ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6128/2016 от 03.11.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-6128/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Сочи 03 ноября 2016 г.

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,

с участием истца Т.Ф.,

представителя ответчика - администрации города Сочи В.В., действующей на основании доверенности . от (.),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Т.Ф. к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения, принятого ответчиком, и об обязанности ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца,

установил:

Т.Ф. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения, принятого ответчиком, и об обязанности ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца.

В обосновании заявленных требований Т.Ф. указала, что (.) она обратилась в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи Краснодарского края с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

Письмом ответчика от (.) в предоставлении указанной услуги ей отказано со ссылкой на п. 28 Административного регламента преоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду», утвержденного постановлением администрации города Сочи от (.)..

Считает отказ ответчика в предоставлении муниципальной услуги незаконным и нарушающим ее права и законные интересы по следующим основаниям.

Она является матерью троих детей: А.О., (.) года рождения; А.О., (.) года рождения; П.О., (.) года рождения.

Брак с отцом детей О.Н. расторгнут (.). Дети проживают совместно с ней.

Отказывая ей в предоставлении муниципальной услуги, ответчик ссылается на п. 28 Административного регламента.

Оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги п. 28 Адмистративного регламента не содержит. Данным пунктом установлено исключительно то положение, что предоставляемая муниципальная услуга является бесплатной.

При этом в своем письме ответчик указывает, что изучением сведений, представленных в порядке межведомственного взаимодействия, установлено, что постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от (.). отцу детей О.Н. предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по 9) в Центральном районе г. Сочи.

В свою очередь, основания для отказа в предоставлении услуги установлены п. 26 Административного регламента, но никак не п. 28 данного документа, одним из которых является несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям, указанным в пункте 2 настоящего Административного регламента.

Пунктом 2 Административного регламента установлено, что получателями муниципальной услуги являются граждане (одни из родителей), имеющие трех и более детей, имеющие гражданство Российской Федерации, с учетом того условия (среди прочих), что ни одному из указанных родителей на территории муниципального образования город-курорт Сочи ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства.

Из буквального содержания п.п. 2, 26 Административного регламента следует, что основанием для отказа в предоставление муниципальной услуги является имеющийся факт бесплатного предоставления в собственность земельного участка одному из родителей, имеющему троих детей.

Земельный участок бесплатно в собственность (или на ином вещном праве) для индивидуального жилищного строительства (либо ведения личного подсобного хозяйства) на территории муниципального образования город-курорт Сочи О.Н., в качестве отца троих детей, никогда не предоставлялся, поскольку, как было указано выше, О.Н. земельный участок предоставлен бесплатно в собственность в 2004 году при наличии двух детей (1997 и 2002 годов рождения), то есть до рождения третьего ребенка в 2010 году.

Следовательно, по правовому смыслу п. 2 административного регламента факт бесплатного получения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город-курорт Сочи О.Н. не является препятствием и основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги ей, Т.Ф.

Данные обстоятельства прямо указывают на расширительное толкование и неправильное применение ответчиком положений п. п. 2, 26 административного регламента, вследствие чего отказ ответчика в предоставлении ей муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» является незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.

В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи Краснодарского края в предоставлении ей, Т.Ф., муниципапьной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

Обязать Департамент имущественных администрации города Сочи Краснодарского края предоставить ей, Т.Ф. муниципальную услугу «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

В судебном заседании истец Т.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск полностью удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности В.В. исковые требования не признала. Свои возражения мотивировал тем, что постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от (.)О.Н., который является отцом детей, уже был предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 660 кв.м, расположенный по 9) в Центральном районе города Сочи, в связи с чем просила суд в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от (.).-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, является многодетной.

Федеральным законом от (.) № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, согласно которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно осуществляется при установлении законом субъекта РФ соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от (.).-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в качестве одного из обязательных условий для предоставления гражданину (одному из родителей), имеющему трех и более детей, земельного участка в собственность является нахождение многодетного родителя на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка.

Согласно пункту 2 постановления администрации города Сочи от (.) N 574 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду", получателями муниципальной услуги являются граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющие гражданство Российской Федерации с учетом соблюдения следующих условий: заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от (.) N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории муниципального образования город-курорт Сочи; ни одному из указанных родителей на территории муниципального образования город-курорт Сочи ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства; дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от (.) N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"); возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Как установлено в судебном заседании, Т.Ф. является многодетной матерью, поскольку имеет троих детей: А.О., (.) года рождения; А.О., (.) года рождения и П.О., (.) года рождения.

В связи с чем, в соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от (.).- КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» данная семья является многодетной.

(.)Т.Ф. обратилась в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

(.) письмом Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в оказании указанной муниципальной услуги Т.Ф. отказано со ссылкой на п. 28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду», утвержденного постановлением администрации города Сочи от (.)..

Отказывая в предоставлении муниципальной услуги Департамент имущественных отношений администрации города Сочи сослался на то, что изучением сведений, представленных в порядке межведомственного взаимодействия, установлено, что постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от (.). отцу детей О.Н. предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 660 кв.м., расположенный по 9) в Центральном районе г. Сочи.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от (.) N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" предусмотрены основания для отказа заявителю в постановке на учет, а именно: представление неполного пакета документов; несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям для предоставления земельных участков, установленным статьей 3 настоящего Закона; уже принятое решение о предоставлении заявителю (другому родителю) в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей.

Указанный перечень оснований закреплен также в пункте 28 Постановления администрации города Сочи от (.) N 574, в соответствии с которым основаниями для отказа Департаментом в предоставлении муниципальной услуги являются: предоставление неполного пакета документов, указанного в пункте 19 настоящего Административного регламента; несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям, указанным в пункте 2 настоящего Административного регламента; уже принятое решение о предоставлении заявителю (другому родителю) в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей.

Таким образом, Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Действительно, О.Н., являющемуся отцом двоих детей на тот момент, постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от (.). был предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 660 кв.м., расположенный по 9) в Центральном районе г. Сочи.

Однако решение о предоставлении ему в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей администрацией города Сочи не принималось.

Ответчик не представил суду доказательств того, что бывший супруг истца получил земельный участок или земельные участки для ИЖС в аренду или на ином праве именно как родитель многодетной семьи, равно как и не предоставлено доказательств законности применения п. 28 административного регламента в отношении Т.Ф.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи отказано Т.Ф. в оказании муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду" по основаниям, не предусмотренным Законом Краснодарского края от (.) N 3085-КЗ и Административным регламентом, что повлекло за собой нарушение прав Т.Ф. как многодетной матери, препятствует реализации основных принципов законодательства о социальной поддержке многодетной семьи на предоставление земельного участка в аренду в связи с наличием троих детей, ущемляет права детей, в том числе несовершеннолетних, на улучшение жилищных условий.

Указанные обстоятельства в целях защиты прав многодетной семьи суд признает достаточным основанием для удовлетворения исковых требований Т.Ф.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требование Т.Ф. к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения, принятого ответчиком и об обязанности ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении Т.Ф. муниципапьной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».

Обязать Департамент имущественных администрации города Сочи предоставить Т.Ф. муниципальную услугу «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участок в аренду».

Решение может быть обжаловано в 9)вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня его объявления.

Судья Центрального

районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова