Дело № 2-612/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Сокол,
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Лукинская Н.Н.,
при секретаре Бахиревой И.Е.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, определения кадастровой, рыночной стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику КУМИ Сокольского муниципального района о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение огородничества, без проведения торгов, определения рыночной стоимости земельного участка, определенной в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала,что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей было отказано в заключении договора аренды данного земельного участка. Схема этого земельного участка утверждена решением № Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, указанный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровые и межевые работы проводились за её счет. При изучении сведений из ЕГРН обнаружено, что кадастровая стоимость земельного участка не указана, в связи с чем, ответчик работу по предоставлению земельного участка провести не мог.Выше указанный земельный участок ранее никому не предоставлялся, строения на нем отсутствуют, ограничений и обременений нет, образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение участка: <адрес>, в границах кадастровых кварталов №, в территориальной зоне населенного пункта – ЗН, с разрешенным использованием: ведение огородничества, для которого приказом Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов <адрес>» удельный показатель кадастровой стоимости не утвержден. Отсутствие в указанном приказе удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровым кварталам №, не позволяет определить кадастровую стоимость вновь образуемого земельного участка. Как следует из отчета № об оценке рыночной стоимости имущества – земельного участка с кадастровым номером №, следует, что рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 85 000,00 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила,что она провела межевание земельного участка,написала заявление администрации сельского поселения о выделении этого земельного участка под огородничество.Из-за отсутствия кадастровой стоимости земельного участка,ответчик отказал в заключении договора аренды.В Росреестре отказано в удовлетворении требований и было разъяснено обратиться с иском в суд.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района ФИО4с иском не согласен и пояснил,что требования являются преждевременными,т.к.требование должно быть изначально предъявлено к Росреестру.После внесения соответствующего изменения в государственный реестр недвижимости,будет получена выписка с указанием стоимости.В письменном отзыве,представленном суду,указано,что ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества.КУМИ принято решение № об утверждении схемы расположения земельного участка о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду.ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено,что она может обратиться с данным заявлением лишь после внесения кадастровой стоимости в ЕГРН.КУМИ не является уполномоченным органом по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости земельного участка.В иске ответчик просит отказать.
Представитель третьего лица администрации Пригородного сельского поселения в судебное заседание не явился, судом извещался. В ранее направленном отзыве с иском согласился полностью.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, судом извещался. В ранее направленном отзыве пояснил, что в настоящее время механизм расчета кадастровой стоимости земельного участка при отсутствии установленного удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала отсутствует.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, судом извещался. В ранее направленном отзыве пояснил, что в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенным в <адрес>, земельный участок является учтенным, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества. Согласно сведениям кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не установлена. В настоящее время механизм расчета кадастровой стоимости земельного участка при отсутствии удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового учета отсутствует. Вместе с тем, исходя из имеющейся судебной практики на территории <адрес> при продаже земельных участков без проведения торгов цена земельных участков устанавливается в процентном соотношении от рыночной стоимости на основании решения суда.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» в судебное заседание не явился, судом извещался. В ранее направленном отзыве пояснил, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, сведения о земельном участке внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления на постановку на государственный кадастровый учет и межевого плана. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка местоположением: <адрес>» решено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером №, площадью 847 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: <адрес>, в кадастровых кварталах №, в территориальной зоне населенного пункта – ЗН, с разрешенным использованием: ведение огородничества, согласно приложения. Предварительно согласовать ФИО1 предоставление в аренду земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
По выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не определена.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено, что согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, не определена, на основании чего, с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка возможно обратится после внесения кадастровой стоимости в ЕГРН.
По отчету № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 847 кв.м. по адресу: <адрес>, рыночная стоимость составляет 85 000,00 руб.
В материалы дела представлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной решением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно статье 8, пункту 1 статьи 131, статье 606 Гражданского кодекса РФ, статье 25 Земельного кодекса РФ договор аренды недвижимости является основанием возникновения у арендатора права временного владения и пользования на нее с момента государственной регистрации права.
В силу ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка,образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 39.7Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Вологодской области от 01.12.2014 N 1083 утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области.
Указанным Порядком предусмотрено, что 2.1. годовой размер арендной платы за использование земельного участка определяется по формуле: Ar = Кс x С x (К1 x К2 x... x Кn) x Кi, где: Ar - годовой размер арендной платы в рублях; Кс - кадастровая стоимость земельного участка в рублях; С – ставка арендной платы, установленная в зависимости от разрешенного использования земельных участков, в процентах; К1, К2,... Кn - повышающие или понижающие коэффициенты (далее - коэффициенты); Кi - коэффициент, индексирующий размер арендной платы исходя из уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Ставки арендной платы и коэффициенты (К1, К2,... Кn) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.
В соответствии с ч.2,3ст. 66Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ("Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще, чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще, чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Статьей 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ("Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Учитывая данные нормы права и принимая во внимание,что порядок предоставления земельного участка истцу не нарушен,истец обратился в порядке,установленном законом с заявлением к ответчику о предоставлении спорного земельного участка в аренду,проведена его оценка,проведены кадастровые работы, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность при заключении данного договора аренды земельного участка производить расчет арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка лишает истца права иметь данный земельный участок в аренде, полномочный орган лишен возможности самостоятельно определить стоимость земельного участка, при этом определение размера арендной платы в процентном соотношении от рыночной стоимости за предоставленный в аренду земельный участок предоставит истцу возможность реализации прав арендатора, для пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом его использования.
При этом суд считает необходимым определить срок для произведения данного расчет-до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка,утвержденной при проведении государственной кадастровой оценки.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, определения кадастровой, рыночной стоимости земельного участка удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 847 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение огородничества, без проведения торгов,производить расчет арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка,равной 85000 руб., определенной в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Применять установленную решением суда рыночную стоимость данного земельного участка с момента вступления в законную силу решения суда и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка,утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Лукинская