ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-611/24 от 13.02.2024 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-611/24

УИД 45RS0026-01-2023-011834-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Горелой Т.Н.

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – ОСФР по Курганской области), в котором, с учетом изменений, заявленных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части, обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осмотрщик-ремонтник вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД.

В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не были зачтены спорные периоды. С решением об отказе не согласен, указывает, что периоды работы подтверждены представленными в материалы дела документами, работал в должности осмотрщика-ремонтника вагонов.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – адвокат по ордеру ФИО2 заявленные измененные требования поддержали, выводы эксперта не оспаривали.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании с иском не согласился по доводам отзыва на иск, выводы экспертизы не оспаривал.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Согласно п. 2 ст. 30 данного закона Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Согласно материалам дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 12 лет 6 месяцев.

С 01.10.2021 Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области и образованием нового юридического лица – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области. С 01.01.2023 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на основании постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области № 317п от 09.12.2022 «О переименовании Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (осмотрщик-ремонтник вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД), т.к. стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании определения Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза условий труда истца по материалам настоящего гражданского дела, экспертом Главного управления по труду и занятости населения Курганской области составлено заключение -ЭТД от ДД.ММ.ГГГГ и установлено следующее.

Согласно записям в трудовой книжке, личной карточке по форме № Т-2, приказам по личному составу ФИО1 работал в Вагонном депо Курган Южно-Уральской железной дороги (Вагонное депо - структурное подразделение ФГУП «ЮУЖД» МПС России, Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», Эксплуатационное Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»): с ДД.ММ.ГГГГ переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда в пункт технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов.

В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в разделе «Сведения о трудовом стаже и заработке за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ код особых условий труда не указан.

Представлена справка Эксплуатационного вагонного депо Челябинск Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» /К от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая характер работы и условия труда, согласно которой ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (так в документе) работал осмотрщиком-ремонтником вагонов, занятым на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральной железной дороги. Работал в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес>. Был занят на указанных работах полный рабочий день.

Согласно справке <адрес> относилась и относится к внеклассным станциям магистральной железной дороги (на основании справки отнесения перегонов магистральных участков ЮУЖД к категории движения на основании графика движения, утвержденного МПС).

Согласно справке условия труда и характер работы ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (так в документе) соответствуют Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания для составления справки указаны личная карточка по форме № Т-2, технологический процесс, штатное расписание за 2010 г., книги приказов по личному составу за 2010 г., расчетные ведомости за 2010 г.

Ранее Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области проводилась государственная экспертиза условий труда других работников предприятия.

В материалах дела по другому работнику были представлены данные о реорганизации предприятия.

С ДД.ММ.ГГГГ Вагонное депо Курган переименовано в вагонное депо - структурное подразделение Курганского отделения - филиала Федерального Государственного унитарного предприятия «ЮУЖД» МПС РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ вагонное депо - структурное подразделение Курганского отделения - филиала Федерального Государственного унитарного предприятия «ЮУЖД» МПС РФ переименовано в Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

С ДД.ММ.ГГГГ Вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» переименовано в ремонтное вагонное депо Курган Дирекции по ремонту грузовых вагонов Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

С ДД.ММ.ГГГГ на базе эксплуатационных участков вагонного депо Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» создано эксплуатационное вагонное депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

С ДД.ММ.ГГГГ ремонтное вагонное депо Курган Дирекции по ремонту грузовых вагонов Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» упразднено. Создано вагонное ремонтное депо Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиала ОАО «РЖД».

С ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и созданием Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» эксплуатационное вагонное депо Курган включено в составе структурного подразделения в состав Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

С ДД.ММ.ГГГГ эксплуатационное вагонное депо Курган Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» включено в состав Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

По данным предыдущих экспертиз ПТО имелись на <адрес>, пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) - на <адрес>.

Также в материалах дела по другому работнику предприятия было представлено штатное расписание Вагонного депо Курган на 1981 г., согласно которому в Вагонном депо имелись осмотрщики.

Осмотрщики указаны в подразделениях:

- статья : осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 5 разряда, 5 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 5 шт. ед.,

- Восточный парк статья : осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 6 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники под сдвоенными операциями 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 52 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов по ремонту автотормозов 5 разряда, 27 шт. ед., осмотрщики-ремонтники по пробе автотормозов 4 разряда 27 шт. ед., осмотрщики вагонов на подъездных путях 4 разряда, 4 шт. ед.;

- Западный парк статья : осмотрщики-ремонтники вагонов (неосвобожденные бригадиры) 6 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники под сдвоенными операциями 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов 5 разряда, 47 шт. ед., осмотрщики-ремонтники вагонов по ремонту автотормозов 5 разряда, 28 шт. ед., осмотрщики-ремонтники по пробе автотормозов 4 разряда 27 шт. ед., осмотрщики по сохранности вагонов 4 разряда, 4 шт. ед., осмотрщики-ремонтники грузового двора по сохранности 4 разряда, 8 шт. ед.;

- статья : осмотрщики контейнеров 3 разряда, 4 шт. ед.

