Дело № 2-6136/2018
Изготовлено 26 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Максимовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска об установлении даты возникновения права для назначения досрочной страховой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска об установлении даты возникновения права для назначения досрочной страховой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что 14.09.2016 ФИО1 обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 10.02.2017 ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
Так, ответчиком период прохождения военной службы истца по призыву с 22.06.1986 по 22.05.1988 учтен в страховой стаж в календарном исчислении, т.к. льготное исчисление данного период по Закону СССР от 14.07.1956 не предусмотрено, а период работы с 05.10.1983 по 27.08.1984 в ПОСО «Мурманская судоверфь» учтен в страховой стаж в календарном исчислении, т.к. льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применялось только при заключении срочного трудового договора.
28.09.2017 ФИО1 вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 20.11.2017 ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19.12.2017 удовлетворены исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска об установлении факта проживания в районе Крайнего Севера, включении периода в страховой стаж.
Указанным заочным решением суда постановлено:
«Установить, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по состоянию на 01 января 2002 года проживал в районах Крайнего Севера в городе Мурманске.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска зачесть период прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР с 22.06.1986 по 22.05.1988 в страховой стаж с учетом льготного исчисления.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска зачесть период работы в ПОСП «Мурманская судоверфь» с 05.10.1983 по 27.08.1984 в страховой стаж с учетом льготного исчисления.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости и производить выплату пенсии со дня возникновения права на пенсию».
21.02.2018 ФИО1 подано третье заявление о назначении страховой пенсии.
Несмотря на принятое судом заочное решение суда, ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости в возрасте 52 лет с 21.02.2018, а не с момента наступления у ФИО1 права на досрочное назначение ему страховой пенсии с 26.09.2016, по достижении им 50 лет.
Полагает, что досрочная пенсия по старости должна быть назначена с момента первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Просит суд установить дату возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости 26.09.2016, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска произвести перерасчет пенсии с 26.09.2016.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителей.
Представители истца ФИО1 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, на основании отзыва представленного в материалы дела. Указал, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение. При рассмотрении заявления истца о назначении пенсии от 14.09.2016 и вынесении решения об отказе в назначении пенсии юридического факта установлено не было. Оснований для назначения истцу пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии от 14.09.2016 не имеется, поскольку решение Октябрьского районного суда г. Мурманска об установлении факта проживания в районе Крайнего Севера выступило в силу 17.02.2018, заявление о назначении пенсии подано 21.02.2018, кроме того в решении суда указано производить выплату пенсии со дня возникновения права, что и было сделано пенсионным органом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-5269/17, материалы пенсионного дела ФИО1, приходит к следующему.
С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 досрочная страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. (п.6 ч.1 ст.32 ФЗ № 400-ФЗ).
Положениями статьи 33 Федерального закона №400-ФЗ, предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Положением ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 установлено, что при исчислении требуемого страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015 и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Постановлением Конституционным суда РФ от 29.01.2004 № 2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001) по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично).
Таким образом, основополагающим условием для применения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в отношении той или иной категории застрахованных лиц является то, что указанные лица рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.
Для применения данного Постановления для расчета стажа необходимо подтверждение факта проживания в Российской Федерации в РКС на 01.01.2002, в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2002 Федерального закона от 17.12.2001.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды может применяться: в период до 01.01.1992 - Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 - Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»; в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 - Федеральный закон от 17.12.2001.
Таким образом, граждане при исчислении страхового стажа имеют право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 01.01.2015: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013; либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (год за полтора) применялось только при заключении срочного трудового договора.
Также при подтверждении факта проживания в районе Крайнего Севера для определения размера компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации (далее - компенсационная выплата), предусмотренной законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 при расчете страховой пенсии может быть применен районный коэффициент 40%.
Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации. Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, (п.п. 57, 58 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н).
В виду отсутствия в действующем пенсионном законодательстве прямого указания на необходимость регистрации граждан по месту жительства в качестве обязательного условия для определения повышенного расчетного размера трудовой пенсии в отношении лиц, которые имели регистрацию по месту жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но фактически проживали по состоянию на 1 января 2002 года в указанных районах и местностях, застрахованные лица, не имеющие на 31 декабря 2001 года подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществлявшие на указанную дату работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах (местностях).
Судом установлено, что 14.09.2016 ФИО1 обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии.
При обращении в Пенсионный фонд истцом были представлены следующие документы: трудовая книжка, заявление о назначении пенсии, справки, военный билет, трудовой договор, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В силу статьи 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» рассмотрение заявления приостанавливалось для проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, запрошенных в указанных органах и организациях.
