Дело № 2-611/24
УИД 45RS0026-01-2023-011834-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.
при секретаре Горелой Т.Н.
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – ОСФР по Курганской области), в котором, с учетом изменений, заявленных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осмотрщик-ремонтник вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД.
В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не были зачтены спорные периоды. С решением об отказе не согласен, указывает, что периоды работы подтверждены представленными в материалы дела документами, работал в должности осмотрщика-ремонтника вагонов.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – адвокат по ордеру ФИО2 заявленные измененные требования поддержали, выводы эксперта не оспаривали.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании с иском не согласился по доводам отзыва на иск, выводы экспертизы не оспаривал.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Согласно п. 2 ст. 30 данного закона Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Согласно материалам дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 12 лет 6 месяцев.
С 01.10.2021 Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области и образованием нового юридического лица – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области. С 01.01.2023 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на основании постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области № 317п от 09.12.2022 «О переименовании Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (осмотрщик-ремонтник вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД), т.к. стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании определения Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза условий труда истца по материалам настоящего гражданского дела, экспертом Главного управления по труду и занятости населения Курганской области составлено заключение №-ЭТД от ДД.ММ.ГГГГ и установлено следующее.
Согласно записям в трудовой книжке, личной карточке по форме № Т-2, приказам по личному составу ФИО1 работал в Вагонном депо Курган Южно-Уральской железной дороги (Вагонное депо - структурное подразделение ФГУП «ЮУЖД» МПС России, Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», Эксплуатационное Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»): с ДД.ММ.ГГГГ переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда в пункт технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в разделе «Сведения о трудовом стаже и заработке за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ код особых условий труда не указан.
Представлена справка Эксплуатационного вагонного депо Челябинск Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» №/К от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая характер работы и условия труда, согласно которой ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (так в документе) работал осмотрщиком-ремонтником вагонов, занятым на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральной железной дороги. Работал в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес>. Был занят на указанных работах полный рабочий день.
Согласно справке <адрес> относилась и относится к внеклассным станциям магистральной железной дороги (на основании справки отнесения перегонов магистральных участков ЮУЖД к категории движения на основании графика движения, утвержденного МПС).
Согласно справке условия труда и характер работы ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (так в документе) соответствуют Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В качестве основания для составления справки указаны личная карточка по форме № Т-2, технологический процесс, штатное расписание за 2010 г., книги приказов по личному составу за 2010 г., расчетные ведомости за 2010 г.
Ранее Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области проводилась государственная экспертиза условий труда других работников предприятия.
В материалах дела по другому работнику были представлены данные о реорганизации предприятия.
С ДД.ММ.ГГГГ Вагонное депо Курган переименовано в вагонное депо - структурное подразделение Курганского отделения - филиала Федерального Государственного унитарного предприятия «ЮУЖД» МПС РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ вагонное депо - структурное подразделение Курганского отделения - филиала Федерального Государственного унитарного предприятия «ЮУЖД» МПС РФ переименовано в Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
С ДД.ММ.ГГГГ Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» переименовано в ремонтное вагонное депо Курган Дирекции по ремонту грузовых вагонов Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
С ДД.ММ.ГГГГ на базе эксплуатационных участков вагонного депо Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» создано эксплуатационное вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
С ДД.ММ.ГГГГ ремонтное вагонное депо Курган Дирекции по ремонту грузовых вагонов Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» упразднено. Создано вагонное ремонтное депо Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО «РЖД».
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и созданием Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» эксплуатационное вагонное депо Курган включено в составе структурного подразделения в состав Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
С ДД.ММ.ГГГГ эксплуатационное вагонное депо Курган Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» включено в состав Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
По данным предыдущих экспертиз ПТО имелись на <адрес>, пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) - на <адрес>.
Также в материалах дела по другому работнику предприятия было представлено штатное расписание Вагонного депо Курган на 1981 г., согласно которому в Вагонном депо имелись осмотрщики.
Осмотрщики указаны в подразделениях:
- статья №: осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 5 разряда, 5 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 5 шт. ед.,
- Восточный парк статья №: осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 6 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники под сдвоенными операциями 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 52 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов по ремонту автотормозов 5 разряда, 27 шт. ед., осмотрщики-ремонтники по пробе автотормозов 4 разряда 27 шт. ед., осмотрщики вагонов на подъездных путях 4 разряда, 4 шт. ед.;
- Западный парк статья №: осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 6 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники под сдвоенными операциями 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 47 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов по ремонту автотормозов 5 разряда, 28 шт. ед., осмотрщики-ремонтники по пробе автотормозов 4 разряда 27 шт. ед., осмотрщики по сохранности вагонов 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники грузового двора по сохранности 4 разряда, 8 шт. ед.;
- статья №: осмотрщики контейнеров 3 разряда, 4 шт. ед.
В материалах дела по другому работнику Вагонного депо <адрес> была представлена справка № ИСХ.4851/ЮУР НДА от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Вагонное депо Курган ЮУЖД обслуживало семь парков, расположенных последовательно: Восточный - парк «В», Пассажирский - парк «П», Западный - парк «3», Технический - парк «Т», Сортировочный -парк «К», грузовой - парк «Г», парк «Заводской».
Профессии осмотрщик вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов предусмотрены в «Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016», утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94», утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367.
В характеристику работ по профессии осмотрщик-ремонтник вагонов в соответствии с разделом «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) выпуска № 56, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, входит: техническое обслуживание с пролазкой для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок, электро- и радиооборудования, приборов отопления вагонов, полов, крыш крытых и изотермических вагонов, обслуживание сложных универсальных установок и самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов, содержание в исправном состоянии и ремонт электродвигателей электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования универсальных установок и машин, обеспечение сохранности грузовых вагонов, предупреждение повреждения их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, оформление технической документации на поврежденные вагоны, передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов, технический осмотр, ремонт вагонов и контейнеров, определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, оформление на контейнеры нарядов, форм, ведомостей, ведение учета неисправных вагонов и контейнеров, определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров, организация и руководство работой бригад, составление технических актов на поврежденные и исключаемые из инвентаря вагоны и контейнеры, ограждение поезда при ремонте.
При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий; при техническом осмотре и ремонте контейнеров на контейнерных площадках - 4 разряд;
при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных, участковых и промежуточных станциях - 5 разряд;
при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов - 6 разряд;
при техническом осмотре вагонов, устранении неисправностей перед погрузкой и при ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов, минераловозов и др.), вагонов по перевозке автомобилей на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных и участковых станциях, пунктах формирования (оборота) пассажирских поездов, на внеклассных пассажирских станциях и пунктах перестановки грузовых и пассажирских вагонов - 7 разряд.
Старший осмотрщик-ремонтник вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков-ремонтников вагонов, которыми он руководит.
В характеристику работ по профессии осмотрщик вагонов входит: технический осмотр контейнеров и вагонов с пролазкой для выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов, определение дефектов в ходовых частях, кузове, узлах и деталях вагонов при помощи измерительных инструментов и по наружном виду, осуществление мер по обеспечению сохранности грузовых вагонов и контейнеров, предупреждению повреждений их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, технический осмотр контейнеров и определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, нанесение меловых пометок о неисправностях вагонов, подлежащих устранению, без отцепки и с отцепкой вагонов от поездов и оформление уведомлений о неисправности вагонов, осмотр и сдача в эксплуатацию вагонов после их ремонта, участие в работах по устранению неисправностей вагонов и контейнеров и другие работы.
При техническом осмотре и устранении неисправностей универсальных и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных площадках, на пунктах технического обслуживания, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий - 3 разряд;
при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на пунктах технического обслуживания, размещаемых на участковых станциях и крупных сортировочных станциях массовой погрузки и выгрузки грузов, пунктах технического обслуживания пассажирских поездов магистрального железнодорожного транспорта - 4 разряд;
при осмотре, подготовке к перевозкам и ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов и др.), а также при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на межгосударственных и междорожных пунктах передачи - 5 разряд.
Старший осмотрщик вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов, которыми он руководит.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОКО 10-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 30.12.1993 № 298, профессии осмотрщик вагонов и осмотрщик-ремонтник вагонов - это специфические профессии железнодорожного транспорта, относящиеся к группе «Профессии рабочих транспорта», базовой группе 7511 «Профессии рабочих по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта». Работники, входящие в данную группу профессий, выполняют обязанности по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта, в том числе работы по техническому осмотру вагонов для выявления неисправностей, техническому осмотру и ремонту контейнеров и другие обязанности.
Профессия бригадир осмотрщиков-ремонтников (осмотрщиков) вагонов «Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016», «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» не предусмотрена.