В материалах дела по другому работнику Вагонного депо <адрес> была представлена справка № ИСХ.4851/ЮУР НДА от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Вагонное депо Курган ЮУЖД обслуживало семь парков, расположенных последовательно: Восточный - парк «В», Пассажирский - парк «П», Западный - парк «3», Технический - парк «Т», Сортировочный -парк «К», грузовой - парк «Г», парк «Заводской».

Профессии осмотрщик вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов предусмотрены в «Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016», утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94», утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367.

В характеристику работ по профессии осмотрщик-ремонтник вагонов в соответствии с разделом «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) выпуска № 56, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, входит: техническое обслуживание с пролазкой для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок, электро- и радиооборудования, приборов отопления вагонов, полов, крыш крытых и изотермических вагонов, обслуживание сложных универсальных установок и самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов, содержание в исправном состоянии и ремонт электродвигателей электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования универсальных установок и машин, обеспечение сохранности грузовых вагонов, предупреждение повреждения их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, оформление технической документации на поврежденные вагоны, передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов, технический осмотр, ремонт вагонов и контейнеров, определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, оформление на контейнеры нарядов, форм, ведомостей, ведение учета неисправных вагонов и контейнеров, определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров, организация и руководство работой бригад, составление технических актов на поврежденные и исключаемые из инвентаря вагоны и контейнеры, ограждение поезда при ремонте.

При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий; при техническом осмотре и ремонте контейнеров на контейнерных площадках - 4 разряд;

при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных, участковых и промежуточных станциях - 5 разряд;

при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов - 6 разряд;

при техническом осмотре вагонов, устранении неисправностей перед погрузкой и при ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов, минераловозов и др.), вагонов по перевозке автомобилей на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных и участковых станциях, пунктах формирования (оборота) пассажирских поездов, на внеклассных пассажирских станциях и пунктах перестановки грузовых и пассажирских вагонов - 7 разряд.

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков-ремонтников вагонов, которыми он руководит.

В характеристику работ по профессии осмотрщик вагонов входит: технический осмотр контейнеров и вагонов с пролазкой для выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов, определение дефектов в ходовых частях, кузове, узлах и деталях вагонов при помощи измерительных инструментов и по наружном виду, осуществление мер по обеспечению сохранности грузовых вагонов и контейнеров, предупреждению повреждений их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях, технический осмотр контейнеров и определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов, нанесение меловых пометок о неисправностях вагонов, подлежащих устранению, без отцепки и с отцепкой вагонов от поездов и оформление уведомлений о неисправности вагонов, осмотр и сдача в эксплуатацию вагонов после их ремонта, участие в работах по устранению неисправностей вагонов и контейнеров и другие работы.

При техническом осмотре и устранении неисправностей универсальных и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных площадках, на пунктах технического обслуживания, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий - 3 разряд;

при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на пунктах технического обслуживания, размещаемых на участковых станциях и крупных сортировочных станциях массовой погрузки и выгрузки грузов, пунктах технического обслуживания пассажирских поездов магистрального железнодорожного транспорта - 4 разряд;

при осмотре, подготовке к перевозкам и ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов и др.), а также при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на межгосударственных и междорожных пунктах передачи - 5 разряд.

Старший осмотрщик вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов, которыми он руководит.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОКО 10-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 30.12.1993 № 298, профессии осмотрщик вагонов и осмотрщик-ремонтник вагонов - это специфические профессии железнодорожного транспорта, относящиеся к группе «Профессии рабочих транспорта», базовой группе 7511 «Профессии рабочих по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта». Работники, входящие в данную группу профессий, выполняют обязанности по обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов железнодорожного транспорта, в том числе работы по техническому осмотру вагонов для выявления неисправностей, техническому осмотру и ремонту контейнеров и другие обязанности.

Профессия бригадир осмотрщиков-ремонтников (осмотрщиков) вагонов «Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016», «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» не предусмотрена.

