ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-612/2021 от 13.09.2021 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

47RS0007-01-2021-001443-27

Дело № 2-612/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,

при помощнике судьи Страшковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 29 марта 2021 года, в порядке передоверия на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, представителя ответчика ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочно страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

14 апреля 2021 года истец ФИО1 обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее Пенсионный фонд) об обязании зачесть в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения.

В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что обратился в УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Пенсионного фонда № 432599/20 от 26 февраля 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого как специального, так и страхового стажа.

Пенсионным фондом не был включен в страховой стаж период работы с 01 января 1991 годам по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол». Отказ мотивирован отсутствием постоянной регистрации и наличием только временной регистрации по месту пребывания, а также отсутствием уплаты за указанные периоды времени страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С отказом не согласен, поскольку выполняемая им работа относится к профессиям, дающим право на назначение досрочной страховой пенсии по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом VIII «Химическое производство» утверждена позиция 1080А010 -оператор дистанционного пульта управления химического производства.

Также ссылается на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, которым установлено, что для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

В пункте 58 Перечня указано на то, что документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Считает, что отказ в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия постоянной регистрации, и наличия лишь временной, является незаконным, поскольку на момент первичного обращения он являлся гражданином РФ и был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, имел регистрацию по месту пребывания в Ленинградской области, о чем представил ответчику соответствующее свидетельство.

Также считает, что неправомерным доводы ответчика об отсутствии в Пенсионном фонде РФ перечисленных страховых взносах, за спорный период его трудовой деятельности, поскольку неполучение ответчиком справки из компетентных органов Украины не может влиять на его законные права при реализации своего права на досрочной назначение страховой пенсии по старости. Просит удовлетворить заявленные требования (л.д. 7-12, 93-97).

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, 23 июня 2021 года государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 133-135).

На основании части 1 статьи 44 ГПК РФ судом произведена замена ответчика государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) правопреемником государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 138-140).

В судебном заседании истец ФИО1, с участием представителя ФИО2, поддержал исковые требования, полагал отказ Пенсионного фонда о включении указанных периодов работы в специальный трудовой стаж неправомерным, по основаниям, изложенным в иске. Отмечает, что им в ПФР представлены справки, выданные работодателем ГП «Стирол», которые подтверждают уплату страховых взносов в пенсионный фонд Украины в период с 1989 года по 2013 год.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям изложенным в ранее представленной правовой позиции по иску, согласно которой ФИО1 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Отмечает, что Украина и Российская Федерация являются сторонами Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, действие которого основано на принципе территориальности, который предусматривает, что пенсионное обеспечение гражданина, имеющего право на выплаты пенсионного характера, которые предусмотрены соответствующим законодательством обеих сторон должна осуществлять та сторона Соглашения, на территории которой указанный гражданин постоянно проживает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при назначении пенсии гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года, а также после этой даты периоды работы до 01 января 2002 года подлежат включению в страховой стаж (общий трудовой) стаж, независимо от уплаты страховых взносов в ПФР. С 01 января 2002 года периоды работы подлежат включению в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование на территории Украины, что должно быть подтверждено справкой компетентного органа Украины об уплате соответствующих взносов.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, ФИО1 не был учтен период его работы с 01 января 1991 года по 01 марта 2003 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», ДНР, который протекал на территории Украины. К данному периоду не может быть применено Соглашение от 13 марта 1992 года, так как у ФИО1 отсутствует факт проживания на территории РФ, отсутствует регистрация по месту жительства.

В страховой стаж не были учтены периоды работы ФИО1 с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», ДНР, и с 02 марта 2018 года по 16 января 2019 года в качестве оператора ДПУ участка по производству аммиака ГП «Стирол», ДНР, которые протекали на территории Украины. К указанным периодам не может быть применено Соглашение от 13 марта 1992 года, так как у ФИО1 отсутствует факт проживания на территории РФ, отсутствует регистрация по месту жительства.

Период работы до 01 января 1991 года учитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов. Однако, периоды работы после 01 января 1991 года на территории Украины не могут быть учтены как в страховой, так и в стаж в особых условиях труда, так как отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

У ФИО1 на дату обращения стаж составляет: страховой стаж – 04 года 10 мес. 23 дня; специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ – 01 год 05 мес. 21 день; ИПК – 14,685 (л.д. 88-92).

Дополнил, что в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены спорные период работы истца, так как отсутствует регистрация по месту проживания, а также не представлена справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, истцом представлен паспорт гражданина РФ, где отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ, имеется лишь свидетельство о регистрации по месту пребывания от 16 октября 2020 года № 1584, в связи с этим Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года к лицам, не имеющим постоянного проживания, а именно регистрации по месту жительства на территории РФ, не применяется. В этом случае, стаж работы после 01 января 1991 года на территории Украины рассматривается как период работы за границей и учитывается в страховой и трудовой стаж, в том числе в льготный стаж, только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

У заявителя на дату обращения – 12 ноября 2020 года имеется страхового стажа 04 года 10 месяцев 23 дня, из них 01 год 05 месяцев 21 дня специального стажа на работах с вредными условиями труда. ПФР принято решение об отказе в назначении пенсии ФИО1 по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого специального и страхового стажа.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив пенсионное дело ФИО1 <данные изъяты> оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно части 4 статьи 30 названного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком № 1 от 26 января 1991 года № 10.

В Списке № 1 в разделе XIII «Химическое производство», утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, содержатся условия назначения досрочной пенсии. Право на пенсию по данному разделу подраздел 1, подпункт 6, имеют рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках нижеперечисленных производств: аммиака (включая газовое сырье).

Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел VIII Химическое производство, позиции 1080А000-17541, право на льготное пенсионное обеспечение установлено рабочим, руководителям и специалистам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в перечисленных в данном разделе производствах и работах. Позиция 1080А010 приводит перечень этих производств и работ, к которым относится производство аммиака (включая газовое сырье).

Согласно пункту 7 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, если в Списках указано производство и работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или отдельных работах. Данные профессии отнесены к разряду работ с вредными условиями труда.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено законодательством, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, к которым также приравнивается уплата взносов на социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога, а также налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы застрахованного лица до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в Постановлении Совета Министров СССР от 24 августа 1990 года № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий» и Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190), а также в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015).

Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 12 ноября 2020 года ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении пенсии, в соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в связи с его работой в качестве оператора дистанционного пульта управления в химическом производстве (л.д. 55-59, 60-61, 62-63).

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области от 26 февраля 2021 года 128 № 432599/20 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа и требуемого страхового стажа 20 лет (л.д. 13-18).

Как следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области от 26 февраля 2021 года, страховой стаж истца составил – 03 года 04 месяца 17 дней,

стаж с особыми условиями труда по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» – 01 год 05 месяцев 21 день;

индивидуальный пенсионный коэффициент – 9,628 (л.д.18).

Вместе с тем, согласно представленной ответчиком в материалы дела правовой позиции, пояснениям представителя ответчика о том, что страховой стаж истца был пересчитан, и на дату обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области страховой стаж ФИО1 составил – 04 года 10 месяцев 23 дня,

стаж с особыми условиями труда по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» – 01 год 05 месяцев 21 день;

индивидуальный пенсионный коэффициент – 14,685 (л.д. 92).

В специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (по Списку № 1) не были включены следующие периоды работы истца:

- с 01 января 1991 года по 01 марта 2003 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», ДНР, который протекал на территории Украины.

В страховой (общий трудовой) стаж не были включены следующие периоды работы истца:

- с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», ДНР,

- со 02 марта 2018 года по 16 января 2019 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», ДНР, которые протекали на территории Украины.

К данным периодам не может быть применено Соглашение от 13 марта 1992 года, так как у ФИО1 отсутствует факт проживания на территории РФ, отсутствует регистрация по месту жительства.

