Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2018 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Белякова В.Б.
при секретаре судебного заседания Кравец Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Богданова В. Л. к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» об обязании зачислить в реестр муниципального имущества дренажно - ливневую канализацию и сооружения на ней, обязании провести прочистку дренажно - ливневой канализации и сооружений на ней,
УСТАНОВИЛ:
Богданов В.Л. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» об обязании зачислить в реестр муниципального имущества придомовые сети дренажно-ливневой канализации и дренажно-ливневые колодцы <адрес><адрес>, обязании произвести прочистку и капитальный ремонт придомовых сетей дренажно-ливневой канализации и дренажно-ливневых колодцев <адрес><адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в <адрес>. Однако дождеприемные колодцы сети дорожной дренажно-ливневой канализации, расположенные за проезжей частью автомобильной дороги вдоль <адрес><адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии. В весенний и осенний периоды на указанной дороге от первого до шестого подъезда образуются значительные лужи, особенно в период таяния снега и образования наледи. Дорога и прилегающий к ней тротуар находятся постоянно в затопленном состоянии. В настоящее время дождеприемные колодцы дренажно-ливневой канализации засыпаны песком, грязью и не функционируют. Администрация МО «Город Архангельск» ссылается на то, что данные придомовые сети дренажно-ливневой канализации входят в состав общего имущества дома и должны обслуживаться управляющей компанией.
В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования. Окончательно просит обязать ответчика зачислить в реестр муниципального имущества дренажно - ливневую канализацию и сооружения на ней, расположенные со стороны дворового фасада жилого <адрес><адрес> в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда, а также обязать ответчика произвести прочистку дренажно - ливневой канализации и сооружений на ней, расположенных со стороны дворового фасада жилого <адрес><адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Богданов В.Л. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика - Администрации МО «Город Архангельск» Родичева Ю.Г. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе, представила по делу письменные возражения.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее.
Богданов В.Л. проживает в г<адрес>, по <адрес>, в <адрес>, в <адрес>.
Между тем, дождеприемные колодцы сети дорожной дренажно-ливневой канализации, расположенные за проезжей частью автомобильной дороги вдоль <адрес><адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Согласно материалам дела в весенний и осенний периоды на указанной дороге от первого до шестого подъезда <адрес> в <адрес> образуются лужи.
Как следует из искового заявления, МУП «Архкомхоз» не откачивает воду с автомобильной дороги и не чистит дождеприемные колодцы сети дренажно-ливневой канализации. Дорога и прилагающий к ней тротуар находятся постоянно в затопленном состоянии. В настоящее время дождеприемные колодцы дренажно-ливневой канализации засыпаны песком, грязью и не функционируют.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Архкомхоз» указывает на то, что данные дождеприемные колодцы сети дренажно-ливневой канализации, с отклонением от норм в одно кольцо с врезкой в тепловую камеру, находятся в нерабочем состоянии и не числятся в хозяйственном ведении муниципального предприятия.
В свою очередь, Администрация МО «Город Архангельск» письмами от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№ указывает на то, что данные придомовые сети дренажно-ливневой канализации входят в состав общего имущества дома, должны обслуживаться ООО «Городская управляющая компания №» и не могут быть включены в реестр имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск».
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации дорожные придомовые проезды, этажность домов которых превышает более пяти этажей, по проекту застраиваемого участка должны быть оснащены сетью дождеприемных колодцев сети дренажно-ливневой канализации.
Согласно плану межевания дома дождеприемные колодцы сети ДЛК были построены вместе с домом в 1977 году. Колодцы находятся на дороге, оснащены решетками.
В соответствии с техническим паспортом автомобильная дорога и колодцы дренажно-ливневой канализации не входят в общее имущество дома. В земельный участок по техническому паспорту дома входит только основание дома.
Проведенной Прокуратурой города Архангельска ДД.ММ.ГГГГ проверкой наружной системы дренажно-ливневой канализации, обслуживающей жилой <адрес>, с участием представителей Администрации МО «Город Архангельск», МУП «Архкомхоз», ООО «Городская Управляющая Компания №», Совета <адрес> установлена необходимость проведения прочистки дождеприемных колодцев от грязи с установкой решеток в местах их отсутствия. Причина выявленных нарушений в том, что колодцы засыпаны грунтом, песком, щебнем.
Также согласно письму Прокуратуры г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по сообщению и.о. директора Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» выполнение мероприятий по прочистке магистральных сетей дренажно-ливневой канализации по <адрес> включено в план работ МУП «Архкомхоз» на текущий период в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ№-Суб.
В связи с тем, что сети дренажно-ливневой канализации у данного жилого дома являются бесхозяйными, а также имеется необходимость проведения прочистки дождеприемных колодцев указанного дома, магистральных сетей дренажно-ливневой канализации по <адрес> города ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Город Архангельск» внесено представление.
Однако представление Прокуратуры города Архангельска ответчиком не исполнено.
В соответствии с письмом Департамента муниципального имущества Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок для размещения внутриквартального проезда вдоль жилого <адрес><адрес> в сторону <адрес> сформирован площадью 1245 кв.м. и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 29:22:050509:1429, расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Данный внутриквартальный проезд 1977 года ввода протяженностью 100 м. зачислен в реестр муниципального имущества, принадлежащего Муниципальному образованию «Город Архангельск» на основании распоряжения заместителя мэра города Архангельска от 01.03.2007 г. № 212р. В соответствии с постановлением мэра города Архангельска от 10.12.2007 г. № 483 «Об управлении имуществом, составляющим казну муниципального образования «Город Архангельск» указанный внутриквартальный проезд передан на оперативный и технический учет Департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» по акту приема передачи от 13.11.2008 г. № 77 для обеспечения содержания.
Как установлено пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
На основании пункта 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности городских округов может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
На основании пункта 2 данного Приложения к объектам государственной собственности, передаваемым в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов.
Глава МО «Город Архангельск» возглавляет администрацию города, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по организации деятельности администрации города согласно п. 1.4. решения Архангельской городской думы от 25.11.2015 года № 291 «Об утверждении положения об Администрации муниципального образования «Город Архангельск».
В силу положений постановления мэра г. Архангельска от 12.03.2010 № 135 (редакция от 15.09.2014г.) «О распределении обязанностей между мэром города и заместителями мэра города», с изменениями, внесенными Постановлением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 08.02.2016 № 132, заместитель главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству решает вопросы функционирования и развития: городского энергетического, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и средств связи, содержания городских территорий, использования жилищного фонда, организует работу по содержанию и развитию объектов энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть -комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети. Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Следовательно, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 5 статьи 8 данного Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Таким образом, на Администрации МО «Город Архангельск» лежит обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязанность обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и
предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным
собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых
потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского
творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, сети дренажно-ливневой канализации не отнесены к объектам общего имущества многоквартирного дома.
Согласно письму Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» от 11 апреля 2017 года № 16-20/368 придомовые сети дренажно-ливневой канализации, а также колодцы сети дренажно-ливневой канализации не числятся в реестре муниципального имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск».
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозных недвижимых вещей регламентирован приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013г. № 170 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозных недвижимых вещей».
Как установлено судом, балансовая принадлежность сетей дренажно-ливневой канализации, а также дренажно-ливневых колодцев у жилого <адрес><адрес> не определена, в результате чего система водоотведения на данном участке фактически не обслуживается, что приводит к возникновению затопления и ненадлежащему водоотведению от указанного жилого дома.
Кроме того, по делу была назначена и проведена судебная экспертиза, согласно которой эксперт Шарыгина А.О. /ООО «Норд Эксперт»/ пришла к следующим выводам.
Дренажно-ливневая канализация и сооружения на ней (колодцы-дождеприемники Л1, Л2, Л3), расположенная со стороны дворового фасада жилого <адрес> и предназначенная для отвода поверхностных вод с внутриквартального проезда, является бесхозной. Согласно распоряжению мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об упорядочении границ эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры» эксплуатация данной сети должна осуществляться МУП «Архкомхоз» или муниципальными коммунальными организациями.
Проведение прочистки сети дренажно-ливневой канализации и дренажно-ливневых колодцев <адрес> необходимо. На момент проведения осмотра, ввиду полного засорения колодцев дренажно-ливневой сети и отсутствия полноценного доступа к колодцам, необходимость в проведении капитального ремонта определить не представляется возможным.
15
Кроме того, эксперт посчитала необходимым отметить что для восстановления работоспособности сети дренажно-ливневой канализации <адрес><адрес> необходимо выполнить следующие виды работ: определение места нахождения дождеприемника Л2, прочистку сети дренажно-ливневой канализации, замену решетки для сбора ливневых стоков дождеприемного колодца Л1. Данные работы относятся к работам текущего ремонта.
После проведения прочистки сети и установления места нахождения дождеприемника Л2 необходимо обследование сети на предмет определения пропускной способности трубопроводов, наличия разрушений трубопроводов, а также технического состояния колодцев сети. При необходимости проведения работ по замене или реконструкции существующих колодцев-дождеприемников, перекладке или реновации участков трубопроводов с заменой труб, ремонту или замене отдельных сооружений и устройств, требуется выполнение капитального ремонта дренажно-ливневой сети <адрес><адрес>
Каких-либо оснований ставить под сомнение вышеуказанные выводы судебного эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.
Неудовлетворительное содержание сетей дренажно-ливневой канализации, а также дренажно-ливневых колодцев у жилого <адрес> свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, что создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и нарушает права граждан, проживающих в указанном доме.
Таким образом, суд, изучив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить следующие сроки, в течение которых ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, обязать ответчика зачислить в реестр муниципального имущества дренажно - ливневую канализацию и сооружения на ней, расположенные со стороны дворового фасада жилого <адрес> в <адрес> в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда, а также обязать ответчика провести прочистку дренажно - ливневой канализации и сооружений на ней, расположенных со стороны дворового фасада жилого <адрес><адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек
Таким образом, с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в возврат в размере 300 рублей 00 копеек.
Кроме того, по данному делу была назначена и проведена судебная экспертиза, производство которой до настоящего времени не оплачено, расходы на проведение экспертизы составили 30 000 рублей.
Данные расходы на основании ходатайства ООО «Норд Эксперт» подлежат взысканию с ответчика в пользу экспертного учреждения (счет №/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Богданова В. Л. к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» об обязании зачислить в реестр муниципального имущества дренажно - ливневую канализацию и сооружения на ней, обязании провести прочистку дренажно - ливневой канализации и сооружений на ней - удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» зачислить в реестр муниципального имущества дренажно - ливневую канализацию и сооружения на ней, расположенные со стороны дворового фасада жилого <адрес><адрес>, в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» произвести прочистку дренажно - ливневой канализации и сооружений на ней, расположенных со стороны дворового фасада жилого <адрес><адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Богданова В. Л. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей 00 копеек.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Норд Эксперт» 30 000 рублей 00 копеек в счет возмещения расходов на проведение экспертизы (счет №/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2018 года.
Председательствующий В.Б. Беляков