ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6135/2016 от 05.09.2016 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-6135/2016 Изг. 05.09.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль

05 сентября 2016 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Курбатовой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Т.А. к мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о признании незаконным и отмене приказа директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки,

установил:

К.Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, просит признать незаконным и отменить приказ директора департамента организации строительства и жилищной политики города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе К.Т.А. в предоставлении меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения».

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что К.Т.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> долей в праве общей собственности на квартиру в доме по адресу: <адрес>. Истица подала в территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля заявление, просила признать за ней право на предоставление указанно меры социальной поддержки, освободить от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и предоставляемым взамен жилым помещением, указав, что занимаемое жилое помещение является ее единственным местом жительства и доход не превышает <данные изъяты> рублей в месяц. Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГК.Т.А. отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008 года № 787 «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан», постановлением мэрии города Ярославля от 09.09.2015 № 1742 «О порядке предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах», так как на момент включения аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы, истица имела в собственности <данные изъяты> долей в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>. Полагает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает ее права и охраняемые законом интересы, в частности право на жилье, гарантированное Конституцией РФ, а также право на предоставление меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения. В соответствии со ст.32 ЖК РФ истица имеет право на выплату размера возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, либо предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, однако размер доплаты К.Т.А. не сообщили. О том, что дом по <адрес> отнесен к категории аварийных и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до ее сведения, как собственника жилого помещения в данном доме, не доводилось. В двухкомнатной квартире по адресу <адрес> проживают собственник <данные изъяты> доли в праве собственности на указанное жилое помещение ФИО1 и собственник <данные изъяты> доли в праве собственности на данное помещение ФИО6, каждая из которых занимает отдельную комнату. Истица с учетом сложившегося порядка пользования жилым помещением не имеет возможности вселиться в данное жилое помещение и проживать по данному адресу. Жилое помещение по адресу <адрес> является единственным местом жительства истицы.

В судебном заседании истица К.Т.А., представитель истицы адвокат С.М.М. исковые требования поддержали в полном объеме, указывая на то, что истице не направлялось уведомление о необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, в связи с чем действия мэрии г. Ярославля по расселению указанного многоквартирного жилого дома являются незаконными, истица намерена принять участие в капитальном ремонте и реконструкции многоквартирного жилого дома. Кроме того, в направленном в адрес истицы приказе об отказе о предоставлении меры социальной поддержки не указана стоимость изымаемого помещения и земельного участка, что является безусловным основанием для признания указанного приказа незаконным.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель отвечтика территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отказ в предоставлении К.Т.А. мер социальной поддержки в виде освобождения о выплаты разницы в стоимости жилых помещений в связи с изъятием принадлежащего ей жилого помещения является обоснованным и законным. Право на такую меру поддержки имеют собственники аварийного жилья, при отсутствия у них другого жилья на момент включения дома в региональную программу расселения аварийного жилья, а доход семьи не превышает <данные изъяты> руб. в месяц. Истица не подпадает под данную категорию граждан, поскольку имеет в собственности <данные изъяты> долей в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 г. № 432-п утверждена Региональной адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в том числе приложение – Перечень аварийных многоквартирных домов, куда со дня его утверждения включен дом по <адрес>.

Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ)

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Таким образом, предоставление жилого помещения собственнику жилого помещения в связи с изъятием у него жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, носит компенсационный характер.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, разъяснил, что, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 г. № 787 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» предусмотрено право отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Ярославля, на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета. С учетом изменений, вынесенных решением муниципалитета от 09.07.2015 г. № 573, к числу таких граждан отнесены собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы.

