ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-613/20 от 18.02.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

22RS0068-01-2019-009623-07

2-613/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Л.А.Аникиной

при секретаре А.А. Лощининой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее- УПФР) о возложении обязанности, об оспаривании решения.

В обоснование иска указала, что обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду того, что не подтвержден требуемый специальный стаж, ответчиком в специальный стаж не включен ряд периодов. С решением УПФР истец не согласна.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит возложить обязанность на ответчика включить в специальный стаж ФИО2 в льготном исчислении период работы в <данные изъяты>» .... в должности фельдшера (отпуск по уходу за ребенком) период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в <данные изъяты> в должности участковой медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также включить в специальный стаж периоды работы в <данные изъяты> в должности участковой медицинской сестры период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца просила требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в обоснование позиции ссылалсь на доводы письменного отзыва, который приобщен к делу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп.20 п.1 ст.30 ФЗ №400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ №173), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии со ст.36 ФЗ №400 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Статья 11 ФЗ №400 содержит положение о том, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ №173 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, поименованы медицинская сестра, фельдшер, больниц всех наименований.

В судебном заседании установлено, что 17.10.2019 истец обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 30.10.2019 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В решении указано, что по представленным документам специальный стаж истца в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет <данные изъяты>

Не засчитаны в специальный стаж период работы в <данные изъяты> в должности фельдшера (отпуск по уходу за ребенком) период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в данный период отсутствует факт осуществления трудовой деятельности,

период работы в <данные изъяты> в должности участковой медицинской сестры, а именно периоды командировки (повышения квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516,

период работы в <данные изъяты> в должности участковой медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения о работе в пенсионный орган не представлены.

Оценивая требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> утоняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе ФИО1 работала в <данные изъяты>, в режиме полной рабочей недели в должности фельдшера школы с ДД.ММ.ГГГГ приказ о приеме -к от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в детскую поликлинику с ДД.ММ.ГГГГ фельдшером школы в порядке перевода из 8 детской поликлиники в связи с реорганизацией, по согласованию между руководителями.

Согласно приказу Детской поликлиники от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте 1,5 лет до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу Детской поликлиники от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком 3-х летнего возраста до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке <данные изъяты>» утоняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе ФИО1 была принята в детскую поликлинику с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) на должность фельдшера школы в порядке перевода из 8-й детской поликлиники, уволена ДД.ММ.ГГГГ (приказ 06.08. -кп).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, статья Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2002 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался у истца до <данные изъяты>, суд приходит к выводу о возможности включения спорного периода с <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом, довод ответчика о том, что в данный период отсутствует факт осуществления трудовой деятельности, судом отклоняется.

Как следует из материалов дела, истец работала в <данные изъяты> в должности фельдшера школы с <данные изъяты> и далее, истец принята на работу в детскую поликлинику <данные изъяты> фельдшером школы в порядке перевода из 8 <данные изъяты> в связи с реорганизацией, по согласованию между руководителями.

То есть, период трудовой деятельности с <данные изъяты> является непрерывным. В связи с чем, фактических и правовых оснований для исключения из специального стажа данного спорного периода не имеется.

На основании вышеизложенного, суд включает в специальный стаж истца период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая во включении в специальный стаж ФИО2 периодов прохождения курсов повышения квалификации, пенсионный орган ссылается на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела истец находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Законодатель определил обязательное требование к медицинским работникам о подтверждении или повышении квалификации каждые пять лет для допуска к практической медицинской деятельности. Данные требования указаны в ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1, в Постановлении Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», в приказе Минздравсоцразвития России № 705 от 09.12.2008 «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников».

Повышение квалификации медицинского работника является обязанностью работника и работодателя в силу указания ст. 196 ТК РФ.

Согласно положениям ст. 187 ТК РФ (вступившего в действие с 01.02.2002), как и положениями ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее, предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Поскольку повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, за период обучения за истцом сохраняется место работы, средняя заработная плата, с которой производятся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд, то ответчиком необоснованно исключены из специального стажа истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В материалы дела представлены сертификаты и свидетельства о прохождении повышения квалификации.

Таким образом, требование о включении спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж истца подлежит удовлетворению.

Период работы в <данные изъяты> в должности участковой медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2002 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Не предоставление работодателем сведений об особых условиях труда истца в спорный период, не может являться основанием для отказа во включении указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством РФ обязанность по предоставлению вышеуказанных данных возложена на администрацию учреждения, а не работника. Ущемление прав работника из-за недоработок руководства по не предоставлению индивидуальных сведений в пенсионные органы, недопустимо.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является работником Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры участковая второго педиатрического отделения (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно графику отпусков, ФИО2 был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, общей продолжительностью 28 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графику отпусков, ФИО2 был предоставлен ежегодный дополнительный отпуск, общей продолжительностью 18 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно, согласно ответу на судебный запрос <данные изъяты> предоставило сведения, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, предусмотренной трудовыми законодательством для соответствующей должности.

На основании вышеизложенного, суд включает в специальный стаж истца также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку невыполнения работодателем своих обязанностей по предоставлению сведения о работе в Пенсионный фонд не может быть поставлено в ущемлении прав истца.

Правовых оснований для включения спорных периодов в льготном исчислении, как просит истец, не имается. Спорные периоды включаются истцу в специальный стаж в календарном порядке.

Истец также просит назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ № 400, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.

В силу положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи

Часть 1.1 указанного Закона предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.

Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно решению пенсионного органа, стаж истца составляет <данные изъяты>

При включении в специальный стаж истца спорных периодов работы, на дату обращения за назначением пенсии стаж истца составляет более <данные изъяты> лет.

Между тем, в силу действующего законодательства, пенсия истцу в данном случае не может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ (то есть, ранее срока, указанного в приложении 7 к вышеуказанному Федеральному закону).

При изложенных обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании положений ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить в части.

Включить ФИО2 в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края в пользу ФИО2 госпошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Аникина

Верно:

Судья Л.А. Аникина

Секретарь А.А. Лощинина