Также ссылаются на положения части 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Периоды работы за пределами территории Российской Федерации могут быть учтены в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В связи с чем, период работы на территории Украины после 01 января 1991 года не может быть учтен как в страховой (общий трудовой) стаж, так и в стаж в особых условиях труда, так как отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д. 13-18).

Обязательными условиями назначения истцу пенсии, в соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», являются достижение определенного возраста - 50 лет, а также наличие специального стажа работы - не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и страхового стажа - не менее 20 лет.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (12 ноября 2020 года) истец ФИО1, <данные изъяты>, достиг возраста 52 лет, имеет страховой стаж – 04 года 10 месяцев 23 дня.

Вместе с тем, как следует из записи № 3 трудовой книжки ФИО1 <данные изъяты> истец 11 июля 1989 года на основании приказа № 504 от 07 июля 1989 года был принят на работу в Горловское производственное объединение «Стирол» им. С. Орджоникидзе в цех 1-В оператором ДПУ в химическом производстве.

30 декабря 1994 года приказом <данные изъяты> от 30 декабря 1994 года переведен в объединенный аммиачный завод оператором ДПУ в химическом производстве участок 1-В.

09 февраля 1999 года ФИО1 установлен 6 разряд оператора ДПУ в химическом производстве.

В соответствии с приказом <данные изъяты> от 26 декабря 2018 года истец уволен по пункту 1 статьи 36 КЗоТ Украины, по соглашению сторон (л.д. 19-20).

Также истцом представлена трудовая книжка, выданная 02 марта 2018 года отделом кадров государственного предприятия «Стирол» Донецкой Народной Республики, согласно записи № 1 которой, на основании приказа <данные изъяты> от 02 марта 2018 года истец принят на должность оператора ДПУ 6 разряда участка по производству аммиака № 1В объединенного аммиачного цеха службы по производству.

На основании приказа <данные изъяты> от 16 января 2019 года уволен по соглашению сторон на основании пункта 1 статьи 36 КЗоТ (л.д. 21).

Согласно трудовой книжке <данные изъяты>, выданной 16 мая 2019 года АО «ЕвроХим Северо-Запад», с 06 мая 2019 года по настоящее время ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в Технической дирекции цех Аммиак в должности аппаратчика конверсии 6 разряда (л.д. 114-115). 06 мая 2019 года между АО «ЕвроХим Северо-Запад» и ФИО1 был заключен трудовой договор на неопределенный срок по профессии аппаратчик конверсии 6 разряда в подразделении Технической дирекции, цех Аммиак (л.д. 98-104).

Также истцом представлен патент серии <данные изъяты>, выданный 26 апреля 2019 года на имя ФИО1, <данные изъяты>, гражданина Украины, на право осуществления трудовой деятельности на территории Ленинградской области Российской Федерации по профессии – аппаратчик конверсии (л.д. 116). 27 апреля 2020 года ФИО1 был вновь получен патент на работу в Ленинградской области по профессии аппаратчик конверсии серии <данные изъяты> (л.д. 117).

24 сентября 2020 года ФИО1 выдан паспорт гражданина Российской Федерации в связи с получением им гражданства Российской Федерации (л.д. 38).

Как пояснил истец, с момента переезда в Российскую Федерацию и трудоустройства АО «ЕвроХим Северо-Запад», с 06 мая 2019 года по настоящее время проживает в квартире <данные изъяты> на основании краткосрочных договоров найма сроком на 11 месяцев, которые продлеваются работодателем ежегодно (л.д. 105-113).

Факт постоянного проживания ФИО1 с момента трудоустройства по вышеуказанному адресу подтверждается регистрацией по месту пребывания (л.д. 39, 118).

Разрешая требования истца о зачете в трудовой стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в период с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве цех 1-В Горловского производственного объединения «Стирол» им. С. Орджоникидзе, которое в дальнейшем было переименовано в ПАО «Концерн Стирол», в ГП «Стирол», протекавшего на территории Украины, необходимо учесть следующее.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80 % рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Истцом в УПФР по Кингисеппскому району Ленинградской области представлена справка № 356 и № 357 от 17 августа 2020 года, подтверждающие полную занятость ФИО1 на Горловском производственном объединении «Стирол» им. С. Орджоникидзе:

с 11 июля 1989 года (пр. № 504 от 07 июля 1989 года) по 30 ноября 1991 года выполнял работу оператора ДПУ в химическом производстве цеха 1-В, в производстве аммиака; вышеуказанная профессия предусмотрена списком № 1, раздел VIII п. 1 позиция 1080А010 «Химическое производство», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10;

с 01 декабря 1991 года (пр. № 8 от 20 декабря 1991 года) по 29 декабря 1994 года выполнял работу оператора ДПУ в химическом производстве завод по производству аммиака № 1, в производстве аммиака; вышеуказанная профессия предусмотрена списком № 1, раздел VIII п. 1 позиция 1080А010 «Химическое производство», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 1994 года № 162;

с 30 декабря 1994 года (пр. № 1146к от 30 декабря 1994 года) по 01 марта 2003 года (пр. № 8 от 03 января 2003 года приказ об аттестации) выполнял работу оператора ДПУ в химическом производстве Объединенного Аммиачного Завода (ОАЗ) участка 1-В, в производстве аммиака; вышеуказанная профессия предусмотрена списком № 1, раздел 8 «Химическое производство» п. 1 позиция 8А.1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36;

с 30 декабря 1994 года (п. №1146к от 30 декабря 1994 года) по 26 декабря 2018 года (пр. № 394 от 26 декабря 2018 года) оператор ДПУ Объединенного Аммиачного Завода (ОАЗ) участка 1-В.

За период работы на предприятии ФИО1 в бесплатном, ученическом отпуске не находился, на другие работы не привлекался, прогулов не имел.

Основание выдачи справок: личная карточка формы Т-2, книга приказов, технологический процесс, согласно аттестации рабочих мест пр. № 395-к от 04 апреля 1995 года, при № 261 от 10 ноября 1997 года, при № 8 от 03 января 2003 года.

Дополнительные ведомости: лицевые счета.

Обе справки № 356 и № 357 от 17 августа 2020 года содержат дополнительные сведения, согласно которым Горловский азотно-туковый завод имени Серго Орджоникидзе, условное наименование предприятия п/я А7965, преобразован в Горловский ордена Трудового Красного Знамени химкомбината имени Серго Орджоникидзе 10 сентября 1966 года на основании приказа Министерства Химической промышленности № 361-47 от 06 апреля 1966 года;

Горловский ордена Трудового Красного Знамени химкомбината имени Серго Орджоникидзе преобразован в Горловское производственное объединение «Стирол» имени Серго Орджоникидзе на основании приказа Министерства Химической промышленности № 300 от 25 апреля 1975 года;

Горловское производственное объединение «Стирол» имени Серго Орджоникидзе преобразовано решением исполкома Горловского Совета народных депутатов, свидетельство № 238 от 03 декабря 1993 года в Арендный концерн «Стирол»;

Арендный концерн «Стирол» преобразован в Открытое Акционерное Общество «Концерн Стирол» решением исполкома Горловского Совета народных депутатов, свидетельство № 1350 от 01 сентября 1994 года;

Открытое Акционерное Общество «Концерн Стирол» переименовано в Публичное Акционерное Общество «Концерн Стирол» решением внеочередных общих собраний акционеров, протокол № 18 от 17 января 2011 года.

Также обе справки содержат ссылку на п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работодатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащих в документах, выданных для назначения пенсии (л.д. 22-23, 24-25, 64-65, 66-67).

Согласно справке № 357 от 17 августа 2020 года, стаж ФИО1 по Списку № 1 составляет 13 лет 07 месяцев 20 дней (л.д. 24-25).

Справки выданы ГП «Стирол» Минпромторг ДНР, подписаны врио директора, начальником отдела кадров и главным бухгалтером.