Решением пенсионного органа от 10.02.2017 ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
Из указанного решения пенсионного органа следует, что период прохождения военной службы истца по призыву с 22.06.1986 по 22.05.1988 учтен в страховой стаж в календарном исчислении, т.к. льготное исчисление данного период по Закону СССР от 14.07.1956 не предусмотрено, а период работы с 05.10.1983 по 27.08.1984 в ПОСО «Мурманская судоверфь» учтен в страховой стаж в календарном исчислении, т.к. льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применялось только при заключении срочного трудового договора.
Также судом установлено, что истцом не был подтвержден факт проживания в Российской Федерации в РКС на 01.01.2002, в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2002 Федерального закона от 17.12.2001.
Документы, подтверждающие факт проживания истца в Российской Федерации в РКС на 01.01.2002, были запрошены ответчиком при обращении ФИО1 с заявлением о назначении пенсии. ФИО1 ответчику 14.09.20169 года представлено заявление, в котором истец указал лично, что не был зарегистрирован в РКС на 01.01.2002 года. Документы, подтверждающие факт проживания истца в Российской Федерации в РКС на 01.01.2002 до даты вынесения ответчиком решения представлены ФИО1 не были.
Данное решение пенсионного органа истцом не обжаловано.
28.09.2017 ФИО1 вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии.
В распоряжении пенсионного органа были предоставлены документы, указанные при первичном обращении ФИО1 с заявлением о назначении пенсии, а также дополнительно представлена справка и заключение.
Документы, подтверждающие факт проживания истца в Российской Федерации в РКС на 01.01.2002 до даты вынесения ответчиком решения также представлены ФИО1 не были.
Решением пенсионного органа от 20.11.2017 ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
Периоды прохождения военный службы по призыву, периоды работы с 05.10.1983 по 27.08.1984 вновь учтены в страховой стаж в календарном порядке.
Данное решение пенсионного органа истцом не обжаловано.
Только 06.06.2017 ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г.Мурманска с исковым заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в котором первоначально просил зачесть период прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР с 22.06.1986 по 22.05.1988 в страховой стаж как один день службы за два дня, и период работы в ПОСП «Мурманская судоверфь» с 05.10.1983 по 27.08.1984 в страховой стаж с учетом льготного исчисления в РКС как 1 год за 1 год и 6 месяцев; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента возникновения права на назначение пенсии – 25.09.2016.
В ходе рассмотрения искового заявления, ФИО1 были уточнены исковые требования, согласно который последний просил установить, факт его проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 и в связи с установлением данного факта, обязать ответчика зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 22.06.1986 по 22.05.1988 в страховой стаж как один день службы за два дня работы; обязать ответчика зачесть период работы в ПОСП «Мурманская судоверфь» с 05.10.1983 по 27.08.1984 в страховой стаж с учетом льготного исчисления в районах Крайнего Севера как 1 год за 1 год и 6 месяцев; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на назначение пенсии, а именно с 25.09.2016.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19.12.2017 удовлетворены исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска об установлении факта проживания в районе Крайнего Севера, включении периода в страховой стаж.
Указанным заочным решением суда постановлено:
«Установить, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 01 января 2002 года проживал в районах Крайнего Севера в городе Мурманске.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска зачесть период прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР с 22.06.1986 по 22.05.1988 в страховой стаж с учетом льготного исчисления.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска зачесть период работы в ПОСП «Мурманская судоверфь» с 05.10.1983 по 27.08.1984 в страховой стаж с учетом льготного исчисления.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Мурманска назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости и производить выплату пенсии со дня возникновения права на пенсию».
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 17.02.2018.
Таким образом, заочным решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19.12.2017, вступившим в законную силу не удовлетворены требования ФИО1 о назначении пенсии с 25.09.2016.
После вступления заочного решения в законную силу 21.02.2018 ФИО1 подано заявление в ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Мурманска о назначении страховой пенсии с приложением заочного решения с отметкой о вступлении в законную силу.
В силу статьи 23 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
07.03.2018 ответчиком принято решение о назначении ФИО1 пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с 21.02.2018 года.
Как следует из положений статьи 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании пункта 3 комментируемой статьи, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Статья 26 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисление за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Из материалов гражданского дела и материалов пенсионного дела истца, следует, что 14.09.2016 им было подано первоначальное заявление о досрочном назначении пенсии. В связи с необходимостью предоставления истцом дополнительных документов, для назначения пенсии, рассмотрение заявления было продлено.
Решением пенсионного органа от 10.02.2017 ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, связанного с отсутствием подтверждения факта проживания в РФ в РКС на 01.01.2002.
Указанное решение пенсионного органа в судебном порядке не оспорено ФИО1, вина в не назначении пенсии по представленным 14.09.2016 документам не установлена.
28.09.2017 ФИО1 подано второе заявление о назначении пенсии.
07.11.2017 пенсионным органом принят последний документ от заявителя для назначении пенсии.
20.11.2017 решением пенсионного органа ФИО1 было отказано в установлении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, связанного с отсутствием подтверждения факта проживания в РФ в РКС на 01.01.2002.
Указанное решение пенсионного органа в судебном порядке не оспорено ФИО1, является действующим и правомерным, вина в не назначении пенсии по представленным документам не установлена.
После принятия ответчиком второго решения об отказе в назначении ФИО1 пенсии, а именно 19.12.2017 Октябрьским районным судом г.Мурманска было вынесено заочное решение, которым установлен факт проживания истца в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 года.
Таким образом, в распоряжении пенсионного органа на момент рассмотрения заявлений ФИО1 от 14.09.2016, от 28.09.2017 и принятия решений от 10.02.2017, от 20.11.2017 документов, подтверждающий факт его проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 года не имелось, что лишало пенсионный орган возможности исчислить периоды прохождения ФИО1 военной службы по призыву с 22.06.1986 по 22.05.1988, период работы с 05.10.1983 по 27.08.1984 в льготном исчислении в полуторном размере.
Учитывая, что только при третьем обращении истца в пенсионный орган 21.02.2018 с заявлением о назначении пенсии, им были предоставлены доказательства, подтверждающие факт проживания в районах Крайнего Севера на 01.01.2002, что является, основополагающим условием для применения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при расчете стажа, ответчиком правомерно принято решение о назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости с момента третьего обращения, то есть с 21.02.2018.
Кроме того, как следует из резолютивной части заочного решения суда от 19.12.2017, на ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости и произвести выплату пенсии со дня возникновения права на пенсию, а не с момента первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Вины ответчика в том, что истец длительное время не обращался в суд с соответствующим требованием об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера, не представлял иных документов, подтверждающий факт проживания на указанной территории, не имеется.
Ответчик не наделен правом самостоятельного установления юридического факта проживания заявителя на территории районов Крайнего Севера.
Также из заочного решения суда от 19.12.2017 следует, что установление судом факта проживания истца в районах Крайнего Севера в городе Мурманске по состоянию на 01 января 2002 года стало возможным не после исследования пенсионного дела и представленных к нему документов, установления неправомерных действий ответчика, а после анализа и принятия иных доказательств: амбулаторной карты истца, свидетельских показаний ФИО2, ФИО3.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правовых оснований для назначения ФИО1 пенсии с 25.09.1966 не имеется, так же как и не имеется оснований для ее перерасчета.
В силу статей 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Доводы истца о том, что при первом обращении в пенсионный орган, ответчиком не были доведены требования о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт проживания в районах Крайнего Севера на 01.01.2012, суд находит не состоятельными, так как они опровергаются материалами пенсионного дела.
Так, из пенсионного дела ФИО1 следует, что при первичном обращении в пенсионный орган, а именно 14.09.2016, им было оформлено собственноручное заявление, в котором было указано об отсутствии регистрации в районах Крайнего Севера по состоянию на 31.12.2001 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что документы подтверждающие факт регистрации истца на указанную дату запрашивался пенсионным органом у ФИО1.
Иных доказательств, опровергающих указанные судом обстоятельства, суду не представлено.
В силу закона в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Из материалов дела следует, что истцом при первоначальном обращении к ответчику до истечения трех месяцев со дня получения разъяснения о недостающих документах, решение суда, вступившее в законную силу, подтверждающее факт проживания в РКС на 01.01.2002 не представлены.
Таким образом, поскольку на дату первоначального обращения к ответчику с заявлением истец не имел документов, подтверждающих его право на получение пенсии (решение суда, вступившее в законную силу, подтверждающее факт проживания в РКС на 01.01.2002), а действующим законодательством Российской Федерации перерасчет размера пенсии возможен только при предоставлении указанного документа, вина пенсионного органа в невыплате пенсии судом не установлена, законных оснований для выплаты ФИО1 пенсии с 25.09.2016 у ответчика не имеется.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска об установлении даты возникновения права для назначения досрочной страховой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ж.А. Свиридова