Бригадиром осмотрщиков-ремонтников (осмотрщиков) вагонов назначают рабочего (осмотрщика-ремонтника вагонов, осмотрщика вагонов) из состава бригады, на которого дополнительно возложены обязанности по руководству бригадой. Бригадиром назначается рабочий более высокой квалификации.
Согласно Типовому положению о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.12.1980 № 389/22-119, бригадир рабочей бригады может быть освобожденным (заниматься только вопросами руководства бригадой рабочих) и неосвобожденным (выполняет рабочие функции одновременно с руководством бригадой). Как правило, освобожденный бригадир назначается в бригадах с большим количеством работников.
Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 (далее - Список от 24.04.1992 № 272), предусмотрены: осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог; осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
Согласно разъяснению Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, бригадиры пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях: а) когда их профессия прямо предусмотрена в Списках; б) когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции «бригадира» и не освобождены от своей основной работы по профессии.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников вагонов необходимо знать, на каких станциях и пунктах обслуживания они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I - V классов.
Порядок определения классности железнодорожной станции устанавливается ОАО «РЖД».
Отнесение железнодорожных станций к классам производится:
внеклассных, I и II классов - начальником Дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой; станций III, IV и V классов - начальником Дирекции управления движением.
Отнесение железнодорожных станций к внеклассным согласовывается с Центральной дирекцией.
В материалах дела по другому работнику была представлена справка Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, в соответствии со справкой о классности железнодорожной станции Курган Курганского отделения ЮУЖД, железнодорожная станция Курган в период с 1993 г. по 2000 г. являлась внеклассной станцией.
Был представлен приказ Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении участков и подразделений отраслевых линейных предприятий к группам и классам по оплате труда руководителей», согласно которому: <адрес> основной - внеклассная станция.
Был представлен приказ Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении линейных станций к классам по оплате труда руководителей», согласно которому: <адрес> основной - внеклассная станция.
Также в материалах дел по другим работникам были представлены справки, например, справка Курганского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» №/ДЦС-З от ДД.ММ.ГГГГ по интенсивности движения поездов по железнодорожной станции Курган, а также классности железнодорожной станции Курган в период с 1987 г. по 2002 г., согласно которой <адрес> в указанный период относилась к внеклассным станциям, <адрес> - к станциям первого класса.
Классность станции определяется на основании суммирования баллов по определенным показателям, характеризующим объем работы станции. Одним их таких показателей является количество отправляемых поездов. По данным справки № интенсивность движения поездов (количество пар поездов в сутки) в период с 1987 г. по 2002 г. уменьшилась с 234 до 108. При этом <адрес> на протяжении всего указанного периода относилась к внеклассным.
В материалы дела по иску ФИО1 представлена справка о классности железнодорожных станций Курганского отделения ЮУЖД, согласно которой станция Курган в период с 1980 г. по 2009 г. являлась внеклассной станцией.
За 2010 г. информация о классности железнодорожных станций Курганского отделения ЮУЖД представлена только в отношении <адрес> - внеклассная станция (перечень станций Южно-Уральской железной дороги для отнесения их к группам (классам) по оплате труда руководителей и специалистом по итогам работы за 2010 г., утвержденный ДД.ММ.ГГГГ).
В материалах дела по другому работнику была представлена справка Эксплуатационного вагонного депо Челябинск Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» №/К от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой <адрес> относилась и относится к внеклассным станциям магистральной железной дороги, согласно справке об отнесении перегонов магистральных участков ЮУЖД в категории движения, составленной на основании графика движения, утвержденного МПС.
Подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав должны своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.
На железнодорожном транспорте существуют две системы технического обслуживания ремонтов (ТО и Р): «по потребности»; планово-предупредительная.
Система «по потребности» предусматривает направление машины в ремонт после появления отказа. Планово-предупредительная система ТО и Р машин основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов ТО и Р каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.
В РФ принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин (ППР), которая представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Технологический процесс ТО и Р предусматривает следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов:
- ТО - техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;
- ТР-1 - текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;
- ТР-2 - текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
- текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).
Для пассажирских вагонов установлены следующие виды технического обслуживания:
- ТО-1 выполняется перед отправлением в рейс в пунктах формирования и оборота, а также в пути следования;
- ТО-2 выполняется перед началом летних и зимних перевозок;
- ТО-3 - единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через 6 месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования.
Кроме перечисленных видов ТО может также производиться текущий ремонт (ТР) с отцепкой вагона от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота. Для рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) устанавливаются свои сроки ремонта и технического обслуживания.
Для локомотивов и тяговых агрегатов проводятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, средние и капитальные ремонты. Текущие и средние ремонты должны обеспечивать гарантированную работоспособность машины до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц (узлов) и деталей в объеме, определенном техническим состоянием машины.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министром путей сообщения Российской Федерации 26.04.1993 техническое обслуживание вагонов производится на пунктах технического обслуживания (ПТО), входящих в состав пассажирских вагонных депо (ЛВЧД). По характеру работы и виду выполняемого ТО различают пункты технического обслуживания (ПТО), пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) и др. Для выполнения работ по техническому обслуживанию пассажирских вагонов на ПТО используют отведенные в этих целях ремонтно-экипировочные и специализированные пути текущего ремонта и производства единой технической ревизии.
Техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, в вагонных депо и на заводах.
При техническом обслуживании проверяется:
- состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам;
- исправность действия тормозного оборудования и автосцепного устройства;
- состояние и исправность ходовых частей (тележек);
- суммарный минимальный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов, зазоры между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца восьмиосной цистерны;
- исправность кузовов и котлов цистерн, гарантирующая сохранность перевозимых грузов;
- исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней;
- наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и оборудования подвижного состава и другие показатели технической готовности.
Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией погрузки.
На станциях формирования и расформирования, в пути следования - на станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован. На этих станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.
Безотцепочный ремонт вагонов - ремонт вагонов при техническом обслуживании (ТО) непосредственно в поездах или при подготовке вагонов к перевозкам. Он выполняется после осмотра вагонов для устранения обнаруженных неисправностей. К данному виду ремонта относится устранения незначительных объемов неисправностей в ходовой части, тормозной системе, исправление крышек, запоров, люков и т.д.
На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания.
Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления об их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет пунктов технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги.
Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших соответствующее обучение работников пункта технического обслуживания (ПТО) вагонов. Порядок проведения совмещенного осмотра устанавливает начальник отделения железной дороги (извлечение из «Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных заместителем Министра путей сообщения РФ 29.12.1995).
Все прибывшие на станцию и отправленные с нее груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов.
Перечисленные виды технического обслуживания и ремонта вагонов в Вагонном депо выполняются осмотрщиками вагонов и осмотрщиками-ремонтниками вагонов, что дополнительно подтверждается представленными в материалах дела по другим работникам производственными приказами по Курганскому отделению №от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по организации и оптимизации работ технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
По материалам дела эксперт пришел к выводу, что условия труда и характер работы ФИО1 в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Эксплуатационном Вагонном депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД») соответствуют профессии, предусмотренной Списком от ДД.ММ.ГГГГ№: осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
В соответствии с пунктом 5 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, временной нетрудоспособности.
В материалах дела представлены лицевые счета по заработной плате, согласно которым в апреле и мае 2010 г. имелись периоды оплаты по среднему (причина, а также точные даты периода, когда оплата производилась по среднему, неизвестны).
Суд принимает экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭТД как допустимое доказательство по делу, поскольку экспертиза проведена по материалам гражданского дела, заключение является полным, обоснованным, мотивированным, сомнений не вызывает, эксперт не заинтересован в исходе дела, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложное заключение, достоверных и достаточных доказательств, опровергающих данные выводы, сторонами в материалы дела не представлено.
Ответчиком не представлено согласно ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих выводы эксперта о соответствии условий труда и характера работы ФИО1 в периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности осмотрщиком-ремонтником вагонов в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес> профессиям, предусмотренным Списком № 2 от 26.01.1991.
Согласно справке, уточняющей характер работы, выданной Эксплуатационным вагонным депо Челябинск, от ДД.ММ.ГГГГ№/к в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал полный рабочий день, сведения об отвлечениях соответствуют выписке с ДД.ММ.ГГГГ из индивидуального лицевого счета ФИО1
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) за спорные периоды работодателем в отношении ФИО1 сведения о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, иных периодах отвлечений не предоставлены (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период временной нетрудоспособности).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постоянная занятость истца подтверждена материалами дела, ответчиком не опровергнута.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы в должности осмотрщиком-ремонтником вагонов в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца полежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа ФИО1 в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (№) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дерябина
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2024 г.