Пунктом 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 г. № 787 предусмотрено освобождение от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома в соответствии с региональной программой по Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предоставляемое жилое помещение), и стоимостью жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд (далее - жилое помещение в аварийном доме), в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следующих категорий граждан:

1) собственнику жилого помещения в аварийном доме при условии, если оно является единственным для проживания на момент включения многоквартирного дома в региональную программу и предоставления указанной меры социальной поддержки, а также при условии, что доходы собственника и членов его семьи, приходящиеся на каждого члена семьи, не превышают 38000 рублей в месяц;

2) собственнику жилого помещения в аварийном доме, признанному в установленном порядке малоимущим и принятому на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Освобождение от возмещения разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и жилого помещения в аварийном доме осуществляется при наличии в совокупности следующих условий:

1) при отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение в аварийном доме и коммунальные услуги;

2) общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь жилого помещения в аварийном доме более чем на 17 кв. м, за исключением случая, указанного в абзаце седьмом настоящего подпункта.

В случае если собственнику принадлежит комната в коммунальной квартире, освобождение от возмещения разницы осуществляется, если предоставляемое жилое помещение является однокомнатной квартирой, общая площадь которой не превышает 40 кв. м (без учета площади балконов и лоджий).

Аналогичные положения предусмотрены Порядком освобождения от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома в соответствии с региональной программой по Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и стоимостью жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденным постановлением мэрии г. Ярославля от 09.09.2015 № 1742.

Истица обратилась в территориальную администрацию заволжского района г. Ярославля с заявлением о признании за ней права на предоставление меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и предоставляемым жилым помещением, в котором указала, что данное жилое помещение является единственным для проживания, ежемесячный доход не превышает <данные изъяты> рублей.

Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГК.Т.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемым жилым помещением в связи с тем, что в собственности истицы на момент включения д. по <адрес> в региональную программу расселения аварийных жилых домов находилось <данные изъяты> долей в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>.

Факт нахождения в собственности К.Т.А. до ДД.ММ.ГГГГ указанной доли в праве собственности на иное жилое помещение стороной истца не оспаривался. Истица указывает на то, что она не имеет возможности проживать по адресу <адрес>, поскольку в данной двухкомнатной квартире уже проживают собственник 3/8 доли в праве собственности на указанное жилое помещение ФИО1 и собственник <данные изъяты> доли в праве собственности на данное помещение ФИО6, каждая из которых занимает отдельную комнату.

Суд не соглашается с доводами истицы в связи со следующим.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Аналогичные положения закреплены в ст. 30 ЖК РФ. Следовательно, К.Т.А., являясь собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, имеет право пользования указанным жилым помещением, в связи с чем суд соглашается с выводами ответчика о том, что комн. кв. д. по <адрес> не является единственным местом жительства истицы.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что К.Т.А. не имеет права на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных п. 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ.

При отсутствии у К.Т.А. права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемый приказ директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан незаконным и нарушающим права истца, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению К.Т.А. меры социальной поддержки в виде освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемым жилым помещением не имеется.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что жилой дом по <адрес> подлежит расселению в рамках реализации Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Вопрос о необходимости осуществления К.Т.А. доплаты в виде разницы в рыночной стоимости между предоставляемым и аварийным жилым помещением может быть разрешен при реализации права на предоставление в собственность другого жилого помещения, взамен изымаемого, с учетом объема финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению Правительства Ярославской области № 432-П.

Доводы представителя истицы о том, что сведения, изложенные в Перечне аварийных многоквартирных домов в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 10.12.2015 № 1331-п, нарушают права истицы, о том, что истице не направлялось уведомление о необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирного жилого дома какого-либо правового значения для рассмотрения заявленных исковых требований о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки не имеют, поскольку включение многоквартирного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов истицей не оспаривается.

Доводы истицы о том, что в тексте оспариваемого приказа об отказе в предоставлении меры социальной поддержки не указаны сведения о выкупной цене принадлежащего истице жилого помещения и доли в праве собственности на земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, требований о возложении обязанности на мэрию г. Ярославля произвести выкуп принадлежащего истице жилого помещения и доли в праве собственности на земельный участок не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований К.Т.А. к мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о признании незаконным и отмене приказа директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: В.В.Барышева