ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-613/2012 от 29.06.2012 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2012 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Трегуб Н.К.,

с участием старшего помощника прокурора г.Краснотурьинска Дранициной В.В.,

начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А., представителя муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Лутфуллиной Л.Г., действующей на основании доверенности от 23.05.2012, представителя заинтересованного лица – администрации городского округа «Краснотурьинск» Малышевой Е.А., действующей на основании доверенности № 6 от 10.01.2012,

при секретаре Стариковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Краснотурьинска об оспаривании приказа начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А. от <дата обезличена> №-О,

у с т а н о в и л:

Приказом начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А. от <дата обезличена> №-О «Об оплате за обучение в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (детских школах искусств)» с <дата обезличена> установлена ежемесячная родительская плата (частичное возмещение затрат местного бюджета на муниципальную услугу «Предоставление дополнительного образования детей в области начального художественного образования»») в размере 435 рублей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей: «Краснотурьинская детская музыкальная школа №», «Краснотурьинская детская музыкальная школа №», «Краснотурьинская детская художественная школа», «Краснотурьинская детская хореографическая школа».

Данный приказ опубликован в городской газете «Заря Урала» <дата обезличена>.

Прокурор г.Краснотурьинска обратился в суд с заявлением об оспаривании данного приказа, указав, что действующее законодательство не предполагает взимание платы с обучающихся, их законных представителей за реализацию образовательных программ в рамках основной образовательной деятельности для данного типа учреждений.

Пунктом 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 предусмотрено право государственного и муниципального образовательного учреждения оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Кроме того, п. 6 ст. 14 Закона «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Согласно п. 3 «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505, в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указывается перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. При этом п. 5 указанных Правил установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно положениям Письма Министерства образования Российской федерации от 21.07.1995 N 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Полагая, что оспариваемый приказ муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» противоречит указанным правовым нормам, а также Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, прокурор г.Краснотурьинска просит признать его незаконным.

В ходе рассмотрения дела прокурор г.Краснотурьинска заявленное требование уточнил, просит признать оспариваемый приказ незаконным и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Краснотурьинска Драницина В.В. заявленное и уточненное требование поддержала в полном объеме.

Начальник муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухунова М.А. с требованием прокурора не согласилась, пояснив в судебном заседании, что при принятии решения о введении родительской платы муниципальный орган «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» рассматривало проблему платы за обучение в детских школах искусств с учётом особенностей правового регулирования межбюджетных отношений и установленных законодательством полномочий муниципальных органов по решению вопросов местного значения.

Государственные социальные обязательства по предоставлению гражданам образования на бесплатной основе распространяются не на все его виды. Базовые социальные обязательства государства в сфере образования закреплены в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Положения Конституции были продублированы ст. 5, 50 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями, в которых установлены социальные гарантии реализации прав граждан на образование, закреплено за гражданами право на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах образовательных стандартов и требований. Дополнительного образования детей в этом перечне нет.

Государственные социальные гарантии по предоставлению образования гражданам на бесплатной основе обеспечиваются через механизм предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 26, 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом перечне образовательные учреждения дошкольного и общего (начального, основного, среднего) образования, учреждений дополнительного образования детей в перечне бюджетополучателей нет.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации и предоставлении гражданам образовательных услуг закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в ст. 16 названного закона к вопросам местного значения отнесена организация предоставления дополнительного образования детям, а ст. 17 предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, при решении вопросов местного значения, в том числе по предоставлению дополнительного образования детям на своей территории, муниципальные органы управомочены привлекать средства граждан в качестве источника софинансирования своих расходов. Данное утверждение основано и на ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в редакции от 03.12.2011 № 83-ФЗ), определяющей перечень неналоговых доходов бюджетов, который является открытым, а значит, поступающие в бюджет средства родительской платы можно отнести к иным неналоговым доходам бюджета.

Ст. 45 Закона «Об образовании» именуется «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательного учреждения». Из содержания статьи следует, что «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Это положение относится к случаям, когда дополнительные образовательные платные услуги оказываются в полном объеме за счет потребителя услуг. Детскими школами искусств такие услуги оказываются. Это образовательные услуги по обучению детей в группах раннего эстетического развития.

Основная деятельность детских школ искусств, финансируемая из бюджета, согласно терминологии бюджетного кодекса Российской Федерации квалифицируется как муниципальные услуги, финансирование которых осуществляется на основе муниципального задания, в этом основное отличие от платных дополнительных образовательных услуг (ст. 69.1 и 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ).

Родительская плата за предоставление муниципальных образовательных услуг в детских школах искусств, установленная приказом муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» от 23.12.2011 № 70-О, является частичным возмещением затрат бюджета на предоставление муниципальных услуг и не может рассматриваться как платные дополнительные образовательные услуги.

Таким образом, ст. 14 и 45 Закона «Об образовании», устанавливают право образовательного учреждения и порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг и не распространяют своё действие на муниципальные услуги, оказываемые населению в рамках муниципального задания. Из текста п.3 ст. 45 Закона «Об образовании» («платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджета») следует лишь то, что часы, отведённые под основную деятельность (реализацию муниципальных услуг), в рамках утверждённых учебных планов и образовательных программ, нельзя занимать платными дополнительными образовательными услугами. Исходя из того, что родительская плата не является платой за предоставление платных дополнительных образовательных услуг, к ней не могут применяться положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505 и Письма министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М.

