ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-613/2022 от 05.07.2022 Усманского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-613/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июля 2022 года г. Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Поляковой О.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского района Липецкой области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского района Липецкой области, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 30.12.2021 № 823 утвержден Устав муниципального унитарного предприятия «Усманский водоканал». 01.02.2022 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ОГУП «Усманский водоканал» с 01.02.2022 в ЕГРЮЛ числится как МУП «Усманский водоканал», учредителем которого является администрация Усманского муниципального района Липецкой области. Муниципальное унитарное предприятие «Усманский водоканал», одним из основных видов деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, оказывает населению Усманского района Липецкой области услуги по питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, являясь ресурсоснабжающей организацией. Согласно внесенным изменениям, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Липецкой области от 22.12.2020 № 488-03 (ред. 17.12.2021) к полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных районов, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов. Данные полномочия региональным законом с 01.01.2022 отнесены к ведению Усманского муниципального района на соответствующей территории, что соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ответу заместителя главы администрации от 30.05.2022 схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского муниципального района не разработана и не утверждена. Просит обязать администрации Усманского муниципального района Липецкой области в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области.

В судебном заседании помощник прокурора Нартов Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Терновых Д.Ю. в судебном заседании исковые требования признал, объяснила, что в настоящее время уже ведутся работы по разработке схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспеченияжизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых всоответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральнымзаконом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправлениясамостоятельно.

Согласно п.4 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- иводоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливомотносится к полномочиям муниципального района.

Частями 1-4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «Оводоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) развитиецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения иили) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения иводоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии сдокументами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

В силу п, 4 ч. 1,ч. 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений относятся к полномочиям муниципального района.

Согласно ч. 5 ст. 38 названного Закона схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Ф от 05.09.2013 № 782, схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Пунктом 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы: технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; направления развития централизованных систем водоснабжения; баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Установлено, что постановлением администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 30.12.2021 № 823 утвержден Устав муниципального унитарного предприятия «Усманский водоканал». 01.02.2022 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ОГУП «Усманский водоканал» с 01.02.2022 является МУП «Усманский водоканал», учредителем которого является администрация Усманского муниципального района Липецкой области. Муниципальное унитарное предприятие «Усманский водоканал», одним из основных видов деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, оказывает населению Усманского района Липецкой области услуги по питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, являясь ресурсоснабжающей организацией.

Согласно внесенным изменениям, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Липецкой области от 22.12.2020 № 488-03 (ред. 17.12.2021) к полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных районов, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов. Данные полномочия региональным законом с 01.01.2022 отнесены к ведению Усманского муниципального района на соответствующей территории, что соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нарушение приведенного законодательства РФ схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского муниципального района не разработана и не утверждена, что подтверждается ответом заместителя главы администрации от 30.05.2022.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Учитывая объем работ и сроки разработки схемы водоснабжения и водоотведения, для исполнения требований прокурора суд считает необходимым установить пятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию Усманского муниципального района Липецкой области, ИНН 48160003500, обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения сельского поселения Сторожевско-Хуторской сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Усманский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.М. Полякова