района <адрес> направлен ответ в адрес заявителя № №, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (ЖИ). В соответствии с Правилами землепользовании и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, утвержденными Решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, предельные максимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в указанной зоне составляют 1 500 кв.м, Площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельные максимальные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, утвержденных Правилами землепользовании и застройки на 3053 кв.м., которые заявитель не вправе приобрести без проведения торгов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ администрацией принято об отказе в предоставления испрашиваемого земельного участка (л.д. 49, 50 том 1).
Ответ администрации Омского муниципального района Омской области в установленном законом порядке обжалован не был.
Истец обратился в суд за защитой своего права в порядке положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
По смыслу подпунктов 5, 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; порядок предоставления без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение, регламентируется статьями 38.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основание предоставления земельного участка в заявлении при обращении в орган местного самоуправления ФИО1 указал подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
С 1 марта 2015 года предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу приведенных норм собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования для эксплуатации расположенного на нем объекта с учетом документации по планировке и межеванию территории.
Необходимым условием для выкупа земельного участка без проведения торгов является не только нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости и принадлежащего на праве собственности заявителю, но и соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Также по смыслу положений статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость от площади объекта капитального строительства (объекта недвижимости), расположенного на таком участке, от назначения этого объекта и целей его использования.
Таким образом, истец должен представить доказательства того, что размеры испрашиваемого земельного участка соотносятся с использованием и эксплуатацией строения, находящегося на данном земельном участке.
Как указано выше, в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К их числу, в частности, относится превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленная филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о земельной участке с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Магистрального сельского поселения. Участок находится примерно в 1012 м по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, п. магистральный, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки; ограничение права: аренда, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ФИО1 (л.д. 130-133 том 1).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.9 названного Кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Приватизация земельного участка осуществляется собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, приобретение такого участка определяется в той части, которая необходима для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Положения приведенных норм земельного законодательства направлены, в том числе, на определение площади подлежащего предоставлению в порядке подпунктов 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации истец не лишен права на приобретение спорного земельного участка как собственник жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, при образовании которого должна быть учтена необходимая для эксплуатации данного дома площадь, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные законодательством Омской области и нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 8 статьи 1, пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 17.11.2004 № 39 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. В границах Омского муниципального района для индивидуального жилищного строительства: минимальный размер земельного участка – 0, 04 га; максимальный размер земельного участка – 0, 15 га, за исключением земельных участков, находящихся в границах Покровского, Новоомского, Омского, петровского сельских поселений, применительно к которым установлен максимальный размер земельного участка – 0, 20 га.
На территории Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области Решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.06.2009 № 17 утверждены Правила землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28.02.2017 № 4 «О внесении изменений в Решение Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.06.2009 № 17 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области» установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства, где для индивидуальных жилых домов максимальный размер земельного участка составляет 0, 15 га.
Заявление ФИО1 подано в администрацию Омского муниципального района Омской области не в порядке положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации о переоформлении права аренды земельного участка, а в порядке приобретения земельного участка в собственность на котором расположен объект недвижимости, согласно статьям 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ.
Исходя из конституционного принципа разделения властей, суды Российской Федерации в своей деятельности не должны подменять органы исполнительной власти, иное противоречило бы Конституции Российской Федерации. Суду предоставлено право оценивать действия органов государственной власти и местного самоуправления на предмет соответствия их закону, не вторгаясь в компетенцию того или иного органа власти, которой они наделены в силу действующему законодательству.
Отказывая в предоставлении земельного участка площадью 4 553 кв. м под жилой дом площадью 65, 7 кв.м., администрация указала на превышение возможной площади предоставления земельного участка с учетом Правил землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.06.2009 № 17. Истцом земельный участок под жилой дом с учетом максимальной площади с погрешностью в формировании его образован не был.
Доводы истца о том, что земельный участок стоит на кадастровом учете в заявленных границах, судом приняты не могут быть, поскольку формирование, постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 4 553 кв.м. сами по себе не являются основаниями для предоставления истцу в собственность земельного участка указанной площади как владельцу жилого дома.
При этом суд обращает внимание, что изначально земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка № № дачному некоммерческому партнерству «Стройресурс» площадью 70 000 кв.м., для дачного строительства. В последующем, не изменяя площадь земельного участка, была изменена категория земельного участка и вид разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ при наличии вида разрешенного использования изменена площадь земельного участка посредством разделения земельного участка площадью 70 000 кв.м. на 46 земельных участков. Образованные земельные участки находятся у правообладателей на праве аренды.
Предельные размеры земельных участков в первую очередь необходимо учитывать при формировании земельных участков. Как следует из пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Таким образом, закон запрещает формировать земельные участки меньше (больше) по площади, чем установлено градостроительным регламентом.
Вместе с тем, как следует из пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Выдавая градостроительный план земельного участка, администрация Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области исходила от существовавших Правил землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области, указывая на максимальную площадь земельного участка 1 500 кв.м., что отражено в градостроительном плане.
Таким образом, для определения (или обоснования) площади испрашиваемого земельного участка заявитель обязан учитывать уже имеющуюся нормативную величину. Если в отношении земельного участка распространяют действие градостроительные регламенты, то предельные (максимальные и минимальные) размеры таких участков определяется в соответствии с ними (пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ). Если же в отношении земельного участка градостроительные регламенты не распространяются или не устанавливаются - их размеры определяются в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ).
В период подписания соглашения от 01.08.2016 истцом действовало Решение районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 17.11.2004 № 39 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», на момент получения Градостроительного плана земельного участка на строительство индивидуального жилого дома действовали Правила землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденные решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.06.2009 № 17, устанавливающие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства, где для индивидуальных жилых домов максимальные размер земельного участка составляет 0, 15 га, при наличии информации о названных актах выше, где истец должен был действовать осмотрительно, понимая о возможности оформления в будущем земельного участка заявленной площади в собственность.
В обосновании позиции о возможности предоставления испрашиваемой площади истец ссылается на положения пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
Само содержание нормы направлено на регулирование допустимой максимальной площади всех земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности у граждан, для ведения личного подсобного хозяйства в размере не более 2, 5 га, что исключает наличие одного земельного участка, заявленной истцом площади с учетом его вида разрешенного использования – для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Истцом не приведено ни одного из предусмотренных законом оснований, дающих право требования предоставить земельный участок именно площадью 4 553 кв.м. в собственность без проведения торгов, как и заключение договора купли-продажи земельного участка заявленной площадью, как и не представлено доказательств необходимости использования земельного участка площадью 4 553 кв.м. для жилого дома площадью 65, 7 кв.м., что не исключает предоставления земельного участка площадью, допустимой с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных Решением Совета Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.06.2009 № 17.
При таких обстоятельствах, требования истца в заявленном виде не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющиеся для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).
Учитывая, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательств является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области об обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области об обязании предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение составлено 10 марта 2022 года.