№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Склярове Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит обязать ИП ФИО1 разработать программу производственного экологического контроля в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, заявку на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что ИП ФИО1 допускаются нарушения в указанной сфере.
Так, ИП ФИО1 не выполнена обязанность по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля.
Проверкой установлено, что ИП ФИО1 осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 2-мя стационарными источниками - отопительными котлами, расположенными по адресу: <адрес>.
В нарушение требований закона ИП ФИО1 программа производственного экологического контроля не разрабатывалась и не утверждалась.
Кроме того, ИП ФИО1 не выполнена обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, ИП ФИО1 не стоит на государственном учете в качестве объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, соответствующая заявка о постановке на учет в установленный законом срок не направлена.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что ИП ФИО1 не соблюдаются требования закона об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью граждан, нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, а также негативного воздействия на уникальные природные комплексы, в том числе озеро Байкал, объекты растительного и животного мира.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Доржиев Б.А. исковые требования уточнил, просил обязать ИП ФИО1 разработать программу производственного экологического контроля в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать направить в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, заявку на постановку на государственный учет двух объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – отопительных котлов, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик ИП ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания. Ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, о причинах неявки суду не сообщил. Определением суда постановлено о рассмотрении дела в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Судом установлено, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением государственного инспектора РБ по охране природы проведена совместная выездная проверка соблюдения экологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Установлено, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ИП ФИО1 на территории гостиничного комплекса «Хуторок» помещения всего гостиничного комплекса отапливаются при помощи двух котлов «Тополь М.». Фактически на территории комплекса размещено 4 котла. На момент окончания проверки при осуществлении деятельности ИП ФИО1 установлены следующие нарушения: отсутствует программа производственного экологического контроля, что является нарушением ст. 8.5 КоАП РФ, отсутствуют паспорта отходов I-IV класса опасности, что является нарушением ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, ИП ФИО1 не состоит на государственном учете как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 8.46 КоАП РФ, отсутствует журнал движения отходов, образованных в ходе осуществления хозяйственной деятельности, что является нарушением ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Из справки старшего помощника межрайонного прокурора Доржиева Б.А. о результатах проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха следует, что ИП ФИО1 осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 2-мя стационарными источниками – отопительными котлами, расположенным по адресу: <адрес>. ИП ФИО1 не состоит на государственном учете в качестве объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, соответствующая заявка о постановке на учет в установленный законом срок не направлена. ИП ФИО1 программа государственного экологического контроля не разрабатывалась и не утверждалась, отчеты об исполнении указанной программы отсутствуют.
Постановлением Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа.
Согласно статье 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, не приводящий к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду и с учетом презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ установлено, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Статья 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ устанавливает, что государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается в том числе на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущении необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
В силу статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу части 7 указанной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение вышеуказанных требований закона ИП ФИО1 программа производственного экологического контроля не разрабатывалась и не утверждалась.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В нарушение указанного требования закона ИП ФИО1 не стоит на государственном учете в качестве объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, соответствующая заявка о постановке на учет в установленный законом срок не направлена.
Таким образом, ИП ФИО1 не соблюдены требования закона об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью граждан, нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, а также негативного воздействия на уникальные природные комплексы, в том числе озеро Байкал, объекты растительного и животного мира.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО1 об устранении нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
Выслушать доводы ответчика и дать оценку представленным им доказательствам не представилось возможным ввиду неявки в судебное заседание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать программу производственного экологического контроля в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 направить в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, заявку на постановку на государственный учет двух объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – отопительных котлов, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.Д. Бунаева