Также представлена копия приказа Акционерного общества «Концерн Стирол» № 95-к от 04 апреля 1995 года об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 68-69), вместе с перечнем рабочих мест, производств, профессий и должностей работников, которым подтверждено право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 по Горловскому открытому Акционерному обществу «Концерн Стирол», утвержденному 21 апреля 1995 года генеральным директором предприятия, в котором содержится оператор дистанционного пульта управления в химическом производстве на заводе по производству аммиака № 1 (л.д. 70-73).

Как следует из справки № 44 от 06 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 июля 1989 года по 31 август 1991 года;

справки № 45 от 06 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 сентября 1991 года по 31 август 1996 года;

справки № 46 от 06 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 сентября 1996 года по 31 декабря 2000 года;

справки № 47 от 06 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 января 2001 года по 31 марта 2003 года,

справки № 76 от 27 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2008 года,

справки № 77 от 27 апреля 2021 года о заработной плате за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2013 года,

выданных Государственным Унитарным Предприятием Донецкой Народной Республики «Стирол» на имя истца ФИО1, на все выплаты начислены страховые взносы (единый социальный взнос) в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики), которые перечислены в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики) за указанные выше периоды.

Справки № 44, № 45, № 46 и № 47 от 06 апреля 2021 года, а также справки № 76 и 77 от 27 апреля 2021 года выданы на основании лицевых счетов за 1989-1991 г.г., за 1991-1996 г.г., за 1996-2000 г.г., за 2001-2003 г.г., за 2003-2008 г.г., за 2009-2013 г.г. (л.д. 26, 27, 28, 29, 136, 137).

В системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации истец зарегистрирован 28 марта 2019 года (л.д. 30, 74).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В случае, если пенсионные права приобретены на территории государства, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение) в области пенсионного обеспечения, при определении права на пенсию применяются правила указанного договора.

К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее - Соглашения от 13 марта 1992 года):

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2).

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 3).

При этом Письмом Министерства социальной защиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 года № 497, разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном статьями 99 - 104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением 1 к Распоряжению Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

По направленному УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области запросу из Управления Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Горловка поступила информация от 18 января 2021 года о направлении уведомления в адрес ГП «Стирол» о необходимости предоставления сведений на г-на ФИО1 за период его работы в Горловском п/о «Стирол» им. С. Орджоникидзе, ОАО «Концерн Стирол», с указанием, что на текущую дату ответ предприятием не предоставлен. При получении ответа от ГП «Стирол» соответствующая информация будет направлена в адрес УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области (л.д. 84).

Однако на запрос ответчика в материалы пенсионного органа истцом представлены вышеуказанные архивные справки: по заработной плате, подтверждающие стаж и выплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики) за период с 01 июля 1989 года по 31 марта 2003 года (л.д. 26, 27, 28, 29), за период с января 2003 года по декабрь 2013 года (л.д. 136, 137).

Изложенные в справках сведения отражены в трудовой книжке истца и полностью им соответствуют.

Для правильного разрешения заявленного ФИО1 спора надлежит учитывать принцип, провозглашенный Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, которая была ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, согласно которому (принципу) закон должен быть в надлежащей мере доступен и предсказуем, то есть сформирован достаточно точно, чтобы гражданин мог при необходимости с надлежащей помощью сообразовывать с ним свое поведение. Чтобы удовлетворять этим требованиям, национальное право должно предусматривать надлежащую правовую защиту от произвола и, соответственно, устанавливать с достаточной ясностью пределы полномочий, предоставленных компетентным органам власти, и порядок их реализации.

Данный принцип нашел свое закрепление в судопроизводстве Российской Федерации. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Основанием не включения в специальный стаж истца периода работы с 01 января 1991 года по 01 марта 2003 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол», с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол», с 02 марта 2018 года по 16 января 2019 года в качестве оператора ДПУ участка по производству аммиака ГП «Стирол» ДНР, протекавшего на территории Украины, ответчиком указано на отсутствие факта проживания на территории Российской Федерации, а именно регистрации ФИО1 по месту жительства, в связи с чем в свою очередь к данным правоотношениям не было применено Соглашение от 13 марта 1992 года.