Бригадиром осмотрщиков-ремонтников (осмотрщиков) вагонов назначают рабочего (осмотрщика-ремонтника вагонов, осмотрщика вагонов) из состава бригады, на которого дополнительно возложены обязанности по руководству бригадой. Бригадиром назначается рабочий более высокой квалификации.

Согласно Типовому положению о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.12.1980 № 389/22-119, бригадир рабочей бригады может быть освобожденным (заниматься только вопросами руководства бригадой рабочих) и неосвобожденным (выполняет рабочие функции одновременно с руководством бригадой). Как правило, освобожденный бригадир назначается в бригадах с большим количеством работников.

Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 (далее - Список от 24.04.1992 № 272), предусмотрены: осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог; осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Согласно разъяснению Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, бригадиры пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях: а) когда их профессия прямо предусмотрена в Списках; б) когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции «бригадира» и не освобождены от своей основной работы по профессии.

При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников вагонов необходимо знать, на каких станциях и пунктах обслуживания они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I - V классов.

Порядок определения классности железнодорожной станции устанавливается ОАО «РЖД».

Отнесение железнодорожных станций к классам производится:

внеклассных, I и II классов - начальником Дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой; станций III, IV и V классов - начальником Дирекции управления движением.

Отнесение железнодорожных станций к внеклассным согласовывается с Центральной дирекцией.

В материалах дела по другому работнику была представлена справка Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, в соответствии со справкой о классности железнодорожной станции Курган Курганского отделения ЮУЖД, железнодорожная станция Курган в период с 1993 г. по 2000 г. являлась внеклассной станцией.

Был представлен приказ Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении участков и подразделений отраслевых линейных предприятий к группам и классам по оплате труда руководителей», согласно которому: <адрес> основной - внеклассная станция.

Был представлен приказ Курганского отделения Южно-Уральской Ордена Октябрьской Революции железной дороги МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении линейных станций к классам по оплате труда руководителей», согласно которому: <адрес> основной - внеклассная станция.

Также в материалах дел по другим работникам были представлены справки, например, справка Курганского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» /ДЦС-З от ДД.ММ.ГГГГ по интенсивности движения поездов по железнодорожной станции Курган, а также классности железнодорожной станции Курган в период с 1987 г. по 2002 г., согласно которой <адрес> в указанный период относилась к внеклассным станциям, <адрес> - к станциям первого класса.

Классность станции определяется на основании суммирования баллов по определенным показателям, характеризующим объем работы станции. Одним их таких показателей является количество отправляемых поездов. По данным справки интенсивность движения поездов (количество пар поездов в сутки) в период с 1987 г. по 2002 г. уменьшилась с 234 до 108. При этом <адрес> на протяжении всего указанного периода относилась к внеклассным.

В материалы дела по иску ФИО1 представлена справка о классности железнодорожных станций Курганского отделения ЮУЖД, согласно которой станция Курган в период с 1980 г. по 2009 г. являлась внеклассной станцией.

За 2010 г. информация о классности железнодорожных станций Курганского отделения ЮУЖД представлена только в отношении <адрес> - внеклассная станция (перечень станций Южно-Уральской железной дороги для отнесения их к группам (классам) по оплате труда руководителей и специалистом по итогам работы за 2010 г., утвержденный ДД.ММ.ГГГГ).

В материалах дела по другому работнику была представлена справка Эксплуатационного вагонного депо Челябинск Центральной дирекции инфраструктуры Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» /К от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой <адрес> относилась и относится к внеклассным станциям магистральной железной дороги, согласно справке об отнесении перегонов магистральных участков ЮУЖД в категории движения, составленной на основании графика движения, утвержденного МПС.

Подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав должны своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.

На железнодорожном транспорте существуют две системы технического обслуживания ремонтов (ТО и Р): «по потребности»; планово-предупредительная.

Система «по потребности» предусматривает направление машины в ремонт после появления отказа. Планово-предупредительная система ТО и Р машин основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов ТО и Р каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.

В РФ принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин (ППР), которая представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.

Технологический процесс ТО и Р предусматривает следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов:

- ТО - техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;

- ТР-1 - текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;

- ТР-2 - текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;

- текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).

Для пассажирских вагонов установлены следующие виды технического обслуживания:

- ТО-1 выполняется перед отправлением в рейс в пунктах формирования и оборота, а также в пути следования;

- ТО-2 выполняется перед началом летних и зимних перевозок;

- ТО-3 - единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через 6 месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования.