Оспариваемый приказ Муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» от 23.12.2011 № 70-0 не противоречит и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, так как перечень источников формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются открытым, следовательно, разрешено всё, что не запрещено действующим законодательством Российской Федерации.

Она просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Краснотурьинска.

Представитель муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Лутфуллина Л.Г. с заявленным требованием не согласилась, позицию начальника управления культуры поддержала в полном объеме, пояснив, что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не запрещает органу местного самоуправления устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и предприятиями и привлекать средства граждан в целях софинансирования расходов при оказании муниципальных услуг.

Представители муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей: «Краснотурьинская детская музыкальная школа №», «Краснотурьинская детская музыкальная школа №», «Краснотурьинская детская художественная школа», «Краснотурьинская детская хореографическая школа», привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, направили письменные ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с заявлением прокурора не согласились.

В предыдущем судебном заседании директор Краснотурьинской детской музыкальной школы № <ФИО>1, директор Краснотурьинской детской музыкальной школы № <ФИО>2, директор Краснотурьинской детской художественной школы <ФИО>3, директор Краснотурьинской детской хореографической школы <ФИО>4 полностью поддержали позицию начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А., просили отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Краснотурьинска.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Краснотурьинск – Малышева Е.А. заявленное требование не признала, полагая, что оспариваемый приказ законный.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав представленные документы, суд считает заявление прокурора г.Краснотурьинска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Муниципальные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законным, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законным, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемый приказ является муниципальным правовым актом, поскольку рассчитан на неоднократное применение, обязательно для неопределенного круга лиц, принят должностным лицом органа местного самоуправления в соответствии с Уставом городского округа Краснотурьинск, утвержденным Решением Краснотурьинской городской Думы от 23.06.2005 № 76 (в последующих редакциях), опубликован в городской газете.

В соответствии с частями 2 и 3 ст.43 Конституции Российской Федерации бесплатно в Российской Федерации можно получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное и высшее образование с государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации (пункт «е» ст.72 Конституции Российской Федерации).

На момент издания оспариваемого приказа действовал Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 385-ФЗ, которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере дополнительного образования разграничены следующим образом.

В соответствии с п.п.6.1 п.1 ст.29 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения относятся (подпункты 2,4 пункта 1 ст.31):

- организация предоставления дополнительного образования детям за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения);

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 41 настоящего Закона определены источники финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося воспитанника, а также на иной основе.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона).

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Подпунктом «ж» пункта 5 части 1 статьи 13 Закона предписывается обязательно указывать в уставе учреждения наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).

В представленных уставах перечисленных выше школ искусств указано, что школы вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (п.2.3, 2.4). Также указано, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, что предусмотрено ст.45 Закона «Об образовании».

В Свердловской области в рамках разграничения полномочий принят Областной закон № 26-ОЗ от 16.07.1998 (в редакции от 24.02.2012) «Об образовании в Свердловской области». Пункт 3 статьи 9 названного Областного закона устанавливает, что муниципальные образовательные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области вправе оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные. Там же иным образом оговорено положение негосударственных образовательных организаций: в соответствии с федеральным законом негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с федеральным законом образовательных стандартов и требований.

Таким образом, из системного толкования положений Закона Российской Федерации «Об образовании» и Областного закона «Об образовании в Свердловской области» вытекает, что образовательные услуги в рамках основной программы финансируются за счет бюджета, а иные средства, кроме бюджетных, в том числе средства родителей могут привлекаться в образовательных учреждениях в порядке пункта 8 ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании» за дополнительные образовательные и иные (не образовательные) услуги.

Поскольку в оспариваемом приказе указано, что устанавливается ежемесячная родительская плата в перечисленных выше муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, несмотря на обозначение родительской платы как частичное возмещение затрат местного бюджета на муниципальную услугу «Предоставление дополнительного образования детей в области начального художественного образования», суд приходит к выводу, что плата взимается за образовательные услуги, предусмотренные основной программой учреждений.

Руководители образовательных учреждений дополнительного образования детей в предыдущем судебном заседании подтвердили, что взимаемая плата с дополнительными услугами, оказываемыми сверх программы, не связана.

Таким образом, оспариваемый приказ вынесен с нарушением действующего законодательства и должен быть признан недействующим.

В судебном заседании установлено и подтверждено показаниями свидетелей <ФИО>5, и.о.начальника финансового управления городского округа Краснотурьинск, <ФИО>6, начальника отдела прогнозирования доходов финансового управления городского округа «Краснотурьинск», <ФИО>7, главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, что денежные средства, поступающие в качестве родительской платы, фактически учитывались при формировании бюджета на образовательную деятельность названных детских учреждений и перечислялись на единый счет доходов городского округа в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется до настоящего времени, на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора г.Краснотурьинска об оспаривании приказа начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А. от <дата обезличена> №-О удовлетворить.

Признать приказ начальника муниципального органа «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Мухуновой М.А. от 23.12.2011 № 70-О «Об оплате за обучение в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (детских школах искусств)» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное решение или сообщение о решении на основании части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит опубликованию в газете «Заря Урала».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий: судья Трегуб Н.К.

Решение в окончательной форме изготовлено с использованием компьютерной техники 05 июля 2012 года.

СОГЛАСОВАНО:

Судья: Н.К. Трегуб