С такой позицией ответчика суд не может согласиться в силу следующего.

Обращаясь за назначением пенсии, ФИО1 среди требуемых документов представил паспорт гражданина Российской Федерации и свидетельство о государственной регистрации по месту пребывания.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 № 958н (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право граждан на пенсию связано не с фактом постоянной регистрации на территории Российской Федерации, а с постоянным проживанием.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано выше, по общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).

При этом, положения части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о назначении социальной пенсии по инвалидности (постоянное проживание на территории Российской Федерации), подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право истца на пенсионное обеспечение.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент обращения в пенсионный орган 12 ноября 2020 года, истец ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, постоянно работал АО «ЕвроХим Северо-Запад», с момента трудоустройства проживает в жилом помещении, предоставленном работодателем, расположенном по адресу: <данные изъяты>

Представленное истцом в пенсионный орган свидетельство о регистрации по месту пребывания содержит указание на период его регистрации по указанному адресу по октябрь 2021 года, расположенном на территории Российской Федерации, в совокупности со сведениями о фактическом постоянном месте работы в АО «ЕвроХим Северо-Запад», нельзя расценивать как временное пребывание истца на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцом в пенсионный орган представлены все необходимые документы, подтверждающие его постоянное проживание на территории Российской Федерации и позволяющие прийти к такому выводу.

А поскольку в ходе судебного разбирательства факт постоянного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации нашел свое подтверждение, то отсутствие регистрации по месту жительства при вышеуказанных обстоятельствах не может ограничивать право истца на досрочное назначение пенсии и в рассматриваемом случае подлежит применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 № 958н, определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Заявитель вправе представить необходимые для установления страховой пенсии документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Согласно пункту 22 Правил № 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Исходя из изложенного, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае на территории Украины, которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, в рассматриваемом случае в специальный стаж по п.п.1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

ФИО1 представлены справки № 356 и № 357 от 17 августа 2020 года, выданные работодателем ГП «Стирол» Минпромторга ДНР, подтверждающие выполнение работ по Списку № 1 постоянно в течение полного рабочего дня.

Факт уплаты за эти периоды страховых взносов подтверждается представленными истцом архивными справами по заработной плате, выданными работодателем ГП «Стирол» Минпромторга ДНР, содержащие сведения о стаже и выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики) за период с 01 июля 1989 года по 31 декабря 2013 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии в страховой стаж истца периода его работы в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года - 23 года 00 месяцев 00 дней.

В специальный стаж истца подлежит учету его период работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года (23 года 00 месяцев 00 дней) в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина.

Учитывая принятый УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области страховой стаж 04 года 10 месяцев 23 дня, а также принятый судом период с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года - 23 года 00 месяцев 00 дней, то страховой стаж истца составляет 27 лет 04 месяца 23 дня.

Специальный стаж ФИО1 с учетом принятого ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 01 год 05 месяцев 21 день и зачтенного судом в период 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года (23 года 00 месяцев 00 дней) в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина, составляет – 24 года 05 месяцев 21 день, что дает основание для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 30 п.1 п.п.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента достижения возраста 50 лет. Истец просит назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 12 ноября 2020 года, а поскольку при обращении истца с заявлением о назначении пенсии он имел требуемый страховой и специальный стаж, то заявленные им требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для зачета в специальный и страховой стаж истца периодов его работы с 01 января 2014 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина, поскольку документов, подтверждающих уплату страховых взносов в указанный период истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочно страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Зачесть в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» Украина и назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости с 12 ноября 2020 года.

В остальной части иска ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в страховой стаж периоды работы с 01 января 2014 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2021 года.

Судья Дунькина Е.Н.