Кроме перечисленных видов ТО может также производиться текущий ремонт (ТР) с отцепкой вагона от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота. Для рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) устанавливаются свои сроки ремонта и технического обслуживания.

Для локомотивов и тяговых агрегатов проводятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, средние и капитальные ремонты. Текущие и средние ремонты должны обеспечивать гарантированную работоспособность машины до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц (узлов) и деталей в объеме, определенном техническим состоянием машины.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министром путей сообщения Российской Федерации 26.04.1993 техническое обслуживание вагонов производится на пунктах технического обслуживания (ПТО), входящих в состав пассажирских вагонных депо (ЛВЧД). По характеру работы и виду выполняемого ТО различают пункты технического обслуживания (ПТО), пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) и др. Для выполнения работ по техническому обслуживанию пассажирских вагонов на ПТО используют отведенные в этих целях ремонтно-экипировочные и специализированные пути текущего ремонта и производства единой технической ревизии.

Техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, в вагонных депо и на заводах.

При техническом обслуживании проверяется:

- состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам;

- исправность действия тормозного оборудования и автосцепного устройства;

- состояние и исправность ходовых частей (тележек);

- суммарный минимальный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов, зазоры между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца восьмиосной цистерны;

- исправность кузовов и котлов цистерн, гарантирующая сохранность перевозимых грузов;

- исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней;

- наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и оборудования подвижного состава и другие показатели технической готовности.

Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией погрузки.

На станциях формирования и расформирования, в пути следования - на станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован. На этих станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.

Безотцепочный ремонт вагонов - ремонт вагонов при техническом обслуживании (ТО) непосредственно в поездах или при подготовке вагонов к перевозкам. Он выполняется после осмотра вагонов для устранения обнаруженных неисправностей. К данному виду ремонта относится устранения незначительных объемов неисправностей в ходовой части, тормозной системе, исправление крышек, запоров, люков и т.д.

На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания.

Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления об их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет пунктов технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги.

Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших соответствующее обучение работников пункта технического обслуживания (ПТО) вагонов. Порядок проведения совмещенного осмотра устанавливает начальник отделения железной дороги (извлечение из «Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных заместителем Министра путей сообщения РФ 29.12.1995).

Все прибывшие на станцию и отправленные с нее груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов.

Перечисленные виды технического обслуживания и ремонта вагонов в Вагонном депо выполняются осмотрщиками вагонов и осмотрщиками-ремонтниками вагонов, что дополнительно подтверждается представленными в материалах дела по другим работникам производственными приказами по Курганскому отделению от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по организации и оптимизации работ технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

По материалам дела эксперт пришел к выводу, что условия труда и характер работы ФИО1 в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Эксплуатационном Вагонном депо Курган Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД») соответствуют профессии, предусмотренной Списком от ДД.ММ.ГГГГ: осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

В соответствии с пунктом 5 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, временной нетрудоспособности.

В материалах дела представлены лицевые счета по заработной плате, согласно которым в апреле и мае 2010 г. имелись периоды оплаты по среднему (причина, а также точные даты периода, когда оплата производилась по среднему, неизвестны).

Суд принимает экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ-ЭТД как допустимое доказательство по делу, поскольку экспертиза проведена по материалам гражданского дела, заключение является полным, обоснованным, мотивированным, сомнений не вызывает, эксперт не заинтересован в исходе дела, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложное заключение, достоверных и достаточных доказательств, опровергающих данные выводы, сторонами в материалы дела не представлено.

Ответчиком не представлено согласно ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих выводы эксперта о соответствии условий труда и характера работы ФИО1 в периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности осмотрщиком-ремонтником вагонов в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес> профессиям, предусмотренным Списком № 2 от 26.01.1991.

Согласно справке, уточняющей характер работы, выданной Эксплуатационным вагонным депо Челябинск, от ДД.ММ.ГГГГ/к в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал полный рабочий день, сведения об отвлечениях соответствуют выписке с ДД.ММ.ГГГГ из индивидуального лицевого счета ФИО1

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) за спорные периоды работодателем в отношении ФИО1 сведения о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, иных периодах отвлечений не предоставлены (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период временной нетрудоспособности).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постоянная занятость истца подтверждена материалами дела, ответчиком не опровергнута.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы в должности осмотрщиком-ремонтником вагонов в пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца полежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на пункте технического обслуживания вагонов пассажирского парка станции Курган в Эксплуатационном вагонном депо Курган ЮУЖД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН <***>) в пользу ФИО1 () расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Дерябина

